Экология человека и его популяционная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 08:27, реферат

Описание работы

Экология человека – наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и человеческих общностей с окружающими их природными, социальными и производственными эколого-гигиеническими факторами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА. . . . . . . . . . . . 5
1.1 Цели и задачи экологии человека. Основные понятия. . . . . . 5
1.2 Многообразие направлений в исследованиях по экологии человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3 Формирование и развитие экологии человека. . . . . . . . . . .7
2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА . 11
2.1. Влияние абиотических факторов на организм человека . . . .11
2.2. Влияние биотических факторов среды на организм человека .12
2.3. Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. ПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3.1. Продукты питания и их качественная характеристика . . . . .15
3.2. Питательные вещества, необходимые человеку . . . . . . . 16
4. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
5. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА . . . . . 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Файлы: 1 файл

экология реферат 2012.docx

— 62.83 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

<Универ>

 

Кафедра «Экология»

 

 

 

Реферат на тему

«Экология человека и его популяционная характеристика»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. <Гр.>-32

<ФИО>

Проверил:

<ФИО>

 

 

<Славный град>, 2012 г.

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 3

1. СОДЕРЖАНИЕ  И ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  5

1.1 Цели и  задачи экологии человека. Основные  понятия.  .  .  .  .  . 5

1.2 Многообразие направлений в исследованиях по экологии человека.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  6

1.3 Формирование и развитие экологии человека.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .7

2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА .  11

2.1. Влияние абиотических факторов на организм человека .  .  .  .11

2.2. Влияние биотических факторов среды на организм человека .12

2.3. Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  14

3. ПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .15

3.1. Продукты питания и их качественная характеристика .  .  .  .  .15

3.2. Питательные вещества, необходимые человеку   .  .  .  .  .  .  .   16

4. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 19

5. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА .  .  .  .  . 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Экология  человека – наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и человеческих общностей с окружающими их природными, социальными и производственными эколого-гигиеническими факторами.

Проблема, связанная с экологией  человека в современном мире, - наиглавнейшая  и наитруднейшая, это глобальная проблема. Об этом говорят: сам человек, человечество (в целом и в лице отдельных государств), средства массовой информации, ученые, философы, служители религий.

Экологию человека можно рассматривать  в качестве широкой экологической  проблемы, как это делал, например, С.С. Шварц (1974), или как самостоятельную  дисциплину (или ассоциацию дисциплин) в рамках общей науки об окружающей среде. В.П. Казначеев (1986) характеризует  экологию человека как комплексную  науку, призванную «изучать взаимодействие людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека».

Экология человека – это комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие людей как биологических особей и как личностей – социальных субъектов – с окружающими  их природной и социальной средой. Экологию человека отличают от экологии животных всемирное распространение  людей, многообразие условий обитания и жизнедеятельности, высокий полиморфизм  – многовариантность адаптаций, наличие искусственных, технологических средств приспособления к среде, т.е. наличие культуры, возможность передачи и унаследования приобретаемых знаний и навыков. Поэтому экология человека включает множество тем  и проблем, которых нет в других специальных экологиях. Деятельность человечества имеет планетарный резонанс, что обусловливает актуальность экологии как области знания.

Экология человека в современном  понимании – очень молодая  наука. Но она уже занимает важное место в ряду наук о человеке, претендуя на главное связующее  звено между естественными и  гуманитарными науками этого  ряда. Будучи тесно связанной с антропологией, экология человека (т.е. антропоэкология) не имеет таких же строгих границ и динамично соприкасается, с одной стороны, с общей экологией, с биологией человека, с гигиеной, медициной, географией, с другой – с историей, социологией, этнографией, языкознанием, психологией. Но основная её роль заключается в способности прогнозирования её развития в будущем.

В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города (урбоэкология), техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т.п.

Экологию человека на всех стадиях  исторического развития интересует следующее:

  1. численность отдельных общностей людей  и всего человечества;
  2. возрастная и половая структура общностей;
  3. уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространённые причины смерти;
  4. специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы её приготовления;
  5. тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;
  6. система расселения;
  7. культурные и гигиенические навыки.

 

Анализ указанных выше характеристик  позволяет получить знание некоторых  важных величин, которые в количественной форме отражают взаимодействие человека со средой его обитания.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________

1. Губарёва Л.И., Мизирёва О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Практикум для вузов. – М.: Владос, 2005. – С.4-6.

Содержание и предмет экологии человека. Формирование экологии человека.

Цели и задачи экологии человека. Основные понятия.

Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества,  обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья.

Цель  экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов,  протекающих в самом человеке как биологическом и одновременно социальном существе, человеческом обществе и среде обитания человека и общества. 

Практическая  задача экологии человека – создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

Экология  человека – это наука,  изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов,  включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров).

Главным понятием экологии человека является здоровье.  По определению  Всемирной организации здравоохранения здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Следует различать здоровье конкретного человека и здоровье человеческой популяции. 

Здоровье конкретного человека формируется индивидуально в  условиях общества на основе наследственных факторов и образа жизни, который  ведет отдельный человек.  Здоровье человека — это функциональное состояние

его организма, обеспечивающее продолжительность  жизни,  физическую и умственную работоспособность,  хорошее самочувствие и способность воспроизводства  здорового потомства.

Здоровье  человеческой популяции (населения) – популяционное здоровье – понятие статистическое, характеризующееся комплексом показателей,  среди которых особое значение имеют следующие:

  1. Рождаемость
  2. Смертность
  3. средняя ожидаемая продолжительность жизни различных возрастных групп
  4. средняя продолжительность жизни
  5. прирост популяции
  6. возрастно-половая структура населения
  7. физическое развитие
  8. заболеваемость, инвалидность.

 

Экология человека изучает антропоэкосистемы различного уровня – от глобального до локального и микролокального.  Вся планета Земля с её воздушной оболочкой и ближайшим космосом может быть объектом изучения экологии человека. Глобальную антропоэкосистему можно рассматривать как антропоэкосферу,  представляющую собой многомерное пространство,  которое охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы (в трактовке В.И.Вернадского),  с включенными в нее всеми населяющими планету людьми (человеческим обществом),  которые,  используя природные ресурсы планеты с помощью технических средств,  находятся в сложных противоречивых отношениях.  Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группой людей.

 

 

 

Многообразие направлений  в исследованиях по экологии человека.

Многообразие  реальных конкретных задач жизнедеятельности  человека определяет многообразие аспектов и подходов к экологии человека.

Социальный уровень исследований

Выделяют 6 основных направлений:

  1. Проблема народонаселения.  В рамках этой проблемы изучается связь с демографией,  популяционная динамика,  соотношение популяционных ресурсов и роста населения.
  2. Проблема ресурсов.  Изучаются водные,  энергетические,  пищевые и другие природные ресурсы планеты, их запасы и изменения в связи с деятельностью человека.
  3. Воздействие человека на среду и защита среды. К данному разделу относятся исследования по изучению влияния индустриализации на окружающую среду, оценка уровня и последствий загрязнения.
  4. Управление средой и средовая политика.  Основные исследования посвящены контролю среды,  соотношению ресурсов,  росту населения и потребностей общества (с выходом на экономику),  планированию и управлению средой и популяцией,  а также экологическим принципом экономического развития общества.
  5. Культурная экология.  В этом разделе объединены работы на стыке экологии,  культуры,  антропологии,  архитектуры, психологии и других наук.
  6. Социальная экология. В это направление входят исследования по экологии, социальной психологии и социологии.

Медико-биологический  уровень исследований

В медико-биологических исследованиях  можно выделить два направления: «экологическая медицина»  и «экологическая биология» (физиология, морфология, генетика человека).

Экологическая медицина занимается изучением медицинских аспектов среды и здоровья человека. В настоящее время основу этого направления составляют исследования по экологическим воздействиям на индивидуальное здоровье и их прогнозирование,  по экологии человека и здравоохранению, по общим проблемам среды и здоровья, а также по средовой медицине (медицинская география, средовые болезни и средовое здоровье).

Экобиология человека. В исследованиях,  относящихся к этому направлению, устанавливаются основные принципы по,  так называемой,  средовой биологии,  изучается экология человека,  как биологического вида,  экологическая антропология.  Отдельное направление представляет эволюционная биология человека,  которая смыкается с эволюцией и изучает влияние среды на биологию человека от племенных групп до современного человека, находящегося под влиянием урбанизации и индустриализации.

 

Формирование и развитие экологии человека.

В качестве научной дисциплины экология человека появилась не на пустом месте.  Она впитала в себя идеи многих исследователей. Сегодня ученые говорят  о развитии экологического мышления.

Античные ученые стремились осмыслить  роль и место человека в окружающем его мире, понять, как природные  и хозяйственно-бытовые условия  влияют на него.  О зависимости  путей развития человеческого общества и природы писал Геродот (484 – 425 гг. до н. э.). Он объяснял черты характера людей и происходящие политические события такими особенностями их местожительства,  как ландшафт, климат и плодородие почв.

Платон (427 – 347 гг. до н.  э.) считал, что характер людей и политические события зависят от природных условий.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) полагал, что человек имеет общие функции, как с растениями, так и с животными. Сам человек, в его понимании, – «общественное животное», в сферу жизни которого входит семья, общество, государство.

Анализ научных знаний античных времен показывает,  что общественная мысль сформировала представление  о зависимости развития общества и человека от природных условий.

В эпоху Возрождения Роджер Бекон (1214 – 1292) показал, что живые и неживые тела построены из одних и тех же материальных частиц и живые существа находятся в тесной зависимости от окружающей среды. 

В трудах немецкого химика и врача Парацельса (1493 – 1541) содержатся суждения о влиянии природных факторов на организм человека.

Информация о работе Экология человека и его популяционная характеристика