Экологический мониторинг. Виды мониторинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

Мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер охраны окружающей среды, функция государственного управления и правовой институт. Мониторинг – это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений.

Содержание работы

1. Экологический мониторинг. Виды мониторинга……...…….....3
2. Экологическое страхование…..……………….……....….....….10
Используемая литература…..…….…………...…………………. 18

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 45.13 Кб (Скачать файл)

Страховым случаем является внезапное, непреднамеренное причинение ущерба окружающей природной среде, возникшее в результате аварии, приведшее  к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу либо к  загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечни причин страховых  случаев и загрязняющих веществ  оговариваются в каждом конкретном договоре страхования. Страховые платежи, соответствующие принятым тарифным ставкам, определяются экологической  опасностью объекта: принадлежностью  его к той или иной отрасли  производства, вероятной частотой аварийных  событий и т.д.

Страховое покрытие включает возмещение: ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; убытков, связанных с ухудшением жизни  в окружающей среде; расходов по очистке  загрязненной территории и приведению ее в состояние, предшествовавшее аварии; расходов, необходимых для спасения жизни и имущества лиц, которым  в результате страхового события  причинен вред; расходов, связанных  с предварительным расследованием, судопроизводством и т.п.

Страховые премии уплачиваются страхователем и страховщиком по тарифным ставкам, устанавливаемых  в процентах годового оборота  предприятия. При определении размера страховых тарифов помимо оборота предприятия учитывается отрасль производства, к которой относится предприятие, а так же степень риска производственного процесса на каждом конкретном предприятии.

Страховое возмещение выплачивается  при причинении вреда физическим или юридическим лицам в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, и определяется в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном  законом порядке. Страховое возмещение включает в себя: компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью  имущества; расходы по очистки территории; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым  в результате страхового случая причинен вред; расходы, связанные с предварительным  расследованием и т.д.

Размер ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды, может  составлять громадные суммы. Отсюда вытекает необходимость установления предельных размеров ответственности  страховщиков (страховой суммы) при  страховании экологических рисков. Их конкретный уровень зависит от финансовых возможностей страховщиков, формы страхования, объема ответственности, круга страхователей и т.д. Убытки же сверх лимита должны в этом случае покрываться за счет средств предприятий или их объединений, резервных фондов государства и т.д.

Страхование экологической  ответственности допускает возможность  частично переложить возмещение ущерба на самих страхователей путем  установления лимита ответственности  или введения франшизы.

Возможны случаи, когда  загрязнение может проявиться через  много лет. Через столько же значительный промежуток времени выявятся новые  обстоятельства, существенно увеличивающие  первоначально рассчитанные суммы  убытков. В связи с этим возникает  вопрос о том, на какой срок действия страхового договора после наступления  страхового события распространяется ответственность страховщика. Страховые  компании стремятся сократить его, так как это облегчает и  им расчет необходимы размеров и тарифных ставок. Но тогда страхование вступает в противоречие с интересами потерпевших  и общества, которые заинтересованы в покрытии убытков в независимости  от сроков их возникновения.

Принципиальным является вопрос о форме проявления страхования  ответственности на случай загрязнения  окружающей среды. Наибольшая эффективность  достигается при обязательном страховании. Обусловлено это тем, что наряду со страхователем и страховщиком третьей стороны здесь выступает  потерпевший, которому в этом случае гарантировано возмещение ущерба. С другой стороны, использование, наряду с обязательным добровольного страхования в значительной степени расширяет права хозяйствующих субъектов: они вправе решать, каким образом оградить себя от возможных финансовых затруднений.

Данная страховая отрасль способствует повышению экологической безопасности производственной деятельности, охране окружающей среды, охране труда и  защите интересов потребителей. Отказываясь  принять риск на страхование или увеличивая тарифы, страховые компании тем самым получают возможность оказывать прямое давление на страхователя, принуждают его принять меры, снижающие риск, отказаться от опасной деятельности, заменить устаревшее оборудование, повысить безопасность и т.п.

Вопросы экологического страхования  в Российской Федерации на федеральном  уровне регулируются рядом законодательных  и иных нормативных правовых актов. Основными законодательными актами, содержащими нормы о страховании  в данной сфере, являются: Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений»; Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»; а также – Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта» от 1 января 2012 года.

После аварии, произошедшей 17 августа 2009 года на крупнейшей в Российской Федерации Саяно-Шушенской ГЭС, разговоры о необходимости принятия закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов зазвучали с новой силой. Стало абсолютно ясно, что минимальный размер страховых сумм, установленный Федеральным законом от 21.07.1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», абсолютно не адекватен размеру вреда, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу потерпевших в результате аварии на опасном производственном объекте. Потребовалась скорейшая разработка комплекса нормативно-правовых актов, направленных на законодательное урегулирование правоотношений, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате произошедшей на нем аварии.

Принятие Федерального закона от 27.07.2010 года N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», или «ОСАГО для промышленности», как его называют также, являлось долгожданным событием, как для населения страны, так и для страховых компаний. Настоящий закон, который вступит в силу 01.01.2012 года, устанавливает единые условия, порядок, правовые и экономические основы проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта с целью защиты имущественных интересов физических и юридических лиц. Он предполагает обязательное страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам в результате аварии на опасном объекте. То есть, заключение договора обязательного страхования ответственности направлено на то, чтобы обеспечить возмещение вреда пострадавшим в результате такой аварии не за счет собственных средств владельца объекта, а за счет страховщика, в тех пределах, которые установлены законом и договором страхования.

Объектом обязательного  страхования является имущественные  интересы владельцев опасных объектов, подлежащих регистрации в государственном  реестре, на которых используются опасные  вещества, грузоподъемные механизмы, сплавы металлов, оборудование под повышенным давлением. К моменту вступления закона в силу – 01.01.2012 года – в  реестре установлены были около 300 тыс. таких объектов.

К позитивным моментам принятия данного закона можно отнести  установление в нем действительно  адекватных страховых сумм. Максимальный размер страховой суммы может  доходить до Р.6,5 миллиардов - если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, превышает 3 тысячи человек.

Законом установлено, что  базовая тарифная ставка должна составит от 0,5% до 4,94% от страховой суммы. Законодатель предусмотрел только два коэффициента страховых тарифов, могущих выступать  в качестве повышающих. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от: 1. вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших; 2. от отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации ОПО, установленных законодательством Российской Федерации.

В случае причинения вреда  жизни потерпевшего размер страховой  выплаты лицам, имеющим право  в соответствии с гражданским  законодательством на возмещение вреда  в случае смерти каждого потерпевшего (кормильца), составляет Р.2 миллиона. Таким образом, правительство существенно увеличило размер страховой выплаты на случай причинения вреда жизни потерпевшего. По сравнению с размером страховой выплаты на случай причинения вреда жизни потерпевшего, равным 135 000 рублей, установленный Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, указанная сумма увеличена более, чем в 15 раз.

Новый закон предусматривает  обязательное участие «экологических»  страховщиков в перестраховочном пуле. Соответственно страховщики должны иметь или успеть получить до 1 января 2012 года лицензию на осуществление перестрахования. При этом следует обратить внимание на то, что Федеральный закон от 22.04.2010 года N 65-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил с 1 декабря 2012 года минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего страхование в сочетании с перестрахованием равным, Р.480 миллионов. Поэтому, по мнению экспертов, не более 60-70 страховщиков с 2012 года будут допущены и начнут осуществлять данный вид страхования экологических рисков.

Страхование как таковое  несет на себе не только чисто финансовую функцию компенсации возможного ущерба, но и социальную функцию  обеспечения безопасности человека в современном мире. Именно необходимость  и обязательность тех или иных видов страхования ответственности  служат основой для формирования ряда объективных и строгих требований к безопасности, будь то безопасность покупателя, который приобрел тот  или иной товар, работника фабрики, офисного служащего или человека, проживающего в районе возможного загрязнения  природной среды тем или иным предприятием.

Необходимость страхования  вытекает из огромного количества рисков, связанных непосредственно с  загрязнением окружающей среды, а также  с необратимыми пагубными последствиями, которые наносит деятельность некоторых  предприятий, прямо не загрязняющих природную среду, но вносящих порой  более опасные изменения. Для  предприятий, непосредственно являющихся загрязнителями, возможна выработка определенных безотходных или просто безопасных технологий, применение которых будет обязательным для того или иного вида деятельности.

Естественно, обязательность использования определенной безопасной технологии подразумевает не только создание данной технологии какими-либо коммерческими предприятиями, но и  исследования, контроль и лицензирование со стороны сторонних организаций, преимущественно государственных  или общественных. Необходимы система  внедрения и одобрения специальными органами тех или иных технологий, оценка безопасности нового проекта  или существующего производства и последующий мониторинг воздействия  на окружающую среду.

Страхование в данной системе  может играть ключевую роль, не только выполняя функции финансовой защиты третьих лиц, но и выступая гарантом соблюдения всех установленных требований к тому или иному производству. В России существует такой вид  страхования, как страхование ответственности  предприятий – источников повышенной опасности. Данный вид страхования  косвенно является инструментом контроля за безопасностью производства, так как без заключения договора на данный вид страхования предприятие не получит лицензию.

Безопасность производства является частью экологической безопасности, которая предполагает экологическую  оценку, мониторинг и экологическое  страхование.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1. Бажайкин, А. Л. Экологическое страхование: теория и практика. Правовое регулирование обязательного экологического страхования в РФ//Законодательство. - 2000. - 8.

           2. Дубовик, О.Л. Экологическое право: учебник / О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во Проспект, ТК Велби, 2006. 
            3. Сплетухов Ю.А., Дюжев Е.Ф. Страхование: учебное пособие – М.: Инфра-М, 2006.

           4. Шилов И.А. Экология. – Москва: Высшая школа, 2006.

           5. Ильин В.И. Экология. – Москва: Первектива, 2007.

 


Информация о работе Экологический мониторинг. Виды мониторинга