Экологический мониторинг и кадастры природных ресурсов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:50, доклад

Описание работы

Введение экологических нормативов позволяет решить следующие задачи:
1)Нормативы позволяют определить степень воздействия человека на окружающую среду. Мониторинг окружающей среды строиться не только на наблюдении за природой. Данное наблюдении должно быть предметно, оно должно с помощью технических показателей определить степень загрязнения воздуха, воды и т.д.
2)Нормативы позволяют осуществлять государственным органом контроль за деятельностью природопользователей. Экологический контроль проявляется в то, что определяется не как загрязняется природа, а какой уровень загрязнения, превышает ли он установленные нормативы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретический аспект идей экологического нормирования..................3
2.Основные понятия и определения...........................................................4
3. Нормирование области охраны окружающей среды............................7
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

докл 1.docx

— 37.75 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«ИжГТУ им. М.Т.Калашникова»

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

 

По дисциплине: “Экология”

 

На тему: “ Экологический мониторинг и кадастры природных ресурсов России”

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. 6-77-1

Коробейников  Е.И.

 

Проверил:

к.т.н. доцент

Янников И.М.

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013

Содержание:

Введение

1. Теоретический аспект идей  экологического нормирования..................3

2.Основные понятия и определения...........................................................4

3. Нормирование области охраны окружающей среды............................7

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человечество не может позволять  себе дальнейшее загрязнения окружающей среды. Единственный выход из этой ситуации  - это выработка рациональных взаимодействий  с окружающей средой. Соответственно речь в этом докладе пойдет о нормирование допустимых воздействий на окружающую среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретический аспект  идей экологического нормирования

[Одной из важных функций государственного  управления в области экологии  является установление нормативов  качества окружающей среды. В.В.Петров, характеризуя стандарты качества  окружающей среды, подчеркивал:  «Это единые, отвечающие достигнутому  уровню научно-технического прогресса  требования, правила, нормативы,  предъявляемые компетентными органами  государства к состоянию окружающей  среды, к деятельности производственно-хозяйственных  и иных объектов».1

Согласно Закона «Об охране окружающей среды» нормирование качества окружающей среды ставит целью установление научно-обоснованных предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность и охрану здоровья населения, обеспечивающих предотвращение загрязнение окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Введение экологических нормативов позволяет решить следующие задачи:

1)Нормативы позволяют определить  степень воздействия человека  на окружающую среду. Мониторинг  окружающей среды строиться не  только на наблюдении за природой. Данное наблюдении должно быть  предметно, оно должно с помощью  технических показателей определить  степень загрязнения воздуха,  воды и т.д.

2)Нормативы позволяют осуществлять  государственным органом контроль  за деятельностью природопользователей. Экологический контроль проявляется  в то, что определяется не как  загрязняется природа, а какой  уровень загрязнения, превышает  ли он установленные нормативы.

3)Экологические нормативы служат  основанием для применения мер  ответственности в случаи их  превышения. Зачастую экологические  нормативы служат единственным критерием в привлечении виновного лица к ответственности. К примеру, предприятие имеет разрешение на выброс отходов, поэтому сам факт загрязнения природы не является основанием для привлечения к ответственности. Но в случае, если предприятие превысило установленный норматив по отходам, его можно привлечь к ответственности.]  [1]

2.Основные понятия и определения

В соответствии с  природоохранительным законодательством  Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды  производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство  природных ресурсов в условиях устойчивого  развития хозяйственной деятельности [4, статья 25]. При этом под воздействиемпонимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду.

Определенная таким  образом цель подразумевает наложение  граничных условий (нормативов) как  на само воздействие, так и на факторы  среды, отражающие и воздействие, и  отклики экосистем. Принцип антропоцентризма верен и в отношении истории  развития нормирования: значительно  ранее прочих были установлены нормативы  приемлемых для человека условий  среды (прежде всего, производственной). Тем самым было положено начало работам  в области санитарно-гигиенического нормирования. Однако человек не самый  чувствительный из биологических видов, и принцип "Защищен человек  — защищены и экосистемы", вообще говоря, неверен.Экологическое нормирование предполагает учет так называемой допустимой нагрузки на экосистему. Допустимой считается такая нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды [1]. К настоящему времени известны лишь некоторые попытки учета нагрузки для растений суши и для сообществ водоемов рыбохозяйственного назначения (несколько слов об этом будет сказано в разделах, посвященных нормированию качества воздуха и воды; соотвествующие нормативы приведены в табл. 2.4.2 и 2.3.5 Приложения 2).

Как экологическое, так и санитарно-гигиеническое  нормирование основаны на знании эффектов, оказывемых разнообразными факторами  воздействия на живые организмы. Одним из важных понятий в токсикологии и в нормировании является понятие вредного вещества 1.

В специальной литературе принято называть вредными все вещества, воздействие которых на биологические системы может привести к отрицательным последствиям. Кроме того, как правило, все ксенобиотики (чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества) рассматривают как вредные.

Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов  питания основывается на концепции  пороговости воздействия. Порог вредного действия — это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Таким образом, пороговая доза вещества (или пороговое действие вообще) вызывает у биологического организма отклик, который не может быть скомпенсирован за счет гомеостатических механизмов (механизмов поддержания внутреннего равновесия организма).

Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются  и утверждаются специально уполномоченными  государственными органами в области  охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора  и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных  стандартов [12]. Отметим, что утвержденные в СССР нормативы были весьма жесткими, но редко соблюдались на практике. В основе санитарно-гигиенического нормирования лежит понятие предельно допустимой концентрации.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) — нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства [12].

Таким образом, санитарно-гигиеническое  нормирование охватывает все среды, различные пути поступления вредных  веществ в организм, хотя редко  отражаеткомбинированное действие (одновременное или последовательное действие нескольких веществ при одном и том же пути поступления) и не учитывает эффектовкомплексного (поступления вредных веществ в организм различными путями и с различными средами — с воздухом, водой, пищей, через кожные покровы) исочетанного воздействия всего многообразия физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Существуют лишь ограниченные перечни веществ, обладающих эффектом суммации при их одновременном содержании в атмосферном воздухе.

Анализ того, как  изменяются с течением времени значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительности, вернее — об относительности наших  знаний о безопасности или опасности  тех или иных веществ. Достаточно вспомнить о том, что в пятидесятые  годы ДДТ считался одним из безопаснейших  для человека инсектицидов и широко рекламировался для использования  в быту. Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной  информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК)— полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года. В приложениях приводятся значения ВДК для различных загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве.

Подчеркнем, что  в соответствии с Постановлением № 1 от 06.02.92 Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ [13] на территории России до принятия соответствующих нормативных актов РФ действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшим Министерством здравоохранения СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.

В публикациях иногда встречаются и другие характеристики загрязняющих веществ. Под токсичностью понимают способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, что в свою очередь приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям) или, в тяжелых случаях, к гибели. Фактически токсичность — мера несовместимости вещества с жизнью [10].

Степень токсичности  веществ принято характеризовать  величиной токсической дозы — количеством вещества (отнесенным, как правило, к единице массы животного или человека), вызывающим определенный токсический эффект. Чем меньше токсическая доза, тем выше токсичность [10].

Различают среднесмертельные (ЛД50), абсолютно смертельные (ЛД100), минимально смертельные (ЛД0-10) и др. дозы. Цифры в индексе отражают вероятность (%) появления определенного токсического эффекта — в данном случае, смерти, в группе подопытных животных. Следует иметь в виду, что величины токсических доз зависят от путей поступления вещества в организм [11]. Доза ЛД50 (гибель половины подопытных животных) дает значительно более определенную в количественном отношении характеристику токсичности, чем ЛД100 или ЛД0. В зависимости от типа дозы, вида животных и пути поступления, выбранных для оценки, порядок расположения веществ на шкале токсичности может меняться. Величина токсической дозы не используется в системе нормирования.

Санитарно-гигиенические  и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению  к здоровью человека и состоянию  экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его  деятельность. Требования, предъявляемые  собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы. К научно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды. В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

Научно-техническое  нормирование предполагает введение ограничений деятельности хозяйственных объектов в отношении загрязнения окружающей среды, иными словами, определяет предельно допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву. Таким образом, от предприятий требуется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение пределов выбросов и сбросов вредных веществ, установленных для объекта в целом или конкретных источников, входящих в его состав. Зафиксированное превышение величин ПДКв или ПДКмр в окружающей среде само по себе не является нарушением со стороны предприятия, хотя, как правило, служит сигналом невыполнения установленных научно-технических нормативов (или свидетельством необходимости их пересмотра).

Постановлением  Правительства РФ от 3 августа 1992 года № 545 принят "Порядок разработки и утверждения экологических  нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную  среду, лимитов использования природных  ресурсов, размещения отходов". 

 

3. Нормирование области охраны окружающей среды

В этом разделе  будут рассматриваться основные законы принятые в нормирование области  охраны окружающей среды

Статья 19. Основы нормирования в области  охраны окружающей среды

1. Нормирование в области охраны  окружающей среды осуществляется  в целях государственного регулирования  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую  среду, гарантирующего сохранение  благоприятной окружающей среды  и обеспечение экологической  безопасности.

2. Нормирование в области охраны  окружающей среды заключается  в установлении нормативов качества  окружающей среды, нормативов  допустимого воздействия на окружающую  среду при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности, иных нормативов  в области охраны окружающей  среды, а также нормативных  документов в области охраны  окружающей среды.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

3. Нормативы и нормативные документы  в области охраны окружающей  среды разрабатываются, утверждаются  и вводятся в действие на  основе современных достижений  науки и техники с учетом  международных правил и стандартов  в области охраны окружающей  среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды

Разработка нормативов в области  охраны окружающей среды включает в  себя: проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды; проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке; установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды; осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды; формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;  оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды. 

Информация о работе Экологический мониторинг и кадастры природных ресурсов России