Экология Чувашии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Следует отметить, что предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной частью входит правовая экология. Под ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Файлы: 1 файл

реферат по экологии.docx

— 31.55 Кб (Скачать файл)

На  третьей результативной стадии движения механизма анализируются итоги  действия звеньев. Итогом работы всего  механизма является правовое отношение, направленное на решение конкретной хозяйственной задачи. Однако результативность эколого-правого механизма не всегда сопряжена с его эффективностью. Выход из этого положения –  в нахождении оптимального варианта решения, в основу которого кладутся принципы приоритета экологии, но в  сочетании с экономикой, а именно учет потенциальных экологических  возможностей природной среды, отсутствие необратимых последствий, реальная вероятность восстановления потерь в природной среде.

 

2.2. Экономический механизм  охраны окружающей природной  среды.

В отличие от метода административно-правового  воздействия, исходящего из отношений  власти и подчинения, экономический  механизм опирается на материальную заинтересованность исполнителя в  достижении реальной цели. В состав экономического механизма входят как  постоянно действующие институты, без которых он не может нормально  функционировать, так и новые, возникшие  на базе переходных отношений к рыночным отношениям. К институтам первой группы относятся природные кадастры, меры материально-технического и финансового  обеспечения, платность за использование  природных ресурсов, платежи за загрязнение  окружающей среды, а также льготы по кредитованию, налогообложению и освобождению от обложения налогами.

Кадастрами  природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных  и технических показателей, характеризующих  количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Кадастры представлены по видам природного ресурса. Земельный кадастр включает в себя систему следующих сведений: количественный состав земель, распределение  земель по категориям  и по использованию, качественный состав земель, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы. Кадастр месторождений полезных ископаемых включает сведения о хозяйственной  ценности каждого месторождения, различные  условия их разработки. Лесной кадастр  содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и  категории защитности, экономическую  оценку лесов. Задачами водного кадастра являются текущая и перспективная  оценка состояния водных объектов, предотвращения истощения водных источников, восстановление нормативного качества вод.

В нынешнее время охрана природной  среды как никогда нуждается  в финансировании. Закон РФ об охране природной среды называет несколько  источников финансирования: государственный  бюджет, внебюджетные экологические  фонды, средства предприятий, учреждений, организаций. Но опыт использования  внебюджетных экологических фондов вскрыл много злоупотреблений, что  снизило материальную заинтересованность предприятий в охране среды и  породило стремление избежать отчислений в эти фонды. Введение платности  использования природных ресурсов является прямым следствием преобразования ресурсовых отношений на базе проводимой рыночной реформы. При этом преследуются следующие задачи: повышается заинтересованность производителя в эффективном  использовании природных ресурсов; появляется материальная заинтересованность в сохранении и воспроизводстве природного ресурса; получаются дополнительные средства на восстановление и воспроизводство ресурсов. Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей среде и других задач создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Экологические фонды расходуются на оздоровление природной среды, населения, проведение мер по охране окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов и иные цели, связанные с охраной природной среды. Закон РФ об охране окружающей среды категорически запрещает расходовать средства экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экологическая ответственность.

 

Экологическая ответственность – сложный социальный и эколого-правовой институт: в перспективном  смысле – это обязанность соблюдать  нормы взаимоотношений общества и природы с целью сохранения научно-обоснованного сочетания  экологических и экономических  интересов, в ретроспективном –  обязанность претерпевать неблагоприятные  последствия нарушения норм взаимодействия общества и природы. В основе экологической  ответственности лежит экологическое  нарушение, которое выражается в  несоблюдении или невыполнении норм, обеспечивающих гармоничное, научно-обоснованное сочетание экологии и экономики  в процессе общественного развития. В основе экологических нарушений  – объективное противоречие между  экологическими и экономическими интересами, существующее в системе «общество-природа». Экологическими нарушениями следует  считать не согласованное с интересами охраны экологической среды поведение  человека, продиктованное удовлетворением  экономических потребностей, причиняющее  вред природной среде.

Таким образом, экологическая ответственность  – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и  соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда  природной среде. Экологическая  ответственность выполняет три  функции:  стимулирующую, компенсационную, превентивную. Стимулирующая функция  проявляется в наличии экономических  и правовых стимулов, понуждающих  в охране экологических интересов; компенсационная направлена на восстановление потерь природной среды в форме  натуральной или денежной компенсации; превентивная предупредительно воздействует на поведение контрагента путем  применения мер наказания и взыскания  ущерба. Существуют экономическая и  юридическая  формы данной ответственности. Экономическая ответственность  базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами. Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами. Экономическая ответственность в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда.

Механизм  эколого-экономической ответственности  зависит от конкретных видов данной ответственности. В законодательстве закреплены следующие ее виды в сфере  взаимодействия общества и природы: обязательные платежи предприятий  за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ  в воздух и водоемы, за захоронение  вредных отходов; возмещение потерь сельско- и лесохозяйственного производства при изъятии земель; взимание платы  за использование вод в промышленности.

Эколого-правовая ответственность – одна из разновидностей юридической ответственности, действующая  в системе российского права. Первая ее часть возникает из природоохранительных правоотношений по факту нарушения  требований охраны природной среды. Вторая часть рождается из уголовных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, возникающих в связи  с применением соответствующих  санкций за допущенные правонарушения.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический  правопорядок и причиняющее вред природной  среде либо создающее  реальную угрозу такого причинения. Субъектами экологического правонарушения являются предприятия, объединения и т.д., а также должностные лица и  граждане. Объектами нарушения является природная среда, охраняемая законом  от загрязнения, истощения и разрушения. Экологические правонарушения классифицируются по предмету правонарушения, объекту, санкциям, способам причинения вреда  и общественной опасности.

Причинами экологических правонарушений являются, например, недостатки законодательства, что проявляется в трех видах: наличие пробела, несовершенство правовой нормы и противоречивость правовой нормы. Основной причиной все-таки следует  признать господство потребительской  психологии. Поэтому одной из принципиальных особенностей нового подход к охране окружающей среды является экологическая  революция в сознании человека. Она  выражается в повороте его миропонимания  от потребительского отношения к  природе к рациональному использованию  ее богатств.

Закон РФ закрепил экологическое воспитание и образование в учебных заведениях. Предполагается, что общая подготовка повысит уровень экологического правосознания. Но такая цель будет  реализована только при соблюдении нормы об экологическом всеобщем образовании. И пока этот замкнутый  круг существует, будут существовать и экологические правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключение следует отметить, что  пока охрана окружающей среды не стала  нравственной задачей, пока в сознании людей не произошла «экологическая»  революция, перед экологическим  правом стоят две важные задачи: воспитание в человеке экологического правосознания и силовое регулирование  природопользования. Решение первой задачи должно стать качественным скачком  в формировании нового человеческого  сознания. Это можно осуществить  путем введения общего и профессионального  обучения в школах, вузах и пр. На данном же этапе развития экологических  отношений, когда человечество бесконтрольно  относится к потреблению природных  ресурсов, ничего не остается, кроме  правового регулирования и предъявления санкций к нарушителям экологического законодательства. В России дело обстоит  намного острее, чем в других развитых странах. Результатом несовершенства закона и недостатков организационно-исполнительной деятельности является проявление противоречий общественного развития и, следовательно, существование экологических правонарушений. Объективной основой их служит неполнота  наших знаний о законах движения естественного мира. Такие противоречия постепенно стираются по мере достижений научно-технического прогресса. Противоречия так же встречаются в нормативных  актах Закона РФ об охране окружающей среды. Пока все эти противоречия не будут разрешены, невозможно говорить о существовании экологического правопорядка в России.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

    1. Ерофеев Б. В. Экологическое право (учебник для вузов). – М.: Юриспруденция, 2011.
    2. Горелов А. А. Экология (учебное пособие). – М.: Центр, 2011.
    3. Петров В. В. Экологическое право России (учебник для юридических вузов). – М.: БЕК, 2011.
    4. Бринчук М. М. Экологическое право (учебник для вузов по специальности «Юриспруденция»). – М.: Юристъ, 2011.



Информация о работе Экология Чувашии