Экология Чувашии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Следует отметить, что предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной частью входит правовая экология. Под ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Файлы: 1 файл

реферат по экологии.docx

— 31.55 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Экологическое право – одна из отраслей российского  права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере  взаимодействия общества и природы  в интересах настоящего и будущего поколений. Следует отметить, что  предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной  частью входит правовая экология. Под  ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое  право. Экологическое право –  совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере  взаимодействия общества и природы  в интересах сохранения и рационального  использования окружающей природной  среды для настоящих и будущих  поколений людей.

Природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление  природы человеком, использование  природы для удовлетворения человеком  своих материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма. Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды с  целью сохранения человека как биологического и социального организма и  его естественной среды обитания.

В основном, большой урон природе наносят  транспорт и металлургические предприятия. Так, основным источником загрязнения  атмосферы углекислым газом являются тепловые электростанции, металлургические заводы и транспорт. Большая концентрация данного вещества, в конце концов, может привести к возникновению  парникового эффекта, одними из следствий  которого могут стать опустынивание  земель и разрушение озонового слоя. В результате неконтролируемого выброса в воды мирового океана различных отходов происходит уничтожение планктона, который обеспечивает атмосферу кислородом. Из-за нерационального использования земли миллионы гектаров плодородной почвы превратились в безжизненную пустыню. Все это происходит из-за недостатков организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды, а также дефектов экологического воспитания и образования, в результате чего у людей вырабатывается потребительская психология по отношению к природе.

Задачи права окружающей среды определяются значением науки в развитии общества и государства включают:

  • изучение национального права окружающей среды;
  • выявление условий, обеспечивающих отвечающие интересам настоящего и будущих поколений распоряжения природными ресурсами, достижение целей рационального природопользования и охраны природы, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • выработку предложений по совершенствованию права окружающей среды с учётом общественных потребностей и тенденций развития общества и государства.

Для регулирования  взаимодействия общества и природы  были сформулированы следующие принципы: приоритет охраны жизни  и здоровья; научно обоснованное сочетание экологических  и экономических интересов; рациональное использование и воспроизводство  природных ресурсов; законность и  неотвратимость наступления ответственности  за экологические правонарушения; гласность  в работе экологических организаций  и некоторые другие. На базе вышеприведенных  принципов осуществляется охрана природной  среды несколькими способами. Среди  них следует особо выделить правовой способ, которому и посвящен данный реферат.

Глава 1. Предмет, источники и объекты  экологического права.

 

    1. Понятия и формы проявления экологического права.

 

Наличие специфического предмета правового  регулирования, метода, принципов регулирования  и осознанной общественной необходимости  в самостоятельном существовании  такой отрасли права позволяет  рассматривать экологическое право  как самостоятельную отрасль. Его  предметом являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы, подразделяющие на две группы: отраслевые (земельно-охранительные  отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водо-охранные отношения и отношения по охране фауны и атмосферного воздуха) и  комплексные (охрана природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных и иных зон).

Рассмотрим  методы экологического права, т.е. способы  воздействия на общественные отношения. Исходя из специфики природных объектов, наиболее приемлемым является административный метод. При этом господствующее положение  занимает запретительные, предупредительные  и управомочивающие нормы. Это соответствует  требованию обеспечения выполнения экологических предписаний и  охраны окружающей среды. Следует также  отметить, что большое значение в  рамках гражданско-правового способа  воздействия стал приобретать экономический  метод, т.е. влияние на охрану среды  через материальный интерес к  ее охране и рациональном использовании  со стороны хозяйствующего субъекта. Таким образом, метод экологического права представляет собой совокупность экономических методов регулирования  качества природной среды и административно-правовых средств воздействия на природопользователя.

Для понимания  сущности экологического права важно  рассматривать его как органическое единство всех форм его проявления. К первой форме относятся правовые идеи, входящие в правовую концепцию взаимодействия общества и природы, опираясь на которую определяется содержание правовых норм. Нормы экологического права устанавливают правила поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей природной среды. В целом эти нормы образуют экологическое законодательство. Третьей формой являются правоотношения, без которых экологическое право остается бумажным, не достигнув своей реальной сущности и не выполнив  цель, поставленную законом по охране окружающей среды.

Теперь  рассмотрим нормы экологического права, которые являются правилами поведения, регулирующими отношения людей  по поводу охраны и использования  природной среды. Существует следующее  разделение норм: отраслевые (охрана и  использование отдельных природных  объектов), комплексные (охрана и использование  природных комплексов) и экологизированные (нормы других отраслей права). По содержанию правовые нормы делятся на нормы-приоритеты, нормы-принципы и нормы-правила. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды.

 

    1. Источники и объекты экологического права.

 

Под источниками права в материальном смысле понимается воля народа, выраженная путем опроса или референдума  по поводу того или иного документа. Под источниками права в формальном смысле понимаются формы права, в  которых содержатся  общие правила  поведения – нормы права. Источниками  экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические  отношения. Источники экологического права имеют свои особенности: в  них представлен значительный вес  законов по сравнению с другими  формами права; они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Совокупность нормативно-правовых форм образует законодательство.

Основные  положения экологической стратегии  государства и главные направления  укрепления экологического правопорядка отражены в Конституции РФ, которая  вводит трехзвенное определение  экологической деятельности в сфере  взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности.

19 декабря 1991 г. Верховный Совет  РФ принял Закон об охране  окружающей природной среды, необходимость  принятия которого была вызвана  социально-экономическими (острая эколого-экономическая  ситуация) и юридическими причинами  (образование пробелов экологического  законодательства и отсутствие  комплексных актов для регулирования  охраны природной среды). Предметом  регулирования закона служат  экологические отношения, в регулировании  которых закон преследует следующие  задачи: сохранение природной среды;  предупреждение и устранение  вредного влияния хозяйственной  деятельности на природу и  человека; оздоровление и улучшение  качества природной среды. Центральная  тема закона – человек, охрана  его жизни, здоровья от неблагоприятного  воздействия окружающей среды.  Ядром данного закона служат  природоохранительные нормы, обеспечивающие  выполнение задачи охраны  природной  среды и действующие в комплексе  с нормами других отраслей  права. Нахождение той или иной  нормы, регулирующей поведение  по отношению к природе, в  природоохранительном законе не  лишает ее основного содержания, ее принадлежности той отрасли  права, которая представлена предметом  правового регулирования. Аналогичные  выводы можно сделать и по  другим законам экологического  права.

Рассмотрим  ранее упоминавшиеся экологизированные  нормативно-правовые акты. Под экологизацией  надо понимать  внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта. Необходимость этого процесса состоит  в неспособности  норм экологического права, заложенных в специальных  законах, всегда действовать напрямую в регулировании экологических  вопросов. Базовым законодательным  актом для экологизации законодательства служит Закон РФ об охране  окружающей природной среды и другие отраслевые экологические правовые акты, дополняющие  закон. В числе других экологизированных  законов следует назвать Закон  о местном самоуправлении.

Перейдем  теперь к рассмотрению объектов экологического права. Согласно Закону РФ об охране окружающей среды, все охраняемые законом объекты  земной природы делятся на три  категории: интегрированные, дифференцированные и особо охраняемые. К интегрированным  относят природную среду, к дифференцированным – отдельные природные объекты (земля, недра, воды и пр.), остальные  объекты – особо охраняемые. Под  объектом «окружающая природная  среда» понимают сочетание природы  и окружающей человека среды. Под  природой действующее законодательство понимает природную среду в узком  смысле слова как объективную  реальность, существующую независимо от сознания человека, как следствие  объективного эволюционального развития материального мира и состоящую  из естественных экологических систем.

Под окружающей человека средой понимается та часть естественной среды, которая  преобразована в процессе антропогенной  деятельности человека, состоящая в  органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных экологических систем. Внешние границы  охраняемой законом окружающей природной  среды очерчиваются рамками атмосферы  и околоземного пространства в той  части, в которой она испытывает влияние земной природы и антропогенной деятельности жителей Земли, и в той степени, в какой она испытывает на себе влияние космического пространства. Внутренние пределы охраны окружающей природной среды исходят из признаков охраняемого законом природного объекта или комплекса. Поэтому в круг охраняемой законом естественной среды обитания не входят: социальные ценности, созданные человеком; компоненты природы, вышедшие из экологической связи с природой; элементы природы, не представляющие ценности для общества; природные явления ли условия, охрана которых невозможна на данном этапе развития науки.

Природный объект можно определить как составную  часть окружающей природной среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками естественного  происхождения, состояния в экологической  цепи природных систем, способную  выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции  и обеспечивать качество среды обитания. Признаки природного объекта находят  свое проявление в трех выполняемых  им функциях – экологической, экономической  и культурно-оздоровительной. Экологическая  функция является  главной; выполнение ее позволяет природному объекту  находиться в естественной взаимосвязи  с природой. Сохранение за природным  объектом экологической функции  предопределяет существование экономической  функции, а затем и культурно-оздоровительной, которую выполняет практически  каждый объект в рамках своих возможностей.

Экологические права человека являются особым объектом охраны экологического права. Согласно ст. 42 Конституции РФ они делятся  на две группы: 1) право человека на чистую, здоровую и благоприятную  для жизни окружающую природную  среду; 2) право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия  окружающей среды. Обеспечение экологических  прав человека гарантируется законом  РФ об охране окружающей природной среды. Закон РФ подтверждает, что государство в лице его полномочных органов и должностных лиц гарантирует поддержку общественного мнения в нормализации экологической обстановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Механизм экологического права.

 

2.1. Эколого-правовой механизм  охраны окружающей природной  среды.

Эколого-правовой механизм представляет собой самостоятельный  институт российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного  в законе экологического императива. Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура  механизма состоит из четырех  звеньев. Первое звено – природоохранительные нормы права, главная функция  которых состоит в том, чтобы  закрепить базовые экологические  императивы. Второе звено включает экологизированные правовые нормы  и нормативы. Третье звено механизма  составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и  экологизированных и нормативов. Наконец, четвертое звено – завершающий  этап движения нормы, реализующий себя в правоотношении.

Природоохранительные  правовые нормы, призванные  выполнять  базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в головном природоохранительном Законе РФ «Об охране окружающей природной  среды». Закон содержит следующие  виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии (они были описаны выше).

Эффективность эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды –  это оценка качества его работы. С точки зрения эффективности, данный механизм моет быть исследован применительно  к трем его стадиям движения: статической, динамической и результативной. На статической стадии эффективность  механизма зависит от полноты  и социально-экономической обоснованности природоохранительной нормы. На динамической стадии в действие вступают гарантии. Одним из условий эффективности нормы на динамической стадии является эколого-правовая культура. Под этим понимается комплекс эколого-правовых структур – знание закона, уважение закона, умение его правильно применить. С принятием нового природоохранительного закона в категорию факторов эффективности вошли гласность, участие населения, общественных объединений в охране окружающей среды, экономическое стимулирование природопользователей в охране природной среды.

Информация о работе Экология Чувашии