Экологический аудит и его объекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:19, реферат

Описание работы

Впервые система экологического аудита была применена фирмами в США в 70-х гг. XX в. с целью выполнить требования, заложенные в американском природоохранном законодательстве того периода. К концу 80-х гг. некоторые компании достигли даже более жестких показателей, чем те, что были предусмотрены законодательством.
Экологический аудит представляет собой открытый для развития метод в рамках более общей системы экологического менеджмента, с помощью которого в стратегию бизнеса и в основные параметры производственного процесса поэтапно внедряются все более жесткие экологические требования.

Файлы: 1 файл

реферат РЭ.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что традиционно результаты аудиторской  проверки предназначены, прежде всего, для внутреннего использования  самой компанией, в настоящее  время большинство фирм, реагируя на требования различных заинтересованных групп, в том числе и из внутренней среды фирмы, а также правительств и неправительственных организаций Европейского Союза, стремятся к широкой публикации этих результатов. С введением системы экомаркировки продукции роль экоаудита становится весьма существенной.

Публикация результатов, открытость информации для общественности, комплексный подход, применение концепции жизненного цикла, обязательность процедуры экоаудита в рамках EMAS, BS 7750, ISO-14000 способствуют развитию самой системы экоаудита.

В качестве таких  перспектив выделяются следующие:

расширенная трактовка  понятия безопасности и отсутств

ие угрозы как  для здоровья людей, так и для  всего живого;

приоритет долгосрочных целей над краткосрочными. В связи  с этим в специальной литературе различаются

понятия «экологический аудит» и «аудит природопользования».

Аудит природопользования – это средство менеджмента, представляющее систематическую, документированную, периодическую и объективную  оценку эффективности систем менеджмента  посредством:

    • обеспечения практики экологического менеджмента и контроллинга;
    • достижения соответствия между политикой компании и требованиями законодательства.

Экологический аудит – это проверка и пересмотр  деятельности компании с точки зрения перспектив «глубокой экологичности» или новой парадигмы. Такой сдвиг мотивируется переносом ценностей внутри корпоративной структуры от доминирования к партнерству, от идеологии экономического роста – к идеологии экологической устойчивости.

Это приводит к соответствующим сдвигам от механического к системному мышлению, и, соответственно, к новому стилю менеджмента, известному как системный менеджмент. Результатом экологического аудита становится план действий по минимизации экологического вреда компании и созданию условий для того, чтобы сделать все ее операции более безопасными в экологическом отношении.

Современная система  экологического менеджмента выросла  из распространившихся с начала 1980-х  гг. «систем управления качества» (TQM Total Quality Management), когда многие фирмы почувствовали возможность получения выгоды от контроля за качеством выпускаемой продукции.

Система управления качеством исходила из требования «отсутствия  дефектов качества» производимой продукции. Такой подход основывался на теоретическом предположении о том, что снижение дефектов на всех стадиях производственного процесса ведет к снижению издержек производства. Для многих предусмотрительных компаний контроль за экологическим качеством продукции стал одним из важных пунктов улучшения своей стратегии. Эффективная деятельность предприятия в сфере экологического менеджмента рассматривается как основная гарантия экологической безопасности и возможности управления экологическими рисками в процессе проектирования, строительства и эксплуатации промышленных объектов.

Понимание того факта, что ущерб природе или  здоровью от произведенного продукта является дефектом качества продукции, привело к созданию специальной  системы контроля за качеством экологического менеджмента (TQEM – Total Quality Environmental Management).

Центральной для TQEM являлась задача вовлечения в систему  контроля за качеством продукции  и процесса ее производства всего  персонала, чтобы исключить возможные  ущербы, которые могут быть нанесены окружающей среде, и соответственные дефекты качества продукции на протяжении всего цикла производства продукции.

Как менеджмент качества, так и экологический  менеджмент являются долгосрочными  процессами. Несмотря на то, что цели, преследуемые этими системами (нулевые  дефекты и нулевое загрязнение), в принципе недостижимы, все же их постановка означает принятие компаниями стратегии постоянных улучшений качества продукции и производственного процесса. Центральным здесь является понятие удовлетворения потребителя, трактуемое в широком смысле, т.е. с учетом экологических потребностей и вовлечения в процесс улучшения качества всех заинтересованных групп.

Поскольку потребители  становятся все более искушенными  по части качества продукта, который  на всех стадиях своего жизненного цикла не должен оказывать негативного влияния на окружающую среду, то принятие принципов TQEM становится хорошей, глубокой и выгодной деловой практикой.

Как и менеджмент качества, экологический менеджмент предприятия после проведения аудита может быть документирован в экологическом справочнике с целью:

  • упорядоченного представления задач и сфер ответственности;
  • лучшей коммуникации внутри предприятия и вне его (государственные органы, клиенты, имидж и т.д.). [5]

Таким образом, экологический аудит, нацеливающий фирму на усовершенствование системы менеджмента, дает ей определенные преимущества как по части качества продукции и связанных с ним конкурентных преимуществ, так и для формирования дружественных отношений с законодательством.

В целом, развитие деятельности в области экологического менеджмента позволит не только решать конкретные экономические и природоохранные задачи, стоящие перед отдельными предприятиями и страной в целом, но и вовлечь неиспользуемый потенциал страны (в том числе культурный, интеллектуальный, предпринимательский) в решение национальных и мировых экологических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В УКРАИНЕ

 

 

На современном  этапе развития рыночной экономики нельзя оставаться в стороне от экологических проблем. Влияние современных технических средств на окружающую среду настолько большое, что принимает ярко выраженные глобальные масштабы и приводит к возникновению аварийных си­туаций, экологических катастроф.

Следует отметить, что в Украине система экоаудита находится в стадии формирования. Первые попытки применения его методики на основе анализа зарубежного опыта были предприняты в 1992 г. В настоящее время происходит включение экоаудита во все процедуры принятия решений в сфере природо­пользования и охраны окружающей среды. Позитивным является принятие Закона Украины «Об экологическом аудите» 24 июня в 2004 г[3].

Однако системное  и фундаментальное исследование вопросов экологического аудита в Украине  практически отсутствует. Сдерживающим моментом является отсутствие необходимой правовой базы, неразработанность нормативных и методических документов, отсутствие достаточного количества профессиональных экологических аудиторов и организации надлежащей их подготовки, ненадлежащая организация работ по взаимопризнанию экоаудиторов Украины и зарубежных стран.

Законодательной основой в сфере экологического аудита в Украине является Закон Украины "Об экологическом аудите".

Экологический аудит в Украине проводится с  целью обеспечения исполнения законодательства в сфере охраны окружающей природной среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Законом предусмотрено  два вида экологического аудита: добровольный и обязательный. Добровольный - осуществляется по инициативе руководства объекта  аудита или по согласованию с ним, если Заказчиком аудита выступает третье заинтересованное лицо. Обязательный - осуществляется по заказу заинтересованных государственных органов для объектов или видов деятельности, представляющих повышенную экологическую опасность.

Обязательный  экологический аудит в Украине проводится в случаях:

    • банкротство;
    • приватизация;
    • передача или приобретение в государственную или коммунальную собственность;
    • передача в долгосрочную аренду объектов государственной или коммунальной собственности;
    • создание на основе объектов государственной и коммунальной собственности совместных предприятий;
    • экологическое страхование объектов;
    • завершения действия соглашения о распределении продукции соответственно закону;
    • в других случаях, предусмотренных законом.

В настоящее  время экологический аудит осуществляется так же по заказу субъектов хозяйственной деятельности на добровольной основе. Такие аудиты проводятся по заказу инициаторов (промышленных предприятий и компаний, международных финансовых организаций и частных инвесторов) для получения объективной оценки экологических аспектов деятельности предприятия, в том числе, при планировании, выборе оптимальной стратегии развития, принятии решения о предполагаемых инвестициях. [1]

Современная экологическая  ситуация в Украине характеризуется  негативным состоянием окружающей среды: усилением антропогенного воздействия на природу, интенсификацией использования природных ресурсов, увеличением количества промышленных и иных объектов и производств, функционирование которых представляет собой реальную угрозу жизни и здоровью населения и экологической безопасности ее территорий, что является актуальной проблемой современности. В этой связи необходимым является развитие такого направления в аудите как экологический аудит, результаты которого позволяют формировать динамику эколого-экономических процессов на предприятиях регионов и Украины в целом и на основе анализа этих процессов разрабатывать природоохранные программы

Для востребованности услуг экологического аудита необходима совместная слаженная работа аудиторской  команды и специалистов предприятия, соответствующие знания и навыки в данной области, как аудиторов, так и работников предприятия, что на данном этапе развития экологического аудита отсутствует.

Анализируя  причины невостребованности услуг  экологического аудита на предприятиях Украины, следует указать на необходимость совершенствования Закона Украины «Об экологическом аудите», внесение в него ряда дополнений и изменений, а именно[3]:

  • необходимость обязательного проведения экологического аудита на всех предприятиях, представляющих экологическую опасность, независимо от их формы собственности,
  • проведение экологического аудита на тех объектах, которые не задействованы в производственной деятельности, но представляют угрозу для окружающей среды (склады радиоактивного оборудования, химикатов), что позволит расширить границы экологического аудита.

Для увеличения количества профессиональных кадров в  области экологического аудита необходима разработка рекомендаций и предложений  по обучению аудиторов, в частности, проведение спецкурсов с целью повышения их экологического воспитания и образования.

Развитие отношений  субъектов хозяйственной деятельности с органами государственного экологического контроля, консультирование по вопросам повышения эффективности и рационального  использования природных ресурсов, регулирование воздействия на окружающую среду, финансовая помощь предприятиям со стороны государства позволит создать выгодные условия для их деятельности и сформировать заинтересованность в услугах экологического аудита. [4]

Также в совершенствовании Закона «Об экологическом аудите», следует внести такой ряд изменений:

Необходимо  обеспечить обязательность проведения экологического аудита на всех предприятиях, представляющих экологическую опасность,  независимо от их формы собственности. Закрепить законодательно обязательность выполнения рекомендаций экологического аудита.

Расширить сферу  экологического аудита и на объекты, которые уже выпали из производственной деятельности, но представляют угрозу для окружающей среды – старые хвостохранилища, нефтехранилища и накопители токсичных отходов, в том числе пестицидов и минеральных удобрений, заброшенные свалки, зоны обрушения над горными выработками, зоны оползней и подтоплений и т.д.

Необходимо  в кратчайший период разработать  и принять единую методическую базу для проведения аудита, единые требования к аудиторам, единые условия для аудируемого объекта и многое другое.

Весьма перспективным  является интеграция методической базы экологических аудитов в рамках построения систем ISO-14000 и процедур экологического аудита в рамках Закона «Об экологическом аудите».

Для этого необходимым  является создание единого научно-методического  центра экологического аудита. Основными  функциями такого центра могли бы стать – анализ и обобщение результатов экологических аудитов, совершенствование методической, нормативной и законодательной  базы экологического аудита.

Информация о работе Экологический аудит и его объекты