Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:26, реферат
Население ФРГ относится к «золотому миллиарду» высокоразвитых стран, и средний немец потребляет несравненно больше, чем житель развивающихся стран: энергии в 20 раз больше индуса, стали в 100 раз больше филиппинца, алюминия в 15 раз больше жителя Аргентины. И все это на очень ограниченной территории – если сравнить с нашими масштабами, то вся ФРГ равна пяти Санкт-Петербургским областям.
На этой относительно небольшой площади сосредоточен исключительно мощный и концентрированный потенциал самых загрязняющих отраслей: угледобычи, черной металлургии, большой химии. На территории ФРГ 19 действующих АЭС, ее пронизывает самая густая сеть автострад.
[xiii] Вреде И. Зачем немцы сортируют мусор?
[Электронный ресурс] / Инза Вреде. - 19.05.2003.
- Режим доступа : http://www.new-garbage.com/?
[xiv] Рихванова М. Управление отходами
в Германии [Электронный ресурс] / Марина
Рихванова. - 2007. - Режим доступа : http://www.solidwaste.ru/publ/
[xv] Bericht der Bundesregierung zur Lage der Natur 2008 [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.bmu.de/40622.
Защита окружающей среды в Германии
Быстрое восстановление и невероятный экономический подъем Германии пятидесятых и шестидесятых годов двадцатого столетия привели к сильнейшим загрязнениям окружающей среды - реки и озера оказались заражены, воздух загрязнен токсичными веществами, а ландшафт страны – испещрен неконтролируемо разросшимися городами. Однако недовольство значительного числа немецких граждан привело к тому, что с начала семидесятых годов с загрязнениями окружающей среды ведется систематическая борьба.
Ответственность государства в области защиты окружающей среды была впервые закреплена в соответствующей программе Федерального правительства от 1971 года, в которой политика по защите окружающей среды была определена как «совокупность всех мер, направленных на обеспечение человечеству среды обитания, необходимой ему для здорового и достойного существования, а также на защиту почвы, воздуха и воды, растительного и животного мира от долгосрочных последствий человеческого вмешательства и на устранение ущерба или вреда, возникшего в результате человеческого вмешательства».
В ГДР хищническая эксплуатация естественных основ жизни считалась, согласно идеологии СЕПГ, признаком западного капитализма. При этом тяжелое состояние окружающей среды внутри страны практически игнорировалось политической верхушкой и средствами массовой информации, находившимися под контролем властей. Существующие данные, говорящие о фактическом состоянии окружающей среды, держались в тайне. Тем временем некоторые регионы – в частности, районы добычи бурого угля и центры химической промышленности – были загрязнены настолько, что согласно предельно допустимым нормам концентрации вредных веществ, рекомендуемым ООН, должны были быть расценены как непригодные для жилья.
Защита окружающей среды в Основном законе ФРГ
С начала семидесятых годов в Германии было издано большое количество законов и постановлений, касающихся защиты окружающей среды. Одной из первых мер, принятых правительством, стал закон о ликвидации отходов от 1972 года, затем в 1974 году был принят Федеральный закон об охране окружающей среды от воздействия экологически вредных выбросов, за которым последовал Федеральный закон об охране природы, принятый в 1976 году; наконец в 1990 году был установлен контроль за экологическими последствиями хозяйственной деятельности предприятий.
В 1994 году охрана окружающей
среды была закреплена в конституции
как одна из основных целей государства
(Ст. 20а): «Государство защищает, сознавая
ответственность перед будущими
поколениями, естественные основы жизни
человека и животных в рамках конституционного
строя посредством
Однако на практике жесткие нормы, принятые для сохранения здоровой и чистой окружающей среды, наталкиваются на определенные границы, что является результатом противостояния (хорошо организованных) экономических интересов. Кроме того, эффективность политики защиты окружающей среды затрудняется еще и тем обстоятельством, что, являясь сверхзадачей, которая касается одновременно всех политических областей, она может успешно проводиться лишь в том случае, если будет принята политическими и общественными действующими лицами как основная цель и действительно будет иметь приоритет по отношению к прочим интересам.
От лечения к профилактике
Защита окружающей среды в Германии, как и в других странах, поначалу действовала по простому принципу последующего лечения: с помощью так называемых «технологий конца трубы», то есть, используя очистные и фильтрационные сооружения, предполагалось постфактум возместить ущерб, нанесенный во время производственного процесса, а также позаботиться о чистоте воды и воздуха.
Сегодня государственная политика ФРГ по охране окружающей среды опирается на следующие четыре принципа: принцип компенсации ущерба за счёт виновного предполагает устранение загрязнений окружающей среды за счет самого загрязнителя, что позволяет с самого начала избежать экоцида. Принцип профилактики имеет похожую функцию и направлен на то, чтобы как можно раньше напомнить человеку о необходимости защиты окружающей среды. Принцип сотрудничества призван включить всех действующих лиц в процесс принятия экологических решений, а принцип интеграции должен гарантировать эффективность защиты окружающей среды на всех политических уровнях.
Все четыре принципа складываются в принцип постоянства, согласно которому в результате использования природных ресурсов сложная система естественной окружающей среды не должна быть выведена из равновесия, с тем, чтобы сохранить способность системы к регенерации и, следовательно, в долгосрочной перспективе обеспечить разнообразие видов.
Многочисленные меры по защите
окружающей среды, принимаемые государством,
вкупе с возросшим
Глобальные масштабы экологического вопроса
В немецком обществе, как и среди немецких политических партий, по поводу защиты окружающей достигнут полный консенсус. Так все политические партии, имеющие вес на федеральном уровне, провозглашают в своих программах защиту окружающей среды, хотя в отношении решающих моментов, как, например, использование атомной энергии, между партиями возникают с трудом разрешимые разногласия.
На международном уровне Германия принадлежит к числу ведущих стран – и это касается не только развития экологичных технологий. В рамках Европейского союза, а также в рамках таких международных организаций по охране окружающей среды, как Киотский протокол, направленный на снижение выбросов парниковых газов, ФРГ является одной из главных движущих сил. В повседневной жизни у немцев тоже есть чему поучиться, например, сортировке мусора. Однако перед Германией по-прежнему стоит проблема защиты видов и неконтролируемого роста населенных пунктов.
И все же одной из важнейших
трудностей является отягощение атмосферы
так называемыми парниковыми
газами, которые считают причиной
изменения климата. Именно изменение
климата планеты делает очевидными
глобальные масштабы экологического вопроса:
как нам выжить и что нам
для этого нужно делать? И вопрос
этот, в отличие от тех, что мучили
прежние поколения, относится не
столько к отдельным