Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:19, реферат
Научно-техническая деятельность человечества в конце ХХ века стала ощутимым фактором воздействия на окружающую среду. Тепловое, химическое, радиоактивное и другие загрязнения окружающей среды в последние десятилетия находятся под пристальным вниманием специалистов и вызывают справедливую озабоченность, а иногда – и тревогу общественности. По многим прогнозам проблема защиты окружающей среды в XXI веке станет наиболее значимой для большинства промышленно развитых стран. В подобной ситуации налаженная широкомасштабная и эффективная сеть контроля состояния окружающей среды, особенно в крупных городах и вокруг экологически опасных объектов, может явиться важным элементом обеспечения экологической безопасности и залогом
развития общества.
1. Введение
2. Понятие мониторинга. Зачем он нужен?
3.Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного функционирования.
4. Единая государственная система экологического мониторинга
5. Правовая, нормативная и экономическая база
6. Заключение
7. Список литературы
Рослесхоз: мониторинг лесов.
Роскартография: осуществление топографо-геодезического и
картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных
карт и геоинформационных систем.
Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования
подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием
ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности;
мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов
Минобороны России и Минатома России).
Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды
обитания на состоянием здоровья населения.
Минобороны
России: мониторинг окружающей
воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и
системами военной техники двойного применения.
Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в
районах Арктики и Крайнего Севера.
Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ) охватывают
разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и
выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной
сфере, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические и технологические
характеристики
гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность
экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми
отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия
населения требует единого системного подхода к решению проблемы.
Структуру
единого экологического
получения, обработки и отображения информации, сферами оценки ситуации и
принятия решений.
Структурными звеньями любой системы ЕЭМ являются:
измерительная система;
информационная система, включающая в себя базы и банки данных правовой,
медико-биологической, санитарно-гигиенической, технико-экономической
направленности;
системы моделирования и оптимизации промышленных объектов;
системы восстановления и прогноза полей экологический и метеорологических
факторов;
система принятия решений.
Построение измерительного комплекса систем ЕЭМ основывается на
использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью
стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили-
лаборатории и аэрокосмические средства) систем. Следует отметить, что
аэрокосмические средства привлекаются лишь при необходимости получения
крупномасштабных интегральных
показателей о состоянии
Получение информации обеспечивается тремя группами приборов,
измеряющими: метеорологические характеристики (скорость и направление
ветра, температуру, давление, влажность атмосферного воздуха и пр.),
фоновые концентрации вредных веществ и концентрации загрязняющих веществ
вблизи источников загрязнения окружающей среды.
Использование в измерительном комплексе современных контроллеров,
решающих вопросы сбора информации с датчиков, первичной обработки и
передачи информации потребителю с помощью модемной телефонной и радио связи
или по компьютерным сетям, значительно повышает оперативность системы.
Региональная подсистема ЕЭМ предполагает работу с большими массивами
разнообразной информации, включающими данные: по структуре
энергопроизводства и энергопотребления региона, гидрометеорологических
измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам
картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах медико-
биологических и социальных исследований и др.
Одной из
основных задач в этом
информационного пространства, которое может быть сформировано на основе
использования современных геоинформационных технологий. Интеграционный
характер геоинформационных систем (ГИС) позволяет создать на их основе
мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа и
представления информации.
ГИС имеют такие характеристики, которые с полным правом позволяют
считать эту технологию основной для целей обработки и управления
мониторинговой информацией. Средства ГИС намного превосходят возможности
обычных картографических систем, хотя, естественно, включают и все основные
функции получения высококачественных карт и планов. В самой концепции ГИС
заложены всесторонние возможности сбора, интеграции и анализа любых
распределенных в пространстве или привязанных к конкретному месту данных.
При необходимости визуализировать имеющуюся информацию в виде карты с
графиками или диаграммами, создать, дополнить или видоизменить базу данных
пространственных объектов, интегрировать ее с другими базами — единственно
верным решением будет обращение к ГИС.
Только с появлением ГИС в полной мере реализуется возможность
целостного, обобщенного взгляда на комплексные проблемы окружающей среды и
экологии.
ГИС становится
основным элементом систем
Система
единого экологического
контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, но и возможность
активного воздействия на ситуацию. Используя верхний иерархический уровень
ЕЭМ (сфера принятия решения), а также подсистему экологической экспертизы и
оценки воздействия на окружающую среду, появляется возможность управления
источниками загрязнения на основании результатов математического
моделирования промышленных объектов или регионов. (Под математическим
моделированием промышленных объектов понимается моделирование
технологического процесса, включая модель воздействия на окружающую среду.)
Система
единого экологического
двухуровневых математических моделей промышленных предприятий с различной
глубиной проработки.
Первый уровень обеспечивает детальное моделирование технологических
процессов с учетом влияния отдельных параметров на окружающую среду.
Второй уровень математического моделирования обеспечивает
эквивалентное моделирование на основе общих показателей работы промышленных
объектов и степени их воздействия на окружающую среду. Эквивалентные модели
необходимо иметь прежде всего на уровне администрации региона с целью
оперативного прогнозирования экологической обстановки, а также определения
размера затрат на уменьшение количества вредных выбросов в окружающей
среде.
Моделирование текущей ситуации позволяет с достаточной точностью
выявить очаги загрязнения и выработать адекватное управляющее воздействие
на технологическом и экономическом уровнях.
При практической реализации концепции единого экологического
мониторинга не следует забывать: о показателях точности оценки ситуации; об
информативности сетей (систем) измерений; о необходимости разделения
(фильтрации) на отдельные составляющие (фоновые и от различных источников)
загрязнения с количественной оценкой; о возможности учета объективных и
субъективных показателей. Данные задачи решает система восстановления и
прогноза полей экологических и метеорологических факторов.
Таким образом, единая государственная система экологического
мониторинга, несмотря на известные трудности, обеспечивает формирование
массива данных для составления экологических карт, разработки ГИС,
моделирования и прогноза экологических ситуаций в различных регионах
России.
Правовая, нормативная и экономическая база.
Правовое обеспечение охраны окружающей среды и здоровья человека от
воздействия загрязняющих веществ реализуется различными отр
аслями
законодательства: конституционного, гражданского, уголовного,
административного, здравоохранительного, природоохранительного,
природоресурсного, а также нормативно - правовыми актами, международными
конвенциями и соглашениями, ратифицированными Россией.
Конституцией России закреплено право каждого гражданина на
благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на
возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных
отношений обеспечивают защиту экологических прав граждан: гарантируют право
на охрану здоровья граждан, права на информацию о факторах, влияющих на
здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в
неблагополучных районах и права граждан на обжалование действий
государственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья.
Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. регулирует отношения по
обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей (условия
работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т. п.), при которых отсутствует
вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные
условия для его жизнедеятельности. Основная ответственность за это
возлагается на государство в лице законодательной и исполнительной власти.
Однако закон исходит также из того, что обеспечение санитарно-
эпидемиологического благополучия населения - составная часть
управленческой, социальной и производственной деятельности всех
государственных органов, предприятий, общественных объединений.
Закон возлагает на предприятия обязанность осуществления
производственного, санитарного и экологического контроля с целью
предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечения безопасных условий
труда, выпуска продукции, не причиняющей вреда здоровью человека, и др.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителя" от 7 февраля
1992 г. предоставляет потребителю право на то, чтобы товары, работы, услуги
при обычных условиях их использования, их хранении и транспортировке были
безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды; устанавливает