На
третьей результативной стадии движения
механизма анализируются итоги
действия звеньев. Итогом работы всего
механизма является правовое отношение,
направленное на решение конкретной
хозяйственной задачи. Однако результативность
эколого-правого механизма не всегда
сопряжена с его эффективностью.
Выход из этого положения –
в нахождении оптимального варианта
решения, в основу которого кладутся
принципы приоритета экологии, но в
сочетании с экономикой, а именно
учет потенциальных экологических
возможностей природной среды, отсутствие
необратимых последствий, реальная
вероятность восстановления потерь
в природной среде.
2.2. Экономический механизм
охраны окружающей природной
среды.
В
отличие от метода административно-правового
воздействия, исходящего из отношений
власти и подчинения, экономический
механизм опирается на материальную
заинтересованность исполнителя в
достижении реальной цели. В состав
экономического механизма входят как
постоянно действующие институты,
без которых он не может нормально
функционировать, так и новые, возникшие
на базе переходных отношений к рыночным
отношениям. К институтам первой группы
относятся природные кадастры, меры
материально-технического и финансового
обеспечения, платность за использование
природных ресурсов, платежи за загрязнение
окружающей среды, а также льготы
по кредитованию, налогообложению и освобождению
от обложения налогами.
Кадастрами
природных ресурсов называется свод
экономических, экологических, организационных
и технических показателей, характеризующих
количество и качество природного ресурса,
состав и категории природопользователей.
Кадастры представлены по видам природного
ресурса. Земельный кадастр включает
в себя систему следующих сведений:
количественный состав земель, распределение
земель по категориям и по использованию,
качественный состав земель, собственники
земли, владельцы, пользователи, арендаторы.
Кадастр месторождений полезных
ископаемых включает сведения о хозяйственной
ценности каждого месторождения, различные
условия их разработки. Лесной кадастр
содержит систему сведений о правовом
режиме лесного фонда, количественном
и качественном состоянии лесов,
подразделении лесов на группы и
категории защитности, экономическую
оценку лесов. Задачами водного кадастра
являются текущая и перспективная
оценка состояния водных объектов,
предотвращения истощения водных источников,
восстановление нормативного качества
вод.
В
нынешнее время охрана природной
среды как никогда нуждается
в финансировании. Закон РФ об охране
природной среды называет несколько
источников финансирования: государственный
бюджет, внебюджетные экологические
фонды, средства предприятий, учреждений,
организаций. Но опыт использования
внебюджетных экологических фондов
вскрыл много злоупотреблений, что
снизило материальную заинтересованность
предприятий в охране среды и
породило стремление избежать отчислений
в эти фонды. Введение платности
использования природных ресурсов
является прямым следствием преобразования
ресурсовых отношений на базе проводимой
рыночной реформы. При этом преследуются
следующие задачи: повышается заинтересованность
производителя в эффективном
использовании природных ресурсов;
появляется материальная заинтересованность
в сохранении и воспроизводстве природного
ресурса; получаются дополнительные средства
на восстановление и воспроизводство
ресурсов. Для решения неотложных природоохранительных
задач, восстановления потерь в окружающей
среде и других задач создана единая система
внебюджетных государственных экологических
фондов, объединяющая федеральный экологический
фонд, республиканские, краевые, областные
и местные фонды. Экологические фонды
расходуются на оздоровление природной
среды, населения, проведение мер по охране
окружающей среды, воспроизводство природных
ресурсов и иные цели, связанные с охраной
природной среды. Закон РФ об охране окружающей
среды категорически запрещает расходовать
средства экологических фондов на цели,
не связанные с природоохранительной
деятельностью.
Глава 3. Экологическая ответственность.
Экологическая
ответственность – сложный социальный
и эколого-правовой институт: в перспективном
смысле – это обязанность соблюдать
нормы взаимоотношений общества
и природы с целью сохранения
научно-обоснованного сочетания
экологических и экономических
интересов, в ретроспективном –
обязанность претерпевать неблагоприятные
последствия нарушения норм взаимодействия
общества и природы. В основе экологической
ответственности лежит экологическое
нарушение, которое выражается в
несоблюдении или невыполнении норм,
обеспечивающих гармоничное, научно-обоснованное
сочетание экологии и экономики
в процессе общественного развития.
В основе экологических нарушений
– объективное противоречие между
экологическими и экономическими интересами,
существующее в системе «общество-природа».
Экологическими нарушениями следует
считать не согласованное с интересами
охраны экологической среды поведение
человека, продиктованное удовлетворением
экономических потребностей, причиняющее
вред природной среде.
Таким
образом, экологическая ответственность
– это экономико-правовой комплекс,
соединяющий в себе нормы и
соответствующие им отношения по
возмещению и предупреждению вреда
природной среде. Экологическая
ответственность выполняет три
функции: стимулирующую, компенсационную,
превентивную. Стимулирующая функция
проявляется в наличии экономических
и правовых стимулов, понуждающих
в охране экологических интересов;
компенсационная направлена на восстановление
потерь природной среды в форме
натуральной или денежной компенсации;
превентивная предупредительно воздействует
на поведение контрагента путем
применения мер наказания и взыскания
ущерба. Существуют экономическая и
юридическая формы данной ответственности.
Экономическая ответственность
базируется на правомерной деятельности
и регулируется экономическими методами.
Юридическая ответственность порождается
неправомерными деяниями и регулируется
административно-правовыми методами.
Экономическая ответственность в отличие
от юридической, которая наступает по
факту правонарушения, возникает по факту
причинения вреда.
Механизм
эколого-экономической ответственности
зависит от конкретных видов данной
ответственности. В законодательстве
закреплены следующие ее виды в сфере
взаимодействия общества и природы:
обязательные платежи предприятий
за нормативные и сверхнормативные
выбросы, сбросы загрязняющих веществ
в воздух и водоемы, за захоронение
вредных отходов; возмещение потерь
сельско- и лесохозяйственного производства
при изъятии земель; взимание платы
за использование вод в промышленности.
Эколого-правовая
ответственность – одна из разновидностей
юридической ответственности, действующая
в системе российского права.
Первая ее часть возникает из природоохранительных
правоотношений по факту нарушения
требований охраны природной среды.
Вторая часть рождается из уголовных,
административных, гражданских, трудовых
правоотношений, возникающих в связи
с применением соответствующих
санкций за допущенные правонарушения.
Экологическое
правонарушение – это виновное,
противоправное деяние, посягающее на
установленный в РФ экологический
правопорядок и причиняющее вред
природной среде либо создающее
реальную угрозу такого причинения. Субъектами
экологического правонарушения являются
предприятия, объединения и т.д.,
а также должностные лица и
граждане. Объектами нарушения является
природная среда, охраняемая законом
от загрязнения, истощения и разрушения.
Экологические правонарушения классифицируются
по предмету правонарушения, объекту,
санкциям, способам причинения вреда
и общественной опасности.
Причинами
экологических правонарушений являются,
например, недостатки законодательства,
что проявляется в трех видах:
наличие пробела, несовершенство правовой
нормы и противоречивость правовой
нормы. Основной причиной все-таки следует
признать господство потребительской
психологии. Поэтому одной из принципиальных
особенностей нового подход к охране
окружающей среды является экологическая
революция в сознании человека. Она
выражается в повороте его миропонимания
от потребительского отношения к
природе к рациональному использованию
ее богатств.
Закон
РФ закрепил экологическое воспитание
и образование в учебных заведениях.
Предполагается, что общая подготовка
повысит уровень экологического
правосознания. Но такая цель будет
реализована только при соблюдении
нормы об экологическом всеобщем
образовании. И пока этот замкнутый
круг существует, будут существовать
и экологические правонарушения.
Заключение.
В
заключение следует отметить, что
пока охрана окружающей среды не стала
нравственной задачей, пока в сознании
людей не произошла «экологическая»
революция, перед экологическим
правом стоят две важные задачи:
воспитание в человеке экологического
правосознания и силовое регулирование
природопользования. Решение первой
задачи должно стать качественным скачком
в формировании нового человеческого
сознания. Это можно осуществить
путем введения общего и профессионального
обучения в школах, вузах и пр.
На данном же этапе развития экологических
отношений, когда человечество бесконтрольно
относится к потреблению природных
ресурсов, ничего не остается, кроме
правового регулирования и предъявления
санкций к нарушителям экологического
законодательства. В России дело обстоит
намного острее, чем в других развитых
странах. Результатом несовершенства
закона и недостатков организационно-исполнительной
деятельности является проявление противоречий
общественного развития и, следовательно,
существование экологических правонарушений.
Объективной основой их служит неполнота
наших знаний о законах движения
естественного мира. Такие противоречия
постепенно стираются по мере достижений
научно-технического прогресса. Противоречия
так же встречаются в нормативных
актах Закона РФ об охране окружающей
среды. Пока все эти противоречия
не будут разрешены, невозможно говорить
о существовании экологического
правопорядка в России.
Список литературы.
- Ерофеев Б. В. Экологическое право (учебник для вузов). – М.: Юриспруденция, 2011.
- Горелов А. А. Экология (учебное пособие). – М.: Центр, 2011.
- Петров В. В. Экологическое право России (учебник для юридических вузов). – М.: БЕК, 2011.
- Бринчук М. М. Экологическое право (учебник для вузов по специальности «Юриспруденция»). – М.: Юристъ, 2011.