Чрезвычайно
активизировались и различные
общественные движения. Большое
значение во многих странах
приобрели партии «зеленых», ориентирующиеся
в первую очередь на некоторые
городские агломерации и университетские
города. Эти партии завоевали
достаточно прочные позиции и
в бундестаге ФРГ.
В Германии
была принята специальная программа
защиты климата, предусматривающая
сокращение до 2005 г. выбросов СО2
на 25% по сравнению с 1990 г. Уже к 2000 г. эти
выбросы (источниками их на 36% служит сжигание
нефти и нефтепродуктов, на 21% – бурого
угля, на 20% – каменного угля и на 23% –
природного газа) были уменьшены на 15%.
Очистке подвергаются почти все сточные
воды. Утилизируется 90% сельскохозяйственных
отходов, 98% корпусов выбрасываемых автомобилей.
Такие успехи были достигнуты в результате
двух основных направлений природоохранной
деятельности.
Во-первых,
это законодательное направление.
Оно выражается в том, что
конституция ФРГ защищает права
граждан «на здоровую естественную
основу жизни». В 1999 г. был введен
в действие закон об экологической
налоговой реформе, сущность которого
заключается в учреждении нового
налога на потребление электроэнергии
и повышенного налога на использование
нефтепродуктов.
Во-вторых,
это технологическое направление.
За последнее время Германия
создала крупнейшую в Европе «экоиндустрию»,
в которой занято около 1 млн. человек.
Страна превратилась в ведущего мирового
экспортера очистного оборудования. Это
позволило ей также широко внедрить в
производство экологически чистые технологии,
доступные не только крупным, но и средним,
и мелким фирмам. Кроме того, ФРГ располагает
лучшими экспертами в области защиты окружающей
среды.
Природоохранные
меры в ФРГ проводят и регулируют
на трех уровнях: федеральном,
земельном и местном. На федеральном
уровне ими ведает Министерство
окружающей среды, защиты природы
и безопасности ядерных реакторов
(созданное в 1986 г. после чернобыльской
аварии в СССР). Каждая федеральная
земля также имеет собственное
ведомство по вопросам окружающей
среды, которое в основном и
отвечает за выполнение общегерман-ского
природоохранного законодательства. Некоторые
исполнительные функции (например, обработка
и утилизация твердых отходов) входят
в компетенцию местных органов власти.
Германия
принимает активное участие в
различных международных природоохранных
программах, таких как охрана
морских акваторий, международных
реках Европы и др. Так, еще
в 1976 г. было заключено международное
соглашение о защите Рейна
от химических загрязнений. В
1987 г. была принята рассчитанная
до 2000 г. «Программа действий –
Рейн», цель которой заключалась
в том, чтобы уменьшить загрязнение
реки, снизить угрозу аварий на
ней, улучшить ее гидрологические,
биологические и морфологические
условия. Многолетние усилия по
предупреждению загрязнения Рейна
уже дали вполне ощутимый эффект.
Качество рейнской воды значительно
улучшилось, в ней снова появились
разные виды пресноводных рыб,
даже лососевых. В 1956 г. была
создана Международная организация
по исследованию Дуная, которая
проводит работу по его комплексному,
в том числе природоохранному,
изучению. В 1990 г. создана Международная
комиссия по охране Эльбы.
3.2 Охрана
воздушной среды.
Как и
в других индустриальных странах,
воздух в Германии загрязняется
вредными веществами от выбросов
электростанций, промышленности и
промыслов, дорожного транспорта
и систем отопления квартир.
О загрязнении можно судить
по ущербу, причинённому лесам.
Около 68 процентов повреждено в пределах
от слабой до сильной степени, лишь 32 процента
леса считаются здоровыми. По – этому
от дальнейшего воздействия загрязнённого
воздуха необходимо предохранить человеческое
здоровье, почвы и воды, здания и ценные
памятники искусства.
Разработана
широкая программа предохранения
воздуха от загрязнений.
Загрязнения
воздуха регистрируются и ликвидируются
уже в самом источнике своего
возникновения. Так, например, фильтры
катализаторы удерживают вредные
вещества, выбрасываемые в воздух
на электростанциях и теплоцентралях,
а также отработанные газы
автомобилей. Такие мероприятия
как « Постановление о крупных
топочных установках » и «Техническое
руководство по охране воздуха
от загрязнений» заставили эксплуатационников
электростанций и промышленность
быстро переоборудовать свои
установки и привести их в
соответствие с современным уровнем
техники. Промышленные выбросы
двуокиси серы и окисей азота
снизились на 20 – 30 процентов,
а к середине девяностых ожидалось
их сокращение на 40 процентов.
За период 1983–1993 года выбросы
двуокиси серы электростанциях
в старых землях сократились
примерно на 84 процента. Достигнуто
уменьшение выбросов окисей азота
на 74 процента.
На транспорте
загрязнение воздуха окисями
азота резко снизилась благодаря
внедрению трёхкомпонентного каталитического
нейтрализатора отработанных газов.
Сегодня на новые автомобили
в ЕС должны быть оснащены
этими оптимальными условиями
очистки. Дальнейшее уменьшение
выбросов будет достигнуто за
счёт использования неэтилированного
бензина, который предлагается
к продаже на всех авто –
заправочных станциях Германии.
Охрана воздушной
среды тоже международная задача.
Источником половины объёма загрязнений
двуокисью серы в Германии
являются соседние страны. И наоборот,
ветром уносится за границу
половина произведённых в Германии
вредных веществ. Поэтому большое
значение имеет, например, Женевская
конвенция по охране воздушной
среды, принятая в 1983 году.
К мировым
проблемам защиты климата относят
двуокись углерода, которая является
причиной возникновения тепличного
эффекта, а также увеличивающееся
разрушение озонового слоя под
воздействием фтор- и хлорпроизводных
углеводородов. В этой области Германия
играет роль первопроходчика. К 1995 году
в стране будет свёрнуто производство
этих газов. К 2005 выбросы двуокиси углерода
будут сокращены на 20 – 30 процентов. Правительством
принята общая концепция для достижения
этой высокой цели, которая охватывает
все секторы. За период 1987 – 1992 года выбросы
углекислого газа снижены на 14,5 процентов.
Защита от
шума.
Шум, особенно
от транспорта в регионах сосредоточения
промышленности, стал тяжёлым бременем
для населения. Поэтому меры
по борьбе с шумом обязательны:
жилые улицы объявляются зонами
ограниченного движения, уменьшены
предельные значения шума для
автомобилей и самолётов. Всё
больше новых дорог оснащаются
звукопоглощающим покрытием. При
строительстве дорог и участком
автомагистралей или на прилегающих
к ним зданиях устанавливаются
шумозащитные ограждения для защиты населения
от невыносимого шума. В промышленности
и строительстве также принимаются меры
по уменьшению уровня шума.
3.3 Охрана
вод и морей.
В связи
с высокой плотностью населения
и предприятий с 1930-х годов
резко ухудшились качество воды
в Рейне и экологическая ситуация
в целом. Это во многом усугублялось
авариями на многочисленных химических
предприятиях, расположенных в прибрежных
зонах. Поэтому в 1950 г. по инициативе
Германии и Голландии была создана Международная
комиссия по защите Рейна, в которую вошли
представители всех приграничных государств.
Ее резолюции были направлены в основном
на обеспечение экологической безопасности
в бассейне и прекращение сбросов промышленных
стоков в Рейн и оказались услышанными
правительствами.
В 1960–1970-х
годах предприятия начинают создавать
системы промышленного водопользования
замкнутого типа и устройства
для очистки промышленных стоков.
Используются при этом главным
образом безотходные технологии.
Одна из них— обжиг твердых остатков
(продуктов очистки стоков) и их дальнейшая
утилизация, например, в цементной промышленности.
Горючие газы, выделяемые при очистке
стоков, служат для выработки электроэнергии.
Все это быстро сказалось на качестве
воды в Рейне. К 1985 г. соли тяжелых металлов
практически перестали поступать в реку.
С 1990 г. не попадают в воду и такие опасные
для всего живого вещества, как хром, никель,
медь, диоксины, дихлофос и т. п. Конечно,
комиссии пришлось преодолевать и серьезные
трудности. Связаны они были в основном
с различием стандартов отдельных стран
по качеству воды. Скажем, в Германии требования
к чистоте воды были строже, чем во Франции,
откуда в Рейн поступала менее очищенная
вода. Ныне эти различия практически устранены.
Для ведения непрерывного экологического
мониторинга в бассейне создана сеть экологического
оповещения, оснащенная по последнему
слову техники, для тщательного контроля
качества воды. В Германии мониторинг
осуществляется не только в бассейне Рейна,
но и на всей территории страны, которая
в соответствии с водным законодательством
разделена на зоны ведения наблюдений.
Это позволяет уже на ранних стадиях определить
источники загрязнения воды, быстро их
локализовать и устранить. Мониторинг
водных источников и их водосборов проводится
в тесном взаимодействии с водной полицией,
которая обладает исключительными правами
контроля предприятий, использующих воду
из природных источников.
Экологически
безопасная и безотходная технология
используется и при утилизации
плавника и мусора, в половодье
поступающих в большом количестве
к решеткам водоводов турбин.
На всех гидроузлах перед решетками
водоприемников установлены автоматические
или полуавтоматические очистные
устройства, подающие собранный
мусор и плавник в специальные
контейнеры. Из них плавник поступает
на технологические комплексы
по переработке растительных
отходов в компост, который
здесь же расфасовывается и
реализуется населению или фирмам,
занимающимся озеленением.
Итак, за
короткий срок (15–20 лет) экологическое
состояние реки кардинально улучшилось.
Слияние
Рейна и Мозеля в немецком
городе Кобленц
Ныне в
нее не сбрасывают вредные
для экосистемы вещества. При
очистке промышленных и коммунальных
стоков используют замкнутые
циклы и безотходные технологии.
Действенность этих мер в рамках
концепции устойчивого развития
подтверждают растущие богатство
и разнообразие биоты в самой реке,
ее пойме и, похоже, во всем бассейне. В
реку вернулись особо чувствительные
к чистоте воды рейнский лосось, сельдь,
форель и другие благородные виды рыб.
В поймах прижились почти исчезнувшие
здесь тростниковый кабан, пятнистая цапля
и многие другие редкие виды, как животных,
так и растений.
В охране
вод и морей коренные улучшения
достигнуты за счёт ужесточённых
предписаний, а также строительства
промышленностью и общинами новых
очистных станций, прежде всего
биологических систем обработки
сточных вод.
На первом
этапе они были направлены, в
частности, на предотвращение
загрязнений поверхностных вод
органическими веществами. Если
такие сильно загрязнённые реки,
как Рейн или Майн, в семидесятых
годах практически были биологически
мёртвыми, то сейчас в связи
с улучшением качества воды
там вновь живут многочисленные
виды рыб. Однако большой объём
работ по санации, как и прежде,
предстоит провести на многих
озёрах и реках в новых землях.
Существенный
вклад в охрану вод вносит,
в частности, закон о налоге
на сточные воды. Общины и промышленность
он заставил сильно сократить
загрязнённость сточных вод вредными
веществами. Очитки требуют также
и воды, загрязнённые не разрушающимися
веществами. В мире – особенно
в области права Европейского
сообщества – и правительством
Германии взят курс на максимальное
предохранение вод от этих
веществ. Воды следует особенно
предохранять от загрязнений
пестицидами, а именно путём
ужесточения требований для допуска
этих средств к использованию.
С 1986 года строгие предельные
нормы действуют и для питьевой
воды, получаемой, преимущественно
из грунтовых вод.
Многие вредные
вещества попадают в море, в
конечном счете, по рекам и
из воздуха. Но моря загрязняются
о судоходства и добычи нефти.
Эти проблемы могут быть решены
только в солидарном сотрудничестве
всех государств. По немецкой
инициативе на международных
конференциях по защите Северного
моря, состоявшихся в 1984, 1987 и в
1990 годах, приняты меры по сокращению
выбросов в море вредных и
питательных веществ.
На основе
этих решений все государства
прекратили выброс промышленных
отходов и сжигание мусора. К
концу 1998 года выбросы очистного
шлама прекратит и последнее
государство.
Прибрежные
страны Балтийского моря с
1974 года сотрудничают в Хельсинской
комиссии по его охране. В 1992
году они приняли широкую программу
действий, согласно которой в
течение 20 следующих лет будут
санированы крупнейшие очаги
загрязнений.
3.4 Переработка
отходов и защита почвы.
Закон об
отходах был принят в 1986 году.
Он заставил промышленность учитывать
требования времени в области
использования отходов. Этот закон
ставит во главу угла исключение
и утилизацию отходов, и только
потом обычное удаление отходов.
Часть отходов, которая ещё
не направляется на рециркуляцию,
идёт на захоронение и установки
сжигания. Существуют специальные
установки для сжигания так
называемых спец отходов, то есть ядовитых
или опасных, в отношении которых действуют
строгие предписания.
Правительство
усовершенствовало теперь свою
концепцию использования отходов,
и на базе широкой ответственности
за продукт создала рециркуляционную
систему хозяйствования в соответствии
с экологической и социальной рыночной
экономики. При этом производители и потребители
должны нести большую ответственность
за весь жизненный цикл продуктов.
Для бедной
сырьём Германии вторичное использование
отходов представляет особый
интерес. Тепло от сжигаемых
бытовых отходов частично используется
в электрификации.
В осуществлении
принятого правительством в 1991
году постановлении о сокращении
упаковочных отходов в 1992 году
была создана «Дуальная система
Германии» (ДСГ, «Зелёный пункт»)
на базе частновладельческих
структур. Эта система обеспечивает
сбор в соответствующих отраслях
экономики использованного упаковочного
материала, помеченного зелёным
пунктом, и направление на его
утилизацию. Расходы финансируются
за счёт цены на продукт.