- выявление исторических истоков
экологической проблемы и путей ее разрешения
на разных этапах общественного развития;
- выдвижение научных, нравственных,
экономических, технологических идей
оптимизации взаимодействия общества
и природы;
- привлечение теоретических
концепций обществоведения, естествознания,
искусства и техники в целях обеспечения
экологически безопасного существования
человека; характеристика реальных успехов
в решении экологических проблем на международном,
государственном и региональном уровнях;
- практическая деятельность
учащихся по оценке окружающей среды своей
местности, решению местных экологических
проблем, освоение норм и правил ответственного
отношения к природе.
В соответствии с этим этапами
и спецификой экопроблем избираются соответствующие
методы, средства и формы организации
обучения. Например, на первых этапах наиболее
целесообразны методы, которые актуализируют
и корректируют сложившиеся у школьников
экологически ценностные ориентации,
интересы и потребности, опыт экологической
деятельности – беседа, общение на основе
игры.
На этапе формулирования экологической
проблемы, особую роль приобретают методы,
стимулирующие самостоятельную деятельность
учащихся по сбору и анализу фактов экологического
характера; решения заданий, задач, связанных
с выявлением противоречий во взаимодействии
общества и природы; проведение учебных
дискуссий, которые способствуют проявлению
пристрастности и избирательности в отношении
учащихся к различным сторонам экологических
проблем. Решающее значение во всех этапах
процесса формирования экологической
культуры имеют приемы вовлечения школьников
в практическую деятельность по защите,
уходу, улучшению окружающей среды и пропаганде
экологических знаний. В процессе такой
деятельности происходит становление
ответственности как черты личности.3
В соответствии с общей педагогической
теорией и основными положениями комплексной
экологии содержание экологической культуры
должно раскрывать научные, ценностные,
нормативные и деятельностные аспекты
взаимодействия общества с природой, характеризовать
глобальное значение экологических проблем
и идей оптимизации природопользовании:
- научные аспекты представлены
социальными, естественными и техническими
закономерностями, теориями и понятиями,
которые характеризуют человека, труд,
природу, общество в их взаимодействии;
- ценностные ориентации как
установки и мотивы деятельности предполагают
осознание школьниками значения природы
как универсальной ценности;
- нормативные аспекты включают
систему моральных и правовых принципов,
норм и правил, предписаний и запретов
экологического характера, непримиримость
к любым проявлениям антиобщественного
поведения в природной среде.4
1.2 Особенности формирования экологической
культуры
Создание нового отношения
человека к природе – задача, не только
социально-экономическая и техническая,
но и нравственная. Она вытекает из необходимости
воспитывать экологическую культуру,
формировать новое отношение к природе,
основанное на неразрывной связи человека
с природой. Одним из средств решения данной
задачи становится экологическое образование.
Для того чтобы решить эту задачу,
экологическое образование должно начинаться
с самого раннего детства. Еще в семье
и в дошкольные годы ребенок должен получить
некоторые начальные сведения об окружающем
мире, природе, о необходимости и целесообразности
бережного отношения к растениям, животным,
о сохранении чистоты воды, воздуха Земли.
Эти знания должны быть развиты и закреплены
в начальных классах средней школы. Одновременно
должна быть создана атмосфера благожелательности
по отношению к природе, чтобы у ребенка
сформировалось миро представление, включающее
его в окружающий мир не как хозяина, а
как участника естественного процесса
его развития.
Целью экологического образования
является формирование ответственного
отношения к окружающей среде, которое
строится на базе экологического сознания.
Это предполагает соблюдение нравственных
и правовых принципов природопользования
и пропаганду идей его оптимизации, активную
деятельность по изучению и охране природы
своей местности.
Сама природа понимается не
только как внешняя по отношению к человеку
среда - она включает в себя человека.
Отношение к природе тесно связано
с семейными, общественными, производственными,
межличностными отношениями человека,
охватывает все сферы сознания: научную,
политическую, идеологическую, художественную,
нравственную, эстетическую, правовую.5
Ответственное отношение к
природе - сложная характеристика личности.
Она означает понимание законов природы,
определяющих жизнь человека, проявляется
в соблюдении нравственных и правовых
принципов природопользования, в активной
созидательной деятельности по изучению
и охране среды, пропаганде идей правильного
природопользования, в борьбе со всем,
что губительно отражается на окружающей
природе.
Условием такого обучения и
воспитания выступает организация взаимосвязанной
научной, нравственной, правовой, эстетической
и практической деятельности учащихся,
направленной на изучение и улучшение
отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности
ответственного отношения к окружающей
среде является нравственная забота о
будущих поколениях.
Цель экологического воспитания
достигается по мере решения в единстве
следующих задач:
- образовательных - формирование
системы знаний об экологических проблемах
современности и пути их разрешения;
- воспитательных - формирование
мотивов, потребностей и привычек экологически
целесообразного поведения и деятельности,
здорового образа жизни;
- развивающих - развитие системы
интеллектуальных и практических умений
по изучению, оценке состояния и улучшению
окружающей среды своей местности; развитие
стремление к активной деятельности по
охране окружающей среды: интеллектуального
(способности к анализу экологических
ситуаций), эмоционального (отношение
к природе как к универсальной ценности),
нравственного (воли и настойчивости,
ответственности).
Актуальность взаимодействия
общества и природной среды выдвинула
школой задачу формирование у детей ответственного
отношения к природе. Чем раньше начинается
работа по экологическому воспитанию
учащихся, тем больше педагогическая результативность.
При этом в тесной взаимосвязи должны
вступать все формы и виды учебной и внеклассной
деятельности детей.
В настоящее время значительно
возросло внимание ученых к исследованию
проблем экологического воспитания и
образования. Экологическая культура,
по мнению А.Н. Захлебного – это утверждение
в сознании и деятельности человека природопользования,
обладание навыками и умениям социально-экономические
задачи без ущерба для окружающей среды
и здоровья человека.6
Л.П. Печко; «экологическая культура
включает:
- культуру познавательной
деятельности учащихся по освоению
опыта человечества в отношении
к природе как к источнику
материальных ценностей, основе
экологических условий жизни, объекту
эмоциональных, в том числе и
эстетических переживаний;
- культуру труда, формирующуюся
в процессе трудовой деятельности.
При этом учитываются экологические,
эстетические и социальные критерии
при выполнении конкретных дел
в различных областях природопользования;
- культуру духовного общения
с природой.
А. Н. Захлебный считает, что
целью экологического образования и воспитания
являются формирование системы научных
взглядов и убеждений, обеспечивающих
становление ответственного отношения
к окружающей среде, которое строится
на базе нового мышления, во всех видах
их деятельности, формирование экологической
культуры.7
Экологически культурная образованная
личность со сформированным экологическим
сознанием, с собственными убеждениями
и правильным поведением по отношению
к окружающей среде будет только тогда,
когда будут учитываться условия экологического
воспитания. Первое важнейшее условие-
системность подачи материала, преемственность
и доступность. Второе непременное условие
- активное вовлечение младших школьников
в посильные для них практические дела
по охране местных природных ресурсов.
Таких дел много: озеленение школы, класса,
уход за цветниками, сбор лекарственных
трав, охрана и подкормка птиц и т. д.
Формированию экологической
культуры личности способствует сочетание
знания и сознания. Сочетание различных
форм (беседы, игры, и т.д.) дает огромный
эффект. Ребята приводят примеры экологических
связей, играют в «Поле чудес», составляют
цепи питания различных живых организмов,
рисуют экологические знаки, эмблемы,
выбирают экологические правила, подходящие
к ним и знакомятся с некоторыми «жителями»
Красной книги.
Теоретические знания, полученные
учениками на уроках должны стать базой
для самостоятельной оценки происходящих
в природе процессов и явлений, умения
обобщить результаты наблюдений, способствовать
экологически грамотному, безопасного
для природы и собственного здоровья поведению.
Вот здесь на помощь сухому изложению
учебного материала на уроке приходят
на помощь различные формы проведения
уроков- путешествий, дидактических л-беседы,
утренники эко-проекты, которые способствуют
глубокому и прочному расширению экологических
знаний.
Часто дети изучают природу
только по книгам, могут определить названия
животных, растений, изображённых только
на иллюстрациях, но не узнают их в природе.
Частному решению проблемы может помочь
исследовательская работа в рамках экологических
проектов. Существует большое многообразие
проектов: «Чистое утро», «Мы нашли своих
хозяев!», «Возвращённый лес», «Жалобная
книга природы», «Уголок хорошего настроения»,
«Очаровательный сорняк», «Моё дерево»
и т. д. Эти проекты подразумевают выполнение
детьми исследовательской работы, проведения
наблюдений, обобщения результатов, исследований
в самой разнообразной форме и составления
рекомендаций по проблеме.
Важной задачей работы в рамках
проекта - воспитание эмоционального отношения
к природе, общение с ней на равных.
Формирование экологически
культурной личности невозможно без такой
формы работы как экскурсия, в которой
осуществляется наблюдение за природой.
Экологическая экскурсия - это форма экологического
образования, представляют; собой групповое
посещение природных комплексов или учреждений
культуры в образовательных целях. Учащимся
можно поручить работу, направленную на
выявление нарушений в природе. Это выявление
загрязнения территорий, состояние растительного
покрова, следы человеческой деятельности,
и т. д. Предварительная беседа перед экскурсией
поможет заинтересовать учащихся, раскроет
необходимость личного участия в деле
охраны природы.
В формировании экологической
культуры школьника велика роль массовых
экологических кампаний, знаменательных
дней («День Земли», «День птиц»). Традиционно
- игровые методы широко используются
в практике экологического образования
и воспитана Экологические игры — это
форма экологического образования, основанная
на особой игровой деятельности участников
стимулирующая высокий уровень мотивации,
интереса эмоциональной включённости.
(Игры - соревнования, ролевые экологические
игры, имитационные экологические игры.)
Формирование бережного отношения
к природе продолжается других уроках,
раскрывая многообразную роль природы
в жизни человека. Так, при обучении чтению
подчеркивается эстетическая сторона
охраны природы родного края, развивается
умение учащихся эстетически воспринимать
красоту природы. Эта же задача решается при обучении
изобразительному искусству. В то же время,
на уроках трудового обучения часть вопросов
по охране природы рассматривается только
с позиции «полезности», что при одностороннем
воздействии на детей может привести к
формированию у них утилитарно-потребительского
отношения к природе. В связи с этим очевидна
необходимость использования в экологическом
образовании и воспитании младших школьников
межпредметных связей.
Таким образом, важнейший компонент
формирования экологической культуры
личности – деятельность младших школьников.
Разные ее виды дополняют друг друга: учебная
способствует теории и практике взаимодействия
общества и природы, овладению приемами
причинного мышления в области экологии;
игра формирует опыт понятия экологически
целесообразных решений, общественно-полезная
деятельность служит приобретению опыта
принятия экологических решений, позволяет
внести реальный вклад в изучение и охрану
местных экосистем, пропаганду экологических
идей.8