Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 16:05, реферат
В 2006 году проводилась работа по совершенствованию экономического механизма природопользования. Совместно с налоговой администрацией, облфинуправлением, контрольно-ревизионным управлением, прокуратурой области проведена работа по улучшению финансирования природоохранных мероприятий и контролю целевого использования выделяемых средств. В прошедшем году наблюдалось увеличение поступления средств в Государственный фонд в 2,5 раза по сравнению с 2004 годом, что составило - 18,5 млн.грн. и областной фонд - в 3,7 раза (25,0 млн.грн.), в фонды городов и районов - в 1,4 раза (9,0 млн.грн.). Однако процент поступлений сборов еще недостаточен и колеблется от 47% до 80% по городам и районам области.
Введение...................................................................................................................3
1. Атмосферный воздух Донбасса..............................................................5
2.Водные ресурсы Донбасса...........................................................................6
3. Недра и земельные ресурсы.......................................................................7
4. Промышленные и бытовые отходы......................................................8
5. Животный мир Донбасса............................................................................9
6. Растительный мир Донбасса.................................................................10
7. Заповедное дело............................................................................................10
8. Государственная экологическая экспертиза............................11
9. Аналитический контроль источников загрязнения................11
10. Экологический контроль на границе Донбасса.......................12
11. Радиационная безопасность...............................................................13
12. Информирование населения и взаимодействие с общественными организациями................................................................13
13. Работа с общественными организациями..................................14
14. Международное сотрудничество......................................................15
Выводы.....................................................................................................................16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................
1. Атмосферный
воздух Донбасса......................
2.Водные ресурсы
Донбасса......................
3. Недра и земельные
ресурсы.......................
4. Промышленные
и бытовые отходы........................
5. Животный
мир Донбасса......................
6. Растительный
мир Донбасса......................
7. Заповедное
дело..........................
8. Государственная
экологическая экспертиза....................
9. Аналитический контроль источников загрязнения................11
10. Экологический
контроль на границе Донбасса......................
11. Радиационная
безопасность..................
12. Информирование
населения и взаимодействие с общественными
организациями.................
13. Работа с общественными
организациями.................
14. Международное
сотрудничество................
Выводы........................
Литература....................
ВВЕДЕНИЕ
В 2006 году решение экологических проблем Донецкой области осуществлялось на основании "Основных направлений государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности", утвержденных постановлением Верховной Рады Украины 05.03.2002, Программы деятельности Кабинета Министров Украины, Министерства экологии и природных ресурсов Украины и программы социально-экономического развития Донецкой области на 2002 год по разделу "Охрана окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности". Программой предусматривалось в 2006 году выполнение 331 мероприятие по 10 направлениям на общую сумму 194,3 млн. грн. Выполнено 46 мероприятий и в стадии выполнения находятся 143 мероприятия на общую сумму 128,0 млн. грн., (65,9% от запланированного объема).
Следует отметить весомый вклад в реализацию природоохранных мероприятий в городах Авдеевка, Краматорск, Мариуполь, Угледар, Славянск и ряде других. Результатом такой работы стали определенные достижения:
В прошедшем году Госуправлением
была разработана "Программа охраны
окружающей природной среды и обеспечение
экологической безопасности на 2005 - 2007 годы", утвержденная
сессий областного совета. Аналогичные
программы разработаны во всех городах
и районах, то есть сегодня мы имеем хорошую
базу для формирования природоохранной
политики в области. Большое значение
для нашего региона будет иметь разрабатываемая
в настоящее время "Программа научно-технического
развития Донецкой области до 2020 года".
Этому вопросу была посвящена прошедшая
в ноябре 2005г научно-практическая конференция
"Донбасс-2020: Охрана окружающей среды
и экологическая безопасность", где
были рассмотрены наиболее острые экологические
проблемы области и определены стратегические
пути их решения. Решения конференции
легли в основу долгосрочной программы
действий, направленной на оздоровление
окружающей природной среды нашего региона
на принципах устойчивого развития Донецкой
области - единства экономических, социальных
и экологических направлений развития.
Впервые в Украине на предприятии "Стирол"
внедрены стандарты экологического менеджмента
ISO 14000 - это большой качественный скачок
в организации природоохранной работы
на предприятии.
В 2006 году проводилась работа по совершенствованию
экономического механизма природопользования.
Совместно с налоговой администрацией,
облфинуправлением, контрольно-ревизионным
управлением, прокуратурой области проведена
работа по улучшению финансирования природоохранных
мероприятий и контролю целевого использования
выделяемых средств. В прошедшем году
наблюдалось увеличение поступления средств
в Государственный фонд в 2,5 раза по сравнению
с 2004 годом, что составило - 18,5 млн.грн.
и областной фонд - в 3,7 раза (25,0 млн.грн.),
в фонды городов и районов - в 1,4 раза (9,0
млн.грн.). Однако процент поступлений
сборов еще недостаточен и колеблется
от 47% до 80% по городам и районам области.
Следует отметить, что сегодня принципиально
меняется подход к выделению средств Государственного
и областного фондов. Прежде всего, это
долевое участие в приоритетных для области
проектах, которые заканчиваются полностью
или этапом в текущем году и которые включены
в Государственную, областную, а, следовательно,
районные и городские Программы.
Донецкая область прочно удерживает первое место в Украине по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Доля выбросов нашей области превысила 40% от общегосударственного.В атмосферу выброшено около 1,6 млн.т. вредных веществ от стационарных источников и более 200 тыс.т. от транспортных средств. В результате на 1 квадратный километр территории области приходится 70 т. выбросов вредных веществ в атмосферу, что в 10 раз превышает этот показатель по Украине. Начиная с 1999 года, в области отмечается стабильная тенденция роста объемов промышленного производства. Этим объясняется увеличение объемов выбросов вредных веществ в атмосферу.
В 2005 году в области охраны атмосферного воздуха мы работали в рамках разрешительной системы, установленной Законом Украины "Об охране атмосферного воздуха" 1993 года. Было рассмотрено 142 проекта нормативов ПДВ, из которых утверждено 132. Выданы разрешения на выброс загрязняющих веществ и продлены сроки действия имевшихся проектов нормативов ПДВ по 730 предприятиям. Установлены также лимиты выбросов для 980 предприятий. Основной задачей Госуправления в сфере охраны атмосферного воздуха на 2003 год является организация перехода на новую разрешительную систему в соответствии с требованиями нового Закона Украины "Об охране атмосферного воздуха", принятого в конце 2002 года.
Водообеспеченность естественным речным стоком на одного жителя области в 5 раз меньше, чем в среднем по Украине. Объем сточных вод области превышает 1,7 млрд. куб. м в год, из которых около половины относятся к загрязненным. За последние 5 лет забор воды по области уменьшился на 17%, а сброс сточных вод в поверхностные водные объекты сократился на 10 %. Сброс загрязненных сточных вод по Донецкой области составляет около четверти от сброса всех загрязненных вод Украины.
Наихудшие показатели качества воды в реках отмечаются в городах Селидово, Доброполье, Мариуполь, Константиновка, Горловско-Енакиевском и Донецко-Макеевском промрегионах. Горисполкомами и райгосадминистрациями неудовлетворительно осуществляется контроль за строительством и реконструкцией объектов канализации, в том числе очистных сооружений в городах: Доброполье, Ясиноватая, Часов-Яр, Комсомольское, Новый Свет и других, а также в зонах отдыха на побережье Азовского моря и реки Северский Донец. Практически во всех городах и районах области имеют место нарушения режима использования земель водного фонда. Массовыми стали распашки населением прибрежных защитных полос под частные огороды. Отсутствие необходимых условий для сбора и вывоза отходов приводит к тому, что в прибрежных защитных полосах водных объектов возникают стихийные свалки. В последние годы из-за недостаточного финансирования практически прекратились работы по расчистке рек. С целью ликвидации подтопления земельных участков в прошлом году расчищен лишь небольшой участок р. Корсунь в г. Горловка. Анализ наличия разрешительных документов показал, что разрешения на спец водопользование имеют только 70% первичных водопользователей, а в Добропольском, Славянском и Шахтерском районах этот показатель менее 50%. Основными задачами на 2002 год являются: усиление контроля за выполнением требований водного законодательства юридическими и физическими лицами и контроля по вопросу наличия разрешений на спец водопользование у предприятий - водопользователей.
В сфере экологического контроля использования и охраны недр в 2002г Госуправлением совместно с Донецкой госинспекцией охраны недр и геолого-маркшейдерского надзора Госнадзорохрантруда, Донецким областным управлением земельных ресурсов и Донецкой территориальной инспекцией гостехконтроля проводились проверки предприятий, ведущих разработку месторождений полезных ископаемых. Совместно с инспекциями Госнадзорохрантруда согласованы планы горных работ на 2002 год 33 горнодобывающим предприятиям, ведущим разработку 45 месторождений полезных ископаемых, рассмотрены и согласованы материалы по 46 предприятиям на получение специального разрешения (лицензии) Минэкоресурсов на пользование недрами, в том числе 17 - на геологическое изучение и 29 - на разработку месторождений полезных ископаемых. Особое внимание уделялось проверкам соблюдения природоохранного законодательства в процессе ликвидации угольных шахт. В рамках научно-практической конференции "Донбас-2020: охорона довкілля та екологічна безпека" был проведен круглый стол, посвященный этой проблеме, с участием меров шахтерских городов, представители облгосадминистрации, Верховной Рады и Кабинета Министров Украины, различных министерств и ведомств.
Приоритетными направлениями работы на 2007 год являются:
Общая масса накопленных в области
отходов составляет около 4 млрд. т., а площадь
земель, занятых отходами, приближается
к 1% территории области. Характерным для
области является не только большие объемы
образования отходов, но и их широкая видовая
номенклатура и токсичность. В Донецкой
области образуется около 30% от общегосударственного
количества токсичных отходов, а показатели
объемов утилизации очень низкие. Очень
остро стоит и проблема бытовых отходов,
которых, в соответствии с нормами накопления
и учетом численности населения, ежегодно
образуется около 6 млн. куб метров.
Накопленные в области промышленные отходы
оказывают многофакторное негативное
влияние на все природные ресурсы: землю,
воду, воздух, леса и природные биоэкосистемы.
Большинство накопителей отходов исчерпали
свои проектные мощности и не обеспечивают
экологическую безопасность. Таким примером
может служить ситуация на Горловском
химическом заводе или на накопителях
других коксохимических заводов. Очень
сложная ситуация с размещением отходов
сложилась в г.г. Мариуполе, Дружковке,
Константиновке, Краматорске и др. В соответствии
с Постановлением Кабмина Украины от 03.08.98
№ 1218 в области внедрена разрешительная
система размещения отходов. На 2004 год
разрешения на размещения отходов получили
915 предприятий из 1808. В соответствии с
Законом Украины "Про отходы" большинство
полномочий в сфере обращения с отходами
переданы в компетенцию местных органов
власти, но исполняются они не в полном
объеме. В области создан и работает региональный
центр обращения с опасными отходами и
реализуются мероприятия "Программы
использования отходов производства и
потребления в Донецкой области на период
до 2005 года". Этой программой предусматривалось
199 мероприятий, в том числе в 2002 году -
141, из которых 97 были выполнены (68,8% от
запланированного) На финансирование
программы было выделено 16,8 млн. грн. (25,8%
от запланированного). В
2004 году основной задачей Госуправления
является, в первую очередь, обеспечение
координации усилий всех специально уполномоченных
органов исполнительной власти в сфере
обращения с отходами.
В 2006 году, по-прежнему, сохраняется тенденция к уменьшению численности отдельных видов животного мира, особенно копытных животных и отдельных видов живых водных ресурсов. За отчетный период Госуправлением проведено координационное совещание природоохранных и правоохранительных органов, хозяйственных организаций по осуществлению мероприятий в рамках операции "Нерест-2006", подготовлен ряд приказов Госуправления ("О предупреждении самовольного выжигания растительных остатков", "Об организации охраны и учетов зимующих птиц" и т.д.). Много внимания уделялось вопросам координации работы других специально уполномоченных органов в области ведения охотничьего и рыбного хозяйства и рационального использования объектов животного мира. С участием специалистов национального университета проводились работы по кадастру видов животного мира занесенных в Красную книгу Украины. Инспекционными подразделениями проведено 152 проверки организаций и учреждений осуществляющих ведение охотничьего и рыбного хозяйства. Привлечено к административной ответственности 112 нарушителей, предъявлено 15 исков. Проведено 88 проверок пользователей охотугодьями и объектами животного мира, на нарушителей правил охоты составлен 51 протокол, но количество выявленных нарушений явно не соответствует реальному их количеству. Пассивную позицию в вопросах охраны, воспроизводства и рационального использования животного мира заняли Красноармейская, Волновахская, Енакиевская, Макеевская инспекции, где кроме одной проверки (формальной по сути и содержанию) ничего не сделано. Есть положительные результаты в работе Приазовской, Западной, Восточной и Торезской региональных государственных экологических инспекций. В конце 2004 года принят Закон Украины "О животном мире" в новой редакции. В соответствии с этим основной задачей Госуправления является организация работы по контролю выполнения требований нового закона на территории области.
6. Растительный мир Донбасса.
Ухудшается состояние растительных ресурсов, что обусловлено сокращением финансирования работ по восстановлению и уходу за ними, неопределенностью с принадлежностью лесов, расположенных на бывших землях сельхозпредприятий. Сведены к минимуму объемы вложения средств местных советов на озеленение городов. Создание защитных лесополос сократилось за последние годы в 4-5 раз. Совместно с ГЛХО "Донецклес" разработан План совместных мероприятий по охране хвойных лесов в предновогодний период, осуществлялись мероприятия в рамках операции "Первоцвет". Совместно с карантинной инспекцией, управлением земельных ресурсов и облСЭС было проведено, межведомственное совещание и приняты оперативные меры по борьбе с карантинными сорняками, проведена работа с лесопользователями по профилактике лесных пожаров и т.д. Инспекционная работа Госуправления по охране растительных ресурсов, в сравнении с предыдущими годами несколько улучшилась, однако взыскаваемость по штрафам и искам остается крайне низкая - 52% по количеству и только 5% по сумме (из предъявленной суммы 193,7 тыс. грн. взыскано лишь 9,9 тыс. грн.). Можно отметить положительную работу Приазовской, Восточной, Западной региональных экологических инспекций, где серьезный подход к этому вопросу, однако традиционно неудовлетворительно работают в этом направлении Енакиевская, Красноармейская и Волновахская госэкоинспекции.