Экология Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Возникшая проблема была бы быстро и эффективно решена, как это неоднократно случалось в истории науки, если бы не одно важное обстоятельство. Дело в том, что сохранение экологического равновесия требует от общества больших усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом. Такое экологическое воспитание и образование – процесс длительный: необходимо изменить устойчивое «завоевательное» отношение к природе. Ведь все, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Поэтому, не потребляя в той или иной мере природного вещества, человек просто не может существовать как биологический вид. Следовательно, человек не может жить без окружающей природной среды, которая была изначально дана ему как естественная основа его бытия.

Содержание работы

Аннотация. 2
Введение. 4
Глава 1. Япония – Страна восходящего солнца. 6
Глава 2. Необходимость экологического регулирования. 9
Глава 3. Методы государственного регулирования в области охраны окружающей среды. 12
Глава 4. Сущность экологических проблем в Японии. 15
Глава 5. Причины и источники экологических проблем в Японии. 17
Глава 6. Проводимая экологическая политика в Японии. 20
Список литературы. 27

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 53.15 Кб (Скачать файл)

Станция «Фукусима I» серьезно пострадала в результате сильнейшего в истории  страны землетрясения 11 марта, когда подземные толчки достигали 9 баллов по шкале Рихтера. Еще большие разрушения вызвало спровоцированное толчками цунами, волны которого достигали 23 метров в высоту. В значительной степени повредились четыре из шести реакторов. За это время произошло несколько взрывов и пожаров на энергоблоках, приведших к повреждениям, как самих сооружений, так и элементов конструкций реакторов. На первом реакторе выявлены повреждения примерно 70% топливных сборок, на третьем – повреждение защитной оболочки реактора.

По состоянию на июль 2011 года, ликвидация последствий аварии всё ещё продолжалась. По планам компании ТЕРСО, со временем, над блоками № 1, № 3 и № 4 должны появиться защитные бетонные саркофаги, которые будут воспрепятствовать  утечкам радиации в атмосферу.

В начале октября 2011 года стало известно, что температуры вокруг реакторов  № 1, № 2 и № 3 находятся на уровнях  ниже 100 градусов по Цельсию и правительство Японии совместно с компанией «Токио Дэнрёку» предпринимают меры по достижению к концу 2011 года состояния холодного останова повреждённых реакторов. Также к концу октября будет завершено покрытие здания реактора № 1 гигантским чехлом из полиэстера. И далее планируется установить чехлы на реакторах № 3 и № 4, которые также получили повреждения.

Спрогнозировать последствия аварии на АЭС "Фукусима-1" в Японии пока проблематично, считает эколог Алексей  Яблоков. По его мнению, истинные масштабы катастрофы могут проявиться через  несколько лет. Об этом он рассказал  в ходе видеомоста Москва – Пекин  на тему "Последствия природной  и техногенной катастрофы в Японии для АТР" 18 марта.

"Мы  до конца не знаем, как произошедшее  скажется на экологических цепочках, даже если небольшое количество  радиации попадет в океан. Таких  исследований еще не проводилось.  В мире никогда не было такой  ситуации, чтобы несколько реакторов  одновременно выходили из строя.  Чем это все кончится и какими  будут последствия для мира, мы  не знаем", - сказал Яблоков.

После разрушительного землетрясения  у северо-восточного побережья Японии 11 марта на АЭС "Фукусима-1" и "Фукусима-2" был введен режим ЧС в связи  выходом из строя систем охлаждения реакторов. На "Фукусиме-1" произошло  несколько взрывов и пожаров  на энергоблоках. Они привели к  повреждениям элементов конструкций  реакторов.

Глава 6. Проводимая экологическая политика в Японии.

Японцы научились уважать природу, и беречь ее, миниатюзировать технику  и технологию и относится к  ним как к средствам, помогающим выжить. Борьба за выживание при  вечной угрозе наступления тяжёлых  времен и стихийных бедствий, стремление произвести товары при минимуме сырья  – все это стало для японцев  образом жизни, и поэтому пустые траты считаются позором, чуть ли не преступлением. В 1989 году, когда Япония была полностью изолирована, ей приходилось  преодолевать любые бедствия собственными средствами, был голод, землетрясения  и пожары, многим пришлось начинать все с нуля. Можно прямо сказать, что японцы стали мастерами по борьбе с кризисами.

В Японии остро стоит проблема охраны природы от ущерба, наносимого деятельностью  человека. Особую актуальность представляет борьба против ухудшения состояния  окружающей среды в результате загрязнения  земли, водоёмов и атмосферы производственными  и бытовыми отходами, а также распространения  шума, вибрации и т. д. Среди жителей  наиболее экологически неблагоприятных  районов получили распространение  специфические заболевания, вызванные  загрязнением окружающей среды. Под  давлением общественности японское правительство было вынуждено принять  неотложные меры по улучшению экологической  обстановки. Природоохранное законодательство этой страны ныне включает основной закон  об охране окружающей среды. Была создана  целая система природоохранных  органов во главе с управлением  по вопросам окружающей среды. Большое  внимание было уделено научно-техническому обеспечению охраны окружающей среды. В японском машиностроении сложилась подотрасль по производству очистного оборудования и средств контроля за состоянием окружающей среды. Осуществление природоохранных мероприятий и структурная перестройка японской экономики способствовали тому, что многие традиционные экологические проблемы в настоящее время решены. В тоже время возросла опасность для окружающей среды таких явлений, связанных с развитием НТП (научно-технического прогресса), как электронное излучение, загрязнение радиоактивными или редкими химическими элементами и их соединениями, возможность появления новых биологических видов в результате генетических манипуляций и т. д. Вторым направлением природоохранной деятельности являются мероприятия, направленные на сохранение ценных природных объектов, флоры и фауны. К их числу относится регулярное, раз в 5 лет, проведение обследований состояния природы, создание охраняемых территорий – природных парков.

Современная Япония является одним  из мировых лидеров в разработке новых экологически чистых технологий. Гибридные автомобили Honda и Toyota имеют высокую топливную экономичность и низкие выбросы. Это связано с передовой технологией в гибридных системах, биотопливом, использованием более лёгкого материала и лучшей техники.

Япония рассматривает также  вопросы, связанные с изменением климата и глобальным потеплением. Как страна, подписавшая Киотский протокол1, Япония приняла обязательства по сокращению выбросов двуокиси углерода и другие меры предупреждения, связанные с изменением климата. Выполняя свои обязательства по Киотскому протоколу, Япония готовится сильно сократить выбросы парниковых газов.

Природоохранная политика Японии по своей сути напоминает, политику западноевропейских стран. Среди эффективных черт японской природоохранной политики следует  назвать:

  • инициативы местных органов власти в сфере охраны окружающей среды, активно поддерживаемые населением;
  • разработку и широкое применение новых, экологически чистых технологий благодаря привлечению частного бизнеса;
  • четко функционирующую государственную систему экологического регулирования, сформированную под воздействием общественного экологического движения 60–70-х годов (движение экологического протеста было связано с заболеваниями, вызванными загрязнением окружающей среды: «болезнью Минамата» (отравление метаном и ртутью), болезнью «итай-итай» (отравление кадмием), астмой Ехати (астма вследствие загрязнения воздуха, вызванного деятельностью нефтехимического комбината)).

Начиная с конца 60-х годов была принята целая серия нормативных  актов, среди которых Закон об охране окружающей среды, Основной закон  о контроле за загрязнением, закон  об охране воздушного бассейна, закон  об охране водных ресурсов и др. В 1971 году в Японии было создано Управление по охране окружающей среды, призванное обеспечить координацию деятельности различных министерств в экологической  сфере, однако на практике его функции  достаточно скромные.

 Префектуры Японии имеют  свои законы по охране окружающей  среды и собственные экологические  программы. Заслугой местных органов  самоуправления в решении экологических  проблем стало заключение добровольных  соглашений с компаниями о  контроле за загрязнением. В Японии, как и в большинстве стран  Запада, в контроле за состоянием  окружающей среды активно задействованы  (наряду с центральными и местными  органами власти) многочисленные  подразделения, созданные в промышленных  компаниях.

В Японии имеются стандарты, которые  трудно встретить за ее пределами. Стандарт озеленения определяет количество зеленых  насаждений на осваиваемой территории. Существует шкала индексов озеленения территории.

Существует стандарт на сохранение в городе старых заповедных территорий естественной природы и памятников старины. В Японии имеются также  порядок классификации архитектурных  памятников и целая система регламентов, связанных с их охраной, реставрацией и эксплуатацией.

Стандарт воздействия на экосистемы в отличие от физико-химических стандартов загрязнения воды, воздуха, почвы  позволяет интегративно оценить  качество среды (качество водоемов пресной воды классифицируется в зависимости от того, какая рыба там живет).

Экологическую экспертизу проходят проекты  даже небольших предприятий и  социальных объектов. В экспертизе обязательно участвует и само население. Можно выделить три наиболее ценных момента в японском варианте экологической экспертизы: стандартизация работ по экспертизе; их компьютеризация; достижение широкого участия общественности в обсуждении проекта и контроле за природной средой в регионе. Последнее  возможно после наделения местных  органов власти достаточными правами.

В Японии существует система строжайшего  контроля за выполнением стандартов. Важное место в организации контроля за состоянием окружающей среды занимает автоматизированная система мониторинга. Уже в 1970 г. в Японии насчитывалось 10700 постоянных и временных служб мониторинга, в том числе примерно 4300 станций наблюдения за качеством воды, 2300 станций наблюдения за качеством воздуха (уровней окислов серы и азота, взвешенных частиц и окиси углерода) и 9100 станций, измеряющих уровни шума и вибрации. Не найдено пока радикальных способов устранения таких неприятных последствий технического прогресса, как постоянные шумы транспортных средств и предприятий, а также шумы, создаваемые находящимися в индивидуальном пользовании населения музыкальными инструментами, телевизорами, радиоприемниками.

Самое серьезное внимание в Японии уделяют неприятным запахам, источниками  которых являются животноводческие фермы (26%), индустрия сервиса (21 %), промышленные предприятия (13%), хозяйство соседей (10%), канализация (7%). После введения стандартов количество выбросов легковыми  автомобилями снизилось в 1975 г. по окиси углерода - в 20 раз, по углеводородам и окиси азота - в 12, по серному ангидриду - в 5 раз.

Формирование природоохранного механизма  Японии тесно связано с принципом  «загрязнитель платит», в результате чего промышленные предприятия были вынуждены разрабатывать технологии по контролю за экологической обстановкой. В случае несоблюдения экологических стандартов было предусмотрено привлечение к уголовной ответственности. Загрязнитель также в соответствии с Законом о компенсации ущерба для здоровья в связи с экологическим загрязнением должен оплачивать пострадавшему населению лечение специфических заболеваний.

В последнее время в проведении экологической политики Япония сочетает административные и экономические  методы регулирования. К административным мерам относятся:

  • введение стандартов качества продукции и окружающей среды;
  • экологическая экспертиза;
  • соглашения между местными органами власти и предприятиями о контроле
  • за загрязнением;
  • система арбитража экологических конфликтов.

Следует также отметить, что в  Японии одни из самых строгих в  мире нормативов по загрязнению атмосферы, превосходящие в 2–3 раза аналогичные  параметры в других странах. Экономические  меры включают: платежи за природные  ресурсы (они идут на финансирование экологических проектов); налоги на источники выбросов серы, налоги на потребителей бензина, повышен налог  на покупку земель в окрестностях городов и др. С другой стороны, поощряются предприятия, использующие экологически чистые технологии.

Япония не считает неизбежным противоречие между экологическим регулированием и экономическим ростом. Страна использует эколого-технологический подход к  обеспечению экологически безопасного  развития – так называемое «спасение  с помощью науки», активно финансируемой  государством.

С середины 90-х годов Япония активно  присоединилась к международному экологическому сотрудничеству подписанием соглашений по сохранению озонового слоя Земли  и Конвенции по климатическим  изменениям, финансированием отдельных  экологических проектов развивающихся  стран и др. В то же время требует  корректировки позиция Японии относительно снижения выбросов углекислого газа, учитывая, что страна принадлежит к первой пятерке стран, ответственных за потепление климата.

По словам премьер-министра, ядерный  кризис в Японии медленно стабилизируется  и теперь страна должна сосредоточиться  на восстановлении повреждений, нанесённых разрушительными землетрясением и  цунами, которые обрушились на северо-восточное  побережье.

Согласно новым данным, впервые  дни кризиса в воздух было выброшено  больше радиоактивных веществ, чем  предполагалось ранее.

 

Заключение.

Решение проблемы охраны окружающей природной среды является одной  из актуальных общемировых проблем  современности, так как экологические  проблемы приобретают глобальный характер. При этом охрана окружающей среды, обеспечение  экологической безопасности рассматриваются  как жизненно необходимая мера.

Информация о работе Экология Японии