Быстрое развитие получила
законодательная деятельность в
области охраны окружающей среды.
В развитых странах приняты
законы и акты, регламентирующие
нормы, процедуры природопользования,
дающие методические рекомендации,
декларирующие природоохранные
принципы. В них закреплена роль
государства в регулировании
природосберегающей деятельности,
определены права и обязанности
природопользователей.
О росте внимания к проблеме
защиты окружающей среды свидетельствует
тот факт, что 1987 г. был объявлен
Советом Европейского сообщества
«европейским годом защиты окружающей
среды». В 1992 г. в Рио-де-Жанейро
была проведена Конференция ООН
по развитию и окружающей среде,
в работе которой приняли участие
179 государств мира. На Конференции
были приняты документы, в основе
которых лежит так называемая
концепция устойчивого (самоподдерживающегося,
допустимого) развития. В соответствии
с концепцией устойчивого развития
устранение сложившихся противоречий
между растущими потребностями
мирового сообщества и невозможностью
биосферы обеспечить эти потребности
в рамках стабильного социально-экономического
развития требуется постепенное
восстановление естественных экосистем
до уровня, гарантирующего стабильность
окружающей среды. Этого можно
достичь только усилиями всего
человечества, но начинать движение
к данной цели каждая страна
должна самостоятельно.
В работе Конференции ООН
по развитию и окружающей среде
приняла участие и российская
делегация. Был подготовлен доклад
о состоянии окружающей среды
в России. После Конференции была
разработана стратегия национального
развития РФ – «Повестка дня для России
на XXIвек», основанная на принципах устойчивого
развития. В апреле 1996 г. был подписан Указ
Президента РФ (№ 440) «О концепции перехода
Российской Федерации к устойчивому развитию».
Необходимость государственного
регулирования в области охраны
окружающей среды обусловлена
и тем, что решить данную
проблему только за счёт чисто
рыночных механизмов невозможно.
Рыночная система эффективна
при использовании и распределении
ресурсов, имеющих денежную оценку,
и даёт сбои при использовании
ресурсов с заниженной ценой
или бесплатных, к которым и
относятся и природные ресурсы.
При использовании природных
ресурсов возникают так называемые
экстерналии (внешние эффекты). Это
издержки, связанные с устранением
ущерба, наносимого окружающей среде,
и затратами на его предотвращение.
Подобные затраты трудно оценить
количественно (дать им денежное
выражение). Они не принимаются
во внимание субъектами производства
и (или) не зависят от них. Как правило,
они представляют собой издержки для общества,
а иногда и для будущих поколений.
Неэффективность рыночного
механизма, так называемые «провалы»
рынка в области охраны окружающей
среды и природопользования обуславливают
необходимость государственного
регулирования этих процессов.
Глава 3. Методы
государственного регулирования в области
охраны окружающей среды.
Экологическое регулирование - это система
активных законодательных, административных
и экономических мер и рычагов влияния,
которые используют государственные органы
разного уровня для принуждения загрязнителей
окружающей среды ограничить выбросы
вредных веществ в естественные и техногенные
среды, а также для материального стимулирования
добросовестных природопользователей.
Для эффективного экологического
регулирования первоочередное значение
имеет выбор правильных методов
и инструментов (рычагов) регулирования.
В настоящее время в области
охраны окружающей среды сложился
своеобразный симбиоз из административных
и рыночных механизмов ( так называемый
смешанный механизм). Сейчас в
мире в этой области насчитывается
свыше 80 различных экономических
инструментов, включающих мониторинг
окружающей среды, управление
процессами природопользования, финансирование
и стимулирование природоохранной
деятельности.
Механизм экологического регулирования
должен представлять целостную
совокупность методов и инструментов
управления природопользованием.
В свою очередь, механизм управления
природопользованием представляет
собой звено механизма управления
экономикой в целом; поэтому
необходимо ещё согласование
методов социально-экономического
и экологического управления.
В целом, эффективный хозяйственный
механизм природопользования должен
учитывать особенности и опираться
как на административно-контрольные,
экономические (включая и рыночные,
финансово-налоговые), так и на
социально-политические, психологические,
морально-нравственные и другие
инструменты.
Первоначально (60-70 гг.) защита
окружающей среды в основном
опиралась на административные
механизмы. Они были основаны
на неокейсианской концепции.
Использовались запреты, лицензии,
ограничения (лимиты), административные
и уголовные меры. Экономические методы
управления природопользованием широко
использовались в 80-90-ые гг. Они же базировались
на неоклассической концепции (на принципах
рыночного регулирования). Практика показывает,
что административно-правовые и экономические
механизмы охраны природы необходимо
использовать комплексно.
Административно-контрольные инструменты
экологического регулирования включают:
- природоохранное законодательство;
- совокупность экологических стандартов и нормативов;
- систему лицензирования хозяйственной деятельности;
- методы и инструменты прогнозирования, планирования и составления
- программ природоохранной деятельности.
К административно-контрольному
блоку относятся также так
называемые «мягкие» инструменты:
- экологический мониторинг;
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов;
- экологический аудит;
- экологическая сертификация (маркировка);
- добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями.
Экономическими рычагами могут
быть:
- система экономических инструментов природоохранной деятельности;
- система финансирования природоохранных мероприятий;
- платность природопользования;
- ценообразование с учетом экологического фактора на первичные и вторичные ресурсы;
- создание рынка природных ресурсов;
- экологическое страхование;
- экологическая экспертиза проектов;
- лицензирование природопользования;
- создание механизма реализации государственных и региональных экологических программ.
Все эти направления связаны
между собой, часто взаимообусловлены
и пересекаются на практике. Следует
отметить, что сам механизм природопользования
должен носить рыночный характер,
однако основные его параметры
(ставки, нормативы, цены на продукцию
монополистов и т.п.), т.е. «правила
игры», устанавливаются государством.
Система экономических инструментов
природоохранной деятельности включает
в себя:
- налоговую политику;
- субсидии и льготное кредитование;
- ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения;
- продажу прав на загрязнение;
- использование принципа «залог—возврат»;
- штрафы;
- платежи за загрязнение и размещение отходов.
Роль экономических методов
заключается в создании механизмов
управления, стимулирующих деятельность
в сфере охраны окружающей
среды и поиск путей минимизации
экономических затрат, которое понесет
общество ради достижения желаемого
состояния окружающей среды и
ее отдельных компонентов.
Глава 4. Сущность экологических
проблем в Японии.
Экологическая история Японии и
современная политика страны отражает
баланс между экономическим развитием
и охраной окружающей среды. В
период быстрого экономического роста
после Второй мировой войны уменьшается
внимание к экологической политике
со стороны правительства и промышленных
корпораций. Как неизбежное следствие
этого — сильнейшее загрязнение
окружающей среды в 1950-х и 1960-х. В
связи с растущей обеспокоенностью
по этому поводу в 1970 году правительство
приняло природоохранное законодательство,
и в 1971 году было создано Управление
по охране окружающей среды. Нефтяной кризис 1973 года также
поощрил эффективное использование энергии
в связи с отсутствием в Японии природных
ресурсов. К текущим приоритетным экологическим
проблемам относятся загрязнение воздуха в городах
(оксиды азота, токсичные вещества), утилизация отходов, эвтрофикация вод, охрана природы, изменение
климата, а также международное сотрудничество
в целях сохранения окружающей среды.
В результате удалось поставить ситуацию
под контроль, и чаще, до недавнего времени,
наблюдались факты улучшения экологической
обстановки в стране в целом и в отдельных
ее регионах.
Экологическая оценка проводится по
следующим пунктам:
- Семь видов нарушения окружающей среды: загрязнение воздуха (соответствие допустимому уровню), загрязнение воды (сравнительно с допустимым уровнем), загрязнение почвы тяжелыми металлами и химическими соединениями, оседание грунта, уровни шума, вибрация, неприятные запахи.
- Влияние на естественную природу и культурные памятники: воздействие на живую природу и обеспеченность среды элементами живой природы, воздействие на культурные памятники, ландшафт (стандарт озелененности и ряд требований к эстетичности).
- Пять видов влияния на социально-экономическую систему: затененность соседних домов (соответствие стандарту), создание помех для радиоволн, утилизация и захоронение твердых отходов, влияние на коммуникации, степень безопасности.
Глава 5. Причины и источники
экологических проблем в Японии.
Япония занимала в 2005 году 30 место
по индексу экологической устойчивости.
До недавнего времени загрязнение
воды было проблемой промышленно
развитых стран, т. е. обогащение внутренних
водоемов азотом и фосфором. Источниками
этих элементов служат смываемые
с сельскохозяйственных земель удобрения
и канализационные стоки. Это
явление принимало глобальные масштабы
и затрагивало не только пресноводные,
но и морские экосистемы.
Канализационные стоки из прибрежных
населенных пунктов сбрасывались в
море иногда без всякой очистки, создавая
непосредственную угрозу здоровью купающихся
людей и морским обитателям. Поверхностные
стоки из городских и индустриальных
зон, а также со свалок часто загрязнены
тяжелыми металлами и углеводородами.
Биологическое концентрирование тяжелых
металлов в морских пищевых цепях
может давать их летальные для
человека дозы, как это случилось
при промышленном сбросе ртути в
прибрежные воды около Миниматы в
Японии. Высокое содержание ртути
в рыбе повлекло смерть множества
людей и других рыбоядных животных.
Сублетальные дозы тяжелых металлов, пестицидов
и нефтепродуктов могут снижать сопротивление
организма болезням.
В последнее десятилетие в целях
борьбы с загрязнением и деградацией
экосистемы Северного моря приняты
меры по сокращению и в конечном
итоге прекращению захоронения
и сжигания токсичных отходов
в прибрежной зоне стран, окружающих
этот бассейн.
11 марта 2011 года в результате сильнейшего землетрясения
за всю историю наблюдений в стране произошла
утечка радиации на АЭС «Фукусима I» в префектуре Фукусима. Уровень
радиации превышен более чем в 8 раз.
Землетрясение произошло в Японском желобе — глубоководной
океанической впадине, где сталкиваются Тихоокеанская и Охотская литосферные плиты. Более тяжелая в этом
месте океаническая Тихоокеанская плита погружается
под материковую Охотскую плиту, над которой
располагается часть Евразийского континента
и некоторые Японские острова. Предполагается,
что Охотская плита по своему движению
может считаться частью одной из 7 наиболее
крупных литосферных плит — Северо-Американской плиты.
Землетрясение вызвало сильное цунами, которое произвело массовые разрушения
на северных островах японского архипелага.
Цунами распространилось по всему Тихому
океану; во многих прибрежных странах,
в том числе по всему тихоокеанскому побережью
Северной и Южной Америки от Аляски до
Чили, было объявлено предупреждение и
проводилась эвакуация. Однако когда цунами
дошло до многих из этих мест, оно вызвало
лишь относительно незначительные последствия.
На побережье Чили, которое находится
дальше всех от тихоокеанского побережья
Японии (около 17 000 км), зафиксированы волны
до 23 метров в высоту.