Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:35, курсовая работа
В настоящей работе рассматриваются вопросы, относящиеся к наиболее рациональному использованию в туристских целях природных территорий, располагающих объектами туристского показа и интереса. К числу таких вопросов относится оценка пропускного туристского потенциала территорий, существующие традиции регулирования на них туристского потока, анализ практики организации экологических туров и оценка последствий их осуществления, причины, сдерживающие наиболее эффективное использование природных территорий в туристских целях и др.
По основному объекту , в значительной мере определяющему содержание программы тура и отчасти форму его организации, различаются такие виды экотуризма:
- ботанические , зоологические, геологические и тому подобные туры
- эколого-этнографические
туры или археологические,
- агротуры
- спелеологические, водные, горные туры и т.д.
Разумеется цели тура и его объекты неразрывно связаны между собой.
Наконец, весьма важным классификационным признаком для выделения форм экотуров являются возраст и состояние здоровья участников, а также численность групп. Вполне понятно, что содержание программ туров и их организационные особенности будут принципиально различными для детских походов и для экспедиций, рассчитанных на взрослых людей, равно как для малых компактных и для больших групп участников.
Иерархическая классификация экотуров:
Тип- природно-ориентированный
Классы - 1. Экотуры в "дикой" природе, в границах
охраняемых территорий
- 2. Экотуры вне границ охраняемых территорий, на пространстве культурного ландшафта
Виды - 1. по основной цели (см.выше)
- 2. по основному объекту (см.выше)
Формы - 1. по возрасту участников (дети и взрослые)
- 2.по состоянию их здоровья (с
ограничениями и без
- по численности групп (малые и большие)
Основными характерными видами туристских услуг и товаров для национальных парков могут яявляться:
· разработа
· образоват
· организац
· специальн
· экскурсио
· проведени
· контролир
· экотехнол
· продажа экологически чистых местных продуктов питания
· продажа товарных знаков с экологической символикой парка
· прокат туристского снаряжения
Соотношение различных видов туризма в российских национальных парках:
Пеший- 25%
Водный- 20%
Авто- 17%
Конный- 7%
Научный, горный, лыжный, эколого-познавательный- 5%
Детский- 4%
Рыбный, Охотничий, Приключенческий, Гостевой- 3%.
В целом, для развития экотуризма в последние годы характерны несколько тенденций. С одной стороны, экотуризм становится все более разнообразным. С другой, возрастает его интеграция с иными отраслями туристической индустрии. Поэтому приверженцы классически-природоохранного туризма в узкой его трактовке, обеспокоенные возросшим негативным влиянием значительных потоков экотуристов, призывают к выходу экотуризма за пределы охраняемых территорий, на пространство культурных ландшафтов, в свою очередь, в массовых видах туризма появляются элементы туризма экологического, например кратковременные посещения национальных парков и других природных территорий.
Часть 3. Причины, сдерживающие развитие экологического туризма на ОПТ.
Текущую ситуацию в сфере туризма в национальных парках можно охарактеризовать как неудовлетворительную. В настоящее время оказание национальными парками туристских услуг посетителям не приносит ожидаемых доходов (более трети всех национальных парков России вообще не получают доходов от туризма) по нескольким причинам.
Ныне существующая в России сеть национальных парков не сможет даже в перспективе покрыть желание многих людей увидеть многообразие дикой природы в различных физико-географических регионах. Ни одного (!) национального парка нет на Дальнем Востоке, в Горном Алтае, в дельте Волги, нет во многих других регионах с сохраненной в первозданном виде дикой природой.
Что же сдерживает развитие экотуризма в России при наличии имеющейся мощной туристской базы?
В основном это экономические и организационные причины. К числу экономических причин относятся:
1) отсутствие необходимого
первоначального капитала для
финансироваия работ по
2) незначительность инвестиций в инфраструктуру экотуризма, что сказывается на состоянии гостиничного, транспортного обслуживания туристов
К организационным причинам можно отнести:
1) отсутствие специализированных
турорганизаций в области
2) ограничения на посещение экотуристами привлекательных в природном отношении мест в основном вследствие неразработанности механизма взаимодействия администрации особо охраняемых природных территорий с организаторами экотуристских путешествий и экскурссий
3)отсутствие рекламы экотуризма
4) ограниченность
5) отсутствие необходимой законодательной базы туризма
Отношение к территориям как к закрытым учреждениям, охраняющим в научных целях нетронутые прирдные территории, также привело к серьезным проблемам- оторванности от общего социально-экономического развития регионов и отсутствию поддержки со стороны местного населения. А экономический кризис последнего времени еще более обострил противоречия между безработным населением и заповедниками, которые воспринимаются как природные ресурсы , изъятые из использования по неясным причинам и с неопределенными целями. Вопрос о необходимости развития экологического просвещения и экологического туризма на этих территориях встал со всей остротой , когда сокращене бюджетного финансирования заставило всерьез задуматься о необходимости поиска внебюджетных средств. Именно это считалось основной целью развития туризма. Кроме того , многие заповедники слабо представляют себе сущность экотуризма и его организации. В то же время нередко возникает спонтанное развитие экотуризма, и многие рассматривают этот вид деятельности как единственный дополнительный источник дохода. В этом заключается серьезная опасность. Без должного планирования и управления при отсутствии знаний и опыта в этой сфере деятельности экологический туризм не обеспечит существенных экономических преимуществ охраняемым территориям и местным жителям. Вместо этого он может нанести непоправимый вред уникальным экосистемам и дискредитировать саму идею развития экотуризма.
Эффективное развитие экотуризма затрудняет ряд проблем общего характера:
На федеральном и региональном уровнях:
· экономиче
· несоверше
· отсутстви
Таким образом, экотуризм пока не получает достаточного внимания ни со стороны государства, ни со стороны коммерческих структур. Слабо развитое правовое обеспечение и структурное пространство этой сферы экономики, отсутствие инструментария экспертизы отдельных проектов нередко порождают нецивилизованное развитие рынка туризма со стороны как местных, так и внешних участников процесса, основным мотивом которых является получение максимальной прибыли в короткие сроки.
На местном уровне:
· В большинстве ОПТ не налажены механизмы определения допустимых рекреационных нагрузок и мониторинга экологических последствий туризма. Это делает их уязвимыми перед возможными экологическими проблемами, которые несет с собой туризм, осуществляемый без должного планирования и контроля.
· Отсутстви
· Отсутстви
· Отсутстви
· Не разработаны комплексы маршрутов и программ для разных категорий туристов, т.е отсутствует туристический продукт, соответствующий стандартам международного туристического рынка
· Отсутстви
· Российски
· Отсутству
· У большинства российских природных территорий отсутствуют качественные рекламно-информационные материалы и возможности выхода на высокоспецифический международный рынок туризма. Маркетинговые проблемы также являются серьезной проблемой, затрудняющей развитие экотуризма в России.
· Отсутству
· Отсутству
Как видно, причины, сдерживающие развитие экологического туризма на ООПТ в России значительно серьезные. В современных условиях политической и экономической неопределенности их устранение может затянуться на длительное время. Это означало бы, во-первых упущенную экономическую выгоду, а во-вторых, продолжающуюся экологическую стагнацию, которую можно было бы хотя бы сдержать, содействуя развитию экологического туризма.
Для того , чтобы экологический туризм в заповедниках развивался в соответствии с международными принципами, в рамках концепции устойчивого туризма нужна координация действий на всех уровнях. Только объединение усилий, единство рекламной и маркетинговой политики, выработка корпоративной этики, единых стандартов обслуживания и организации туризма на заповедных территориях обеспечат успешную реализацию всех мероприятий, намеченных в "Основных направлениях развития и организации деятельности государственных природных заповедников на период до 2010 года". Развитие деятельности по экологическому туризму должно координироваться на федеральном уровне и уровне региональных ассоциаций заповедников.