Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:35, курсовая работа
В настоящей работе рассматриваются вопросы, относящиеся к наиболее рациональному использованию в туристских целях природных территорий, располагающих объектами туристского показа и интереса. К числу таких вопросов относится оценка пропускного туристского потенциала территорий, существующие традиции регулирования на них туристского потока, анализ практики организации экологических туров и оценка последствий их осуществления, причины, сдерживающие наиболее эффективное использование природных территорий в туристских целях и др.
Важнейшей задачей на современном этапе развития экотуризма является выработка корпоративной культуры, этики , правил поведения, определенного стиля организации и уровня общения.Мы всегда должны помнить о том, что, открывая людям красоту, мы выполняем особую миссию- не только просвещаем и информируем , но и несем особое трепетное отношение к природе и к заповедным территориям, воплощаем в жизнь идеи гармоничных отношений человека и природы, проповедуем общечеловеческую культуру.
Глава IV. Направления и мероприятия по повышению эффективности использования экотуристского потенциала ОПТ.
Часть 1.Совершенствование нормативно-правовой базы развития экологического туризма на ООПТ.
Утвержденная Указом Президента России от 01.04.96 № 440 Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию подчеркивает, что одним из ключевых факторов обеспечения экологической безопасности страны является воспитание населения на принципах понимания необходимости сохранения биосферы и поддержания ее равновесного состояния. Вопросы развития экологического сознания рассматриваются в этом документе в числе приоритетных. Предусматривается, в частности, формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития. И создание соответствующей системы воспитания и обучения, важной составной частью которой могут стать и особо охраняемые природные территории.
Федеральный Закон Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях"- основополагающий правовой акт, определяющий основы всей деятельности государственных природных заповедников. Согласно статье 7, на заповедники возлагаются следующие задачи:
- осуществление охраны
природных территорий в целях
сохранения биологического
- организация и проведение научных исследований, включая Летописи природы
- осуществление экологического
мониторинга в рамках
- экологическое просвещение
- участие в государственной
экологической экспертизе
- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природной окружающей среды
Следует отметить, что настоящий Федеральный Закон подчеркивает эколого- просветительское значение природных комплексов и объектов территорий заповедников, изымаемых при их создании из хозяйственного пользования. При этом статья 9 Федерального закона допускает возможность проведения на территориях заповедников деятельности, направленной на выполнение эколого-просветительской работы.
Необходимо иметь в виду, что государственные природные заповедники имеют статус учреждений, т.е. относятся к некоммерческим организациям. В соответствии же со статьей 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации заповедники как некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями. Цели же и задачи заповедников исчерпывающе определены в статьях 6 и 7 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", к их числу относится и ведение эколого- просветительской деятельности.
Следует специально отметить, что Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не предусматривает полного запрета посещения территорий государственных природных заповедников гражданами. В соответствии с частью 5 статьи 9 этого закона пребывание на территории заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешения этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
Важнейшим подзаконным актом, регламентирующим деятельность российских заповедников, является Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.91 №48 (в ред. Постановления Правительства России от 23.04.96 №527).
В частности, пунктом 14 Положения о государственных природных заповедниках для реализации поставленной перед ними задачи экологического просвещения населения допускаются организация и устройство на их территориях экскурсионных экологических маршрутов, также размещение музеев природы заповедников, в том числе с экспозицией под открытым небом.
Важную роль в деле
развития эколого-просветительской деятельности
в государственных природных заповедниках играют
рекомендации по организации и ведению
эколого-просветительской деятельности
в государственных природных заповедниках
Государственного Комитета Российской
Федерации по охране окружающей среды,
утвержденные Госкомэкологией России
3 августа 1999 года. В частности, в упомянутых
рекомендациях отмечено (п.4.5), что экологические
экскурсии и познавательный туризм- традиционные
и высокоэффективные формы эколого-просветительской
деятельности, так как возможность соприкоснуться
с миром живой природы способна превратить
посетителей в активных сторонников развития
заповедного дела. Этими же рекомендациями преедусмотрено
- возможность и
- вопросы регламентации
экскурсионно-туристской
- перечень и описание
экскурсионных маршрутов,
- при развитии настоящей формы эколого-просветительской работы заповедник должен обеспеить максимальную сохранность охраняемых природных комплексов, в том числе путем:
· научно обоснованного выделения посещаемой части территории
· организац
· оборудова
· установле
· разработк
· обеспечен
- заповедники, имеющие охранные зоны, биосферные полигоны, а также находящиеся в их ведении государственные природные заказники и памятники природы, пригодные и перспективные для развития познавательной экскурсионно-туристической деятельности, осуществляют эту деятельность преимущественно на вышеперечисленных территориях
- экскурсионно- туристическая
деятельность заповедников
В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" развитие экологического туризма относится к числу основных задач национальных парков России как природо-охранных и эколого-просветительских учреждений. Определенным образом этот вопрос регламентирует и действующая нормативно-правовая база.
Часть 2. Основные организационые решения по повышению эффективности использования экотуристского потенциала ОПТ.
Как уже упоминалось выше, Россия обладает огромным экотуристским потенциалом, но в силу различных обстоятельств поток туристов на территорию ОПТ не так уж и высок. Из этого можно сделать вывод, что для привлечения клиентов необходимо предпринять ряд решений по повышению эффективности использования экотурстского потенциала ОПТ. Одним из таких решений является более грамотное создание и оформление экологических троп в Российских заповедниках и национальных парках.
Для начала, необходимо отметить , что же собой представляет экологическая тропа и какие задачи она выполняет. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный природоведческий ликбез, то есть расширение у посетителей элементарного объема знаний об объектах, процессах, явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача проводников- научить своих слушателей замечать различные проявления воздействия антропогенного фактора, которые можно наблюдать в окрестностях тропы, и уметь комплексно их оценивать.Третья, и, в конечном итоге главная, задача учебных троп- способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека. Наряду с решением задач обучения , воспитания и отдыха, экотропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регуляторами потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за посещаемостью и выполнением установленных правил. Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам заповедников, рекреационным зонам национальных парков, ландшафтным заказникам. При этом рядом с тропами выделяется защитная полоса, ширина которой может меняться в зависимости от окружающей природы. Цель ее создания - иметь вдоль тропы территорию, свободную от любых видов хозяйственного использования.
Экотропы можно
Итак , для того, чтобы привлекать туристов при создании экологических троп на ОПТ следует учитывать 3 важных составляющих: привлекательность , доступность и информативность.
Привлекательность троп - это красота природы + ее своеобразие + ее разнообразие.
Каждая тропа должна быть непохожа на другие. В создании определенного своеобразия тропы могут участвовать и антропогенные объекты, в частности детали ее оформления, если таковые предусмотрены. К ним относятся маркировочный знак тропы, стоянки, мостики-переходы, другие малые архитектурные формы.
Любая тропа, где бы она не проходила не должна быть монотонной.
Выбирая трассу тропы, наиболее
привлекательную для
Доступность для посетителей- одно из главных требований при проектировании тропы. Оно влияет прежде всего на выбор трассы. Необходимо, чтобы начало тропы находилось сравнительно недалеко от входного (въездного) центра заповедника или национального парка или чтобы к нему вели хорошие подъездные пути.
Сама трасса не должна
быть слишком сложной для
Информативность, то есть
способность удовлетворять
Для того, чтобы привлекать туристов на туристические маршруты по ОПТ существуют определенные способы повышения информативности экологической тропы.
1) Входной аншлаг- это
своеобразные ворота тропы. То,
как он составлен, что на
нем изображено и в какой
форме- все это может повысить,
а может и снизить степень
заинтересованности
2)Информация на входном
аншлаге (да и не только на
входном) обязательно должна
3) На самой тропе, на каждой остановке, если есть необходимость и позволяет ситуация, устанавливается информационная доска-щит. Расстояние между такими информационными остановками может быть самым разнообразным: на коротких учебных тропах- 100 - 200 м, на прогулочных - побольше, на туристских- 1-2 км. Щит укрепляется вертикально, горизонтально или лучше под наклоном, чтобы удобнее было читать.