Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:14, контрольная работа
Мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер охраны окружающей среды, функция государственного управления и правовой институт. Мониторинг – это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений.
1. Экологический мониторинг. Виды мониторинга……...…….....3
2. Экологическое страхование…..……………….……....….....….10
Используемая литература…..…….…………...…………………. 18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «ЭКОЛОГИЯ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОЛОГИЯ»
Выполнил:
Студент
1-го курса заочного отд. специальности
080200.62
Чуйко Иван Васильевич
зачетная книжка номер 310259
Проверил(а):
______________________________
Санкт – Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экологический мониторинг. Виды мониторинга……...…….....3
2. Экологическое страхование…..……
Используемая литература…..…….…
Мониторинг окружающей среды может характеризоваться
как одна из мер охраны окружающей среды,
функция государственного управления
и правовой институт. Мониторинг – это
система долгосрочных наблюдений, оценки
и прогноза состояния окружающей среды
и его изменений.
Экологический мониторинг
- это совокупность организационных структур,
методов, способов и приемов наблюдения
за состоянием окружающей среды, происходящими
в ней изменениями их последствиями, а
также за потенциально опасными для окружающей
среды, здоровья людей и контролируемой
территории видами деятельности, производственными
и иными объектами. .
Основные положения
о мониторинге сформулированы в Федеральном
Законе «Об охране окружающей среды».
Кроме того, положения о мониторинге имеются
во всех природоресурсных и иных нормативных
правовых актах. К примеру, органы санэпиднадзора
обязаны проводить социально-гигиенический
мониторинг, регулируемый Положением
о санитарно-гигиеническом мониторинге. .
Федеральный закон «Об охране окружающей
среды» от 10 января 2002 г. использует только
два понятия: мониторинг окружающей среды,
т. е. комплексная система наблюдения за
состоянием окружающей среды, оценки и
прогноза его изменений под воздействием
природных и антропогенных факторов, и
государственный экологический мониторинг,
т. е. мониторинг окружающей среды, осуществляемый
органами государственной власти и ее
субъектов. .
Субъекты
экологического мониторинга — органы
исполнительной власти РФ И субъектов
РФ, органы местного самоуправления, специализированные
организации, уполномоченные на осуществление
функций экологического мониторинга,
субъекты экономической деятельности,
общественные объединения.
Экологический мониторинг проводится
специальной наблюдательной сетью. Это
система стационарных и подвижных пунктов
наблюдений, в том числе постов, станций,
лаборатории, центров, бюро, обсерваторий.
Значительная часть наблюдательной сети
функционирует в рамках Федеральной службы
России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды, Государственной службы
по санитарно-эпидемиологическому надзору
Министерства здравоохранения РФ, а также
Министерства сельского хозяйства РФ,
Государственной инспекции по торговле,
Государственной службы наблюдения за
состоянием окружающей природной среды
Министерства природных ресурсов РФ, других
федеральных органов исполнительной власти
и их территориальных органов. Кроме того,
субъектами РФ, органами местного самоуправления
создаются соответствующие посты, станции
и иные элементы наблюдательной сети для
ведения регионального или локального
мониторинга.
Объекты экологического
мониторинга — это окружающая среда в
целом и отдельные ее элементы; негативные
изменения качества окружающей среды,
способные оказать отрицательное влияние
на здоровье и имущество людей, безопасность
территорий; виды деятельности, оцениваемые
законодательством как представляющие
потенциальную угрозу для окружающей
среды, здоровья людей и экологической
безопасности территорий; оборудование,
технологии, производственные и иные технические
объекты, существование, использование,
преобразование и уничтожение которых
представляет опасность для окружающей
среды и здоровья людей; чрезвычайные
и иные внезапно возникшие физические,
химические, биологические и иные обстоятельства
(аварии, инциденты, иные нештатные ситуации),
способные оказать негативное воздействие
на окружающую среду и здоровье людей;
обладающие особым правовым статусом
территории и объекты (например, заповедные).
Законодательством могут быть установлены
порядок регистрации объектов экологического
мониторинга, ведение Единого реестра
таковых, ограничения на доступ к экологической
информации и другие правила, регулирующие
организацию и
осуществление мониторинга.
Экологический мониторинг осуществляется
в целях:
- наблюдения за состоянием окружающей
среды, в том числе за состоянием окружающей
среды в районах расположения источников
антропогенного воздействия и воздействием
этих источников на окружающую среду;
- оценки и прогноза изменений состояния
окружающей среды под воздействием природных
и антропогенных факторов; .
- обеспечения потребностей государства,
юридических и физических лиц в достоверной
информации о состоянии окружающей среды
и ее изменениях, необходимой для предотвращения
и (или) уменьшения неблагоприятных последствий
таких изменений. .
Информация, полученная при осуществлении
экологического мониторинга, используется
при:
- разработке прогнозов социально-экономического
развития Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований и принятии соответствующих
решений; .
- разработке федеральных программ в области
экологического развития Российской Федерации,
целевых программ в области охраны окружающей
среды субъектов Российской Федерации,
инвестиционных программ, а также мероприятий
по охране окружающей среды; .
- осуществлении контроля в области охраны
окружающей среды и проведении экологической
экспертизы; .
- прогнозировании чрезвычайных ситуаций
и проведении мероприятий по их предупреждению;
- подготовке данных для ежегодного государственного
доклада о состоянии и об охране окружающей
среды.
При проведении
экологического мониторинга решаются
следующие задачи:
- организация и проведение наблюдения
за количественными и качественными показателями
(их совокупностью), характеризующими
состояние окружающей среды, в том числе
за состоянием окружающей среды в районах
расположения источников антропогенного
воздействия и воздействием этих источников
на окружающую среду;
- оценка состояния окружающей среды, своевременное
выявление и прогноз развития негативных
процессов, влияющих на состояние окружающей
среды, выработка рекомендаций по предотвращению
вредных воздействий на нее;
- информационное обеспечение органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, юридических и физических
лиц по вопросам состояния окружающей
среды; .
- формирование государственных информационных
ресурсов о состоянии окружающей среды;
- обеспечение участия Российской Федерации
в международных системах экологического
мониторинга.
Функция организации и осуществления
государственного экологического мониторинга
возложена на Министерство природных
ресурсов РФ.
Существуют различные виды мониторинга,
выделяемые в зависимости от масштабов
системы мониторинга, — глобальный, национальный,
региональный, локальный; от уровня измененности
человеком окружающей среды — фоновый
и импактный; от объекта мониторинга —
собственно экологический, воздуха, вод,
земли (почв), животного мира, опасных отходов,
радиационный, социально-гигиенический.
Глобальный мониторинг осуществляется
в соответствии с международными соглашениями
системой станций наблюдения, расположенных
в различных точках Земли, путем обмена
полученных различными государствами
данных в целях наблюдения состоянием
окружающей среды, происходящими в ней
изменениями, в том числе изменениями
климата, создания системы иных, их распространения,
прогноза развития свойств окружающей
среды и их влияний на человека.
Национальный
экологический мониторинг осуществляется
отельными государствами в пределах своей
территории. В России Единая государственная
система экологического мониторинга совета
в 1993 г. Ее задачами являются: наблюдение
за состоянинием окружающей среды, ее
загрязнением, в том числе атмосферы, поверхностных
вод, морской среды, почв, околоземного
космического пространства, радиационной
обстановкой на поверхности Земли и околоземном
космическом пространстве; оценка и прогноз
изменений климата, водных ресурсов, трансграничного
переноса загрязняющих веществ и т. п.
В системе национального экологического
мониторинга выделяются радиационный;
комплексный, фоновый, космический, а также
государственный мониторинг континентального
шельфа и исключительной экономической
зоны.
Региональный экологический мониторинг
— система наблюдений за состоянием окружающей
среды в пределах административно-
Локальный экологический мониторинг осуществляется
на обособленном производственном объекте
(или его части), объекте правомерного
природопользования, отдельном участке
территории, постоянно или временно обладающем
особым правовым статусом (например, в
государственном заповеднике, в зоне экологического
бедствия).
Фоновый мониторинг означает наблюдение
за явлениями и процессами, происходящими
в окружающей среде, минимально затронутой
вмешательством человека, и осуществляется
станциями, расположенными в биосферных
заповедниках. Из 99 существующих в РФ государственных
природных заповедников 22 имеют международный
статус биосферных (по соответствующим
сертификатам ЮНЕСКО).
Импактный
мониторинг (от английского impakt — воздействие,
влияние) — разновидность системы наблюдений
за источниками антропогенного воздействия
на окружающую среду в специально выделенных
зонах, где осуществляется деятельность,
связанная с повышенными экологическими
рисками. .
Социально-гигиенический мониторинг —
государственная система наблюдения,
анализа, оценки и прогноза состояния
здоровья населения и среды обитания человека
(естественной и искусственной), а также
определения причинно-следственных связей
между состоянием здоровья населения
и воздействием факторов среды обитания.
Он проводится на разных уровнях (федеральном,
субъектов РФ, муниципальных образований)
для формирования федерального информационного
фонда данных на основе многолетних наблюдений
за состоянием здоровья населения, физическими,
химическими, биологическими и социальными
факторами среды обитания, природно-климатическими
факторами, за структурой и качеством
питания, безопасностью пищевых продуктов
учреждениями санитарно-эпидемиологической
службы РФ. Разновидностью
(или, вернее, составным элементом) социально-гигиенического
мониторинга является мониторинг качества,
безопасности пищевых продуктов и здоровья
населения. Это система наблюдения, анализа,
оценки качества безопасности пищевых
продуктов, материалов и изделий, контактирующих
с пищевыми продуктами, питания и здоровья
населения. Он также осуществляется на
всех уровнях: федеральном, субъектов
РФ, муниципальных образований. Ведение
этого вида мониторинга осуществляют
Минздрав РФ (Госсанэпиднадзор), Минсельхоз
РФ (государственная ветеринарная служба),
Минэкономразвития (государственная инспекция
по торговле, качеству товаров и защите
прав потребителей), Госстандарт, Государственная
хлебная инспекция при Правительстве
РФ. .
Экологический
мониторинг включает в себя мониторинг
атмосферного воздуха, земель, лесов, водных
объектов, объектов животного мира, уникальной
экологической системы озера Байкал, континентального
шельфа Российской Федерации, состояния
недр, исключительной экономической зоны
Российской Федерации, внутренних морских
вод и территориального моря Российской
Федерации.
Мониторинг
животного мира - государственная система
регулярных наблюдений за распространенностью,
численностью, видовым составом объектов
животного мира, состоянием среды их обитания,
в том числе за миграционными путями, иными
факторами в целях сохранения биоразнообразия,
научно обоснованного использования и
охраны животного мира, предотвращения
распространения эпизоотии и иных негативных
последствий. Его разновидность - отраслевой
мониторинг водных биологических ресурсов,
проводимый во внутренних морских водах,
территориальном море, на континентальном
шельфе и в исключительной экономической
зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях
и т. п.
Мониторинг
атмосферного воздуха — система наблюдения
за качеством атмосферного воздуха, количеством
и составом содержащихся в нем вредных
веществ и оказываемым на него антропогенным
воздействием путем выбросов со стационарных
и передвижных источников. Осуществляется
путем забора проб воздуха и дождевой
воды постоянными и мобильными станциями
Росгидромета, санэпиднадзора, других
субъектов.
Мониторинг
водных ресурсов — наблюдение за качеством
поверхностных вод, составом находящихся
в них загрязняющих веществ, составом
и количеством сбрасываемых в водные объекты
сточных вод, осуществляемое химическими
и биологическими (по водной флоре и фауне)
методами с помощью проб, отбираемых периодически
(ежемесячно) или сезонно.
Мониторинг
земель — система базовых, периодических
и оперативных наблюдений (съемки, обследования
и изыскания) за состоянием всех земель
в РФ для выявления изменений, их оценки,
прогноза и выработки рекомендаций по
предупреждению и устранению последствий
негативных процессов, с целью информационного
обеспечения органов управления земельными
ресурсами, а также, владельцев земельных
участков. Он осуществляется на федеральном,
региональном и локальном уровнях Министерством
природных ресурсов РФ и его территориальными
органами.
Радиационный
мониторинг производится ЕГАСКРО (Единой
государственной автоматизированной
системой контроля радиационной обстановки
на территории РФ) для определения уровня
радиоактивности средообразующих элементов
(вод, воздуха, почв, растительности), ионизирующего
излучения, количества и состава радиоактивных
осадков.
Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во-вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
В соответствии с приведенными
определениями и возложенными
на систему функциями,
- выделение (определение) объекта наблюдения;
- обследование выделенного объекта наблюдения;
- составление информационной модели для объекта наблюдения;
- планирование измерений;
- оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;
- прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;
- представление
информации в удобной для
Следует принять во внимание,
что сама система мониторинга
не включает деятельность по
управлению качеством среды,
Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:
Таким образом, в систему
Экологические
мониторинги окружающей среды
могут разрабатываться на
Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды.
2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
Загрязнение окружающей среды является одним из наиболее крупных негативных экстерналий экономической деятельности человека. Значительные расходы идут на проведение мероприятий по борьбе с возникшими стихийными бедствиями.
Состояние окружающей природной
среды в Российской Федерации
в настоящее время
Экологическое страхование
в Российской Федерации с ее многочисленными
промышленными объектами, представляющими
потенциальную экологическую
Анализ состояния окружающей
среды показывает, что полностью
избежать ее загрязнения невозможно,
так как оно имеет под собой
объективные причины и довольно
часто носит вероятностный
Экологическое страхование
- это страхование
К объектам экологического страхования относятся:
Субъектами экологического страхования являются страховщик и страхователь.
Страховщик - это страховая организация, которая обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки, в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Страхователи - юридические лица, являющиеся владельцами источников повышенной опасности; предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами.
Одним из наиболее эффективных экономических механизмов охраны окружающей среды является страхование экологических рисков. Оно представляет собой совокупность видов страхования, направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователем застрахованным и третьим лицам ущерба в результате загрязнения окружающей среды.
Любая ответственность всегда подразумевает наличие третьего лица, которому был причинен ущерб вследствие действия или бездействия ответственного в силу каких-либо законодательных актов лица. Экологическая ответственность, или ответственность за загрязнение окружающей среды, – сложная в законодательном плане категория, и как следствие этого страхование экологической ответственности всегда сопряжено с множеством трудностей.
Главная трудность заключается в определении: 1) загрязнения окружающей среды, 2) виновника загрязнения и 3) размера ущерба. Для выявления всех этих составляющих необходима четко прописанная законодательная база по защите окружающей среды, или экологической безопасности. В настоящее время далеко не во всех, даже западных, странах существует система экологической безопасности. Россия здесь не является исключением.
Экологическое страхование
обеспечивает права государства
как собственника природных ресурсов
на поддержание приемлемого
Объектом данного вида страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба, нанесенного загрязнением земельных угодий, воздушного бассейна, водной среды на территории действия конкретного договора страхования.
Информация о работе Экологический мониторинг. Виды мониторинга