Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить роль тувинских природоохранительных традиций и обычаев в процессе экологического воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
- определить сущность и основное содержание понятий экологическое воспитание и природоохранная деятельность;
- рассмотреть особенности формирования экологической культуры младших школьников;
- изучить концепцию экологического воспитания

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………… 7
1.1 Характеристика экологической культуры …………………… 7
1.2 Особенности формирования экологической культуры ……… 12
1.3. Концепция экологического воспитания …………………….. 18
Глава 2. РОЛЬ ТУВИНСКИХ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
И ОБЫЧАЕВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………………… 20
2.1 Экологическое воспитание в Республике Тыва ………………. 20
2.2 Роль тувинские природоохранительные традиции и обычаи в экологическом воспитании младших школьников ………………. 24
Заключение ………………………………………………………………… 27
Список литературы ………………………………………………………… 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ 1.docx

— 63.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение  ……………………………………………………………………         3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  …………………………         7

1.1 Характеристика  экологической культуры   ……………………         7

1.2 Особенности  формирования экологической культуры  ………       12

1.3. Концепция экологического воспитания   ……………………..        18

Глава 2. РОЛЬ ТУВИНСКИХ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

И ОБЫЧАЕВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   ……………………………………………………………      20

2.1 Экологическое воспитание в Республике Тыва   ……………….     20

2.2 Роль тувинские природоохранительные традиции и обычаи в  экологическом воспитании младших школьников   ……………….      24

Заключение   …………………………………………………………………      27

Список литературы  …………………………………………………………      29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. «Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по – иному, чем до сих пор»(Н.Н. Моисеев)

         Человек – часть природы: он  не может жить вне её, не  может нарушить законы, которые  существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии  с природой, мы сможем лучше  понимать её тайны, сохранить  жизнь на Земле. Становится ясно, что спасти окружающую среду  от деградации, человечество сможет  при условии осознания каждым  человеком своей гражданской  позиции, ответственности за судьбу  своего общего дома – Земля.

        В  последние годы во всём мире  и в нашей стране появилась  тенденция рассмотрения экологического  воспитания как одного из важнейших  аспектов социализации личности,  т. е. активного приспособления к  среде обитания, принятие и ответственное  выполнение законов существования  человека в природе и обществе.

        Глобальные  проблемы современности, несущие  угрозу жизни и человеческой  цивилизации, вызвали необходимость  экологического образования, призванного  реализовать идеи, становящегося  ныне эколого – информационного общества.

      Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.

Актуальность. Экологическая ситуация, которая сложилась в мире, требует изменений в мышлении и деятельности человечества. На современном этапе развития общества особенно актуальной является проблема формирования экологического сознания и культуры личности. Поэтому национальная доктрина развития образования в 21-ом веке одним из ключевых ставит вопрос об экологическом воспитании школьников, задача которого состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы учеников, вооружить знаниями, умениями и навыками экономного использования природных ресурсов, формировать природоохранный опыт детей.

Важное место в экологическом воспитании отводится начальной школе как звену становления личности, поскольку именно от природоохранного опыта младших школьников будет зависеть их деятельность в природе в будущем, а также умение предусматривать последствия своего поведения в окружающем мире.

Однако следует отметить, что учителя начальной школы в условиях классно-урочной системы организации обучения сталкиваются с противоречием между детскими потребностями в заботливом отношении к природе и низким уровнем развития у школьников природоохранных умений и навыков из-за недостаточности практической деятельности в природе. Современная школьная программа перегружена большим объемом информации по учебным предметам, которую необходимо усвоить в жестко регламентированные сроки. Тематические аттестации и государственные мониторинги отнимают много времени на подготовку, ограничивая возможности проведения природоохранной деятельности в природе. Бурное развитие общества, компьютеризация часто заменяют живое общение с природой на виртуальную реальность.

Тема курсовой работы является актуальной, так как необходима специально организованная работа, направленная на развитие у детей ответственного отношения к природе, а также необходимость существенно поднять уровень экологического воспитания.

Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: тувинские природоохранительные традиции и обычаи в экологическом воспитании младших школьников.

Цель исследования: изучить роль тувинских природоохранительных традиций и обычаев в процессе экологического воспитания младших школьников.

Задачи исследования:

- определить сущность и основное содержание понятий экологическое воспитание и природоохранная деятельность;

- рассмотреть особенности  формирования экологической культуры  младших школьников;

- изучить концепцию экологического  воспитания;

- изучить тувинские природоохранительные  традиции и обычаи и их роль  в экологическом воспитании младших  школьников.

В основе исследования лежит гипотеза о том, что организация природоохранной деятельности учащихся начальной школы будет осуществляться более успешно, если экологическое воспитание учащихся будет осуществляться посредством включения их в разнообразные формы учебной и внеклассной экологической деятельности.

Методологической основой исследования является теория экологического воспитания в начальной школе.

На современном этапе развития общества особенно актуальным является обращение к средствам и методам природоохранного образования, которые в свое время были введены в учебную деятельность выдающимися педагогами прошлого: Я. Коменским, Дж. Локком, Ж. - Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Макаренко, К. Ушинским. Именно их взгляды и учения стали основой построения воспитательных систем для многих педагогов современности. Можно сказать, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе на основе обобщения имеющегося опыта по экологическому воспитанию в младшем школьном возрасте разработаны новые приемы работы с детьми младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования: материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы в работе педагогов и психологов в системе школьного образования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Характеристика экологической культуры

 

Активное развитие экологии привело к пониманию принципа целостности природы как единой системы. В этой связи природа получила широкое толкование – как совокупность естественных условий существования человеческого общества. Поэтому внимание ученых привлечено к подготовке подрастающего поколения к взаимодействию человека с природой, основой которого является экологическая культура.

При разработке проблемы экологической культуры педагоги учитывают тот факт, что отношение к природе имеет 3 аспекта. Первый выражает отношение к природе как всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Второй – как отношение к собственным природным данным, к своему организму, который включен в систему экологических взаимодействий. Третий представляет отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды.

Решающую роль в развитии системы отношений человека играют общественные отношения, под воздействием которых формируются его установки и поведение в социальной и природной среде.

Активная форма отношения к окружающему миру выражается в деятельности, связанной с целесообразным его изменением и преобразованием. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс.

Поэтому методологическая основа формирования экологической культуры включает следующие принципиальные положения:

- сущность человеческой личности выражается в системе отношений с человеком, обществом, природой;

- ответственное отношение к природе является важнейшей целью общеобразовательной школы и характеризует всестороннее развитие личности школьника;

- отношение к природе формируется как ответственное на основе целостного развития разных его сторон: научной, экономической, практической.

Существуют два разных термина - "экологическое воспитание" и "экологическое образование". Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека.

Экологическое образование - составная часть нравственного образования. Поэтому под экологическим образованием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.1

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленной на формирование систем знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение природной среды. Широкое внедрение в учебные планы и программы учебных заведений экологического содержания и учебных дисциплин экологического цикла призвано повысить уровень экологической грамотности всех социально-профессиональных групп.

Подготовка кадров к эколого-природоохранительной деятельности со школьниками, особенно младших классов, где закладываются основы экологического образования, является одной из очень важных проблем теории и практики педагогической школы, решение которой позволит в определенной степени восполнить острую потребность школ в грамотных специалистах по экологическому образованию и воспитанию в начальных классах.2

Экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде, организованный путем воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления.

Эффективность формирования экологической культуры школьника зависит от того, насколько в учебном процессе будут учтены основные звенья преобразования общественных отношений и компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения потребности интерес цели мотивы установки ценностные ориентации. Каждое звено представленной последовательности обладает относительной самостоятельностью. Целью формирования экологической культуры состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы школьника. Его планируемым результатом является сформированность ответственного отношения к природной среде, умений понимать и ценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологические грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

Структурными этапами формирования экологической культуры является:

- выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;

- определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников