Экономические аспекты проблем по использованию земельных ресурсов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет земельную долю, как долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельная доля имеет размер, определенный в гектарах и балло-гектарах, учитывающих не только размер земельной площади, но и ее качество, и не отграничена на местности. Невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Земельные ресурсы: значение, особенности и классификация.
Глава 2. Эффективность использования и охрана земельных ресурсов:
2.1.Экономический(хозяйственный) аспект. Проблема повышения эффективности использования земель.
2.2.Экологический аспект .Основные экологические проблемы землепользования.
Глава 3.Состояние, необходимость и направления совершенствования земельного законодательства.
3.1.Состояние земельного законодательства и необходимость его совершенствования.
Заключение.

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 37.94 Кб (Скачать файл)

       3.природные  процессы, интенсивное проявление  которых обусловлено неразумной  хозяйственной деятельностью человека.

    Это интенсивный  смыв и размыв почвы поверхностным  стоком временных водных потоков.  Это интенсивное вздувание почв, занос почв подвижными песками.  Это засоление почв, связанное  с избыточным поливом, заболачивание  почв по целому ряду причин.

   4.явления целиком  связанные с хозяйственной деятельностью  человека. Это загрязнение почв  токсическими выбросами в атмосферу.  Разрушение почвенной структуры  и сильное уплотнение почв  сельскохозяйственными машинами  и орудиями. Снижение плодородия  от неправильного применения  удобрений и пестицидов. Разрушение  почв на склонах при неправильной  обработке, пастбищных склонов  при интенсивной пастьбе скота.  Разрушение почв при треловке леса, при разработке месторождений полезных ископаемых.

   Это необоснованное  отчуждение ценных сельскохозяйственных  земель для использования в  других отраслях хозяйства.

   По результатам  опроса специалистов территориальных  органов Госкомэкологии России, осуществляющих государственный контроль, дана экспертная оценка остроты экологических проблем землепользования.

Экспертная оценка

остроты экологических проблем  землепользования

 

 

                                     Распределение территорий по остроте проявления экологических проблем землепользования

   Проблемы                                      (по общей площади Российской  Федерации)

                                                                    -                              -                               -                              -

                                                           0                       1                    2                      3

                                                 -               -      а       -      б       -      а        -     б       -

загрязнение и зхламление земель

в результате хозяйственной деяте            0.8          11.3          13.8         23.8        4.4         0.7

льности и аварийных ситуаций

 

нарушение земель и их рекультива          2.1          8.5            17.5          24.3       4.4         0 

ция

 

деградация почв в результате невы-

полнения почвозащитных и иных            5.9          6.1              7.2          30.2       1.0          0

природоохранных предприятий

 

невыполнение федеральных и регио-

нальных программ повышения плодо      8.0          7.5              2.5           4.0        7.9         1.7

родия почв

 

 

нарушение установленного режима

землепользования на особо охраняе         15.2        6.8              3.5         20.8         0             0

мых территориях

   Числа в данной таблице  характеризуют степень остроты  проблемы :

0 – не имеет приоритетного  характера для региона

1а – имеет приоритетный  характер на части территории

1б – должна рассматриваться  наряду с другими на

             значительной части территории

2а – имеет приоритетный  характер на значительной части  терри-

       тории 

2б – приобретает характер экологического кризиса на части тер-

        ритории

3 – приобретает характер  экологического кризиса на  значитель-

      ной части  территории

 

   Для наибольшей  части территорий – 55% - самой  острой признана проблема нарушения  земель в процессе хозяйственной  деятельности и невыполнения  обязательных работ по их рекультивации,  причем для 30% эта проблема  оценена как имеющая приоритетный  характер для значительной части  территории. Это регионы с развитой  добывающей промышленностью и  северные регионы с низким  потенциалом самовосстановления  экосистем на нарушенных землях.

   Следующая по значимости  проблема – загрязнение и захламление  земель – 54% территории страны, как имеющая приоритетный характер  на значительной части региона  оценена для 24% и как приобретающая  характер экологического кризиса  на части территории региона для 4% территории странны. Это регионы с развитой перерабатывающей промышленностью (химическая и нефтехимическая, цветная металлургия), высокой плотностью населения, а также регионы, пострадавшие в результате Чернобыльской аварии.

 

Нарушение установленного режима землепользования на особо охраняемых территориях.

   Выявлено более  5.5 тысяч фактов самовольного  занятия земель природоохранного  значения, в том числе в результате  неправомерных действий должностных  лиц.

   Практически все  сельскохозяйственные регионы отметили  проблему невыполнения федеральной  и региональных программ повышения  плодородия почв (более 24% территории  страны), с которой непосредственно  связана и проблема деградации  почв в результате невыполнения  почвозащитных и иных мероприятий  (почти 45% территории страны).

   Площадь земель, нарушенных  при добыче полезных ископаемых  и геолого-разведовательных работах, составляет 697.6 тысяч га, нарушенных при торфоразработках – 300.5 тысяч га.

   При проведении  работ с нарушением земной  поверхности имеют место многочисленные  факты несоблюдения требований  по снятию и складированию  верхнего плодородного слоя и  использования его для рекультивации  земель.

   Не на должном  уровне и несвоевременно проводится  рекультивация в большинстве  отраслей промышленности. Даже по  наиболее благополучным по этому  показателю отраслям – цветной  металлургии и нефтеперерабатывающей  промышленности – площади рекультивированных земель составляют соответственно лишь 28.4 и 22.4%.

    Одним из факторов  деградации почв является их  загрязнение химическими веществами. К накоплению вредных веществ  в почвах, что ухудшает их физические  и химические свойства, приводят  выбросы в атмосферу от промышленных  предприятий и автотранспорта, орошение  земель загрязненными водами, нарушения  технологических требований при  добыче переработке и использовании  нефтепродуктов, многочисленные аварии  на нефтепроводах.

   В результате обследования  выявлено более 1.0млн га земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных тяжелыми металлами 1 класса опасности – свинцом, кадмием, цинком, мышьяком и более 2.0млн га, загрязнено тяжелыми металлами 2 класса опасности – хромом, никелем, медью, кобальтом.

   По экспертным данным Госкомэкологии РАН крайне высокой и высокой степени техногенного загрязнения отличаются крупные многофункциональные города с химическими, нефтехимическими металлургическими производствами в Белгородской, Кемеровской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Челябинской и ряде других областей, в Краснодарском крае, в республиках Тыва и Саха.

   Города изменяют  экологическую ситуацию не только  внутри собственных границ, но  и далеко за их пределами.  Техногенные выбросы распространяются  по прилегающим территориям, являясь  причиной загрязнения сельскохозяйственной  продукции, ухудшения состояния  древостоя. При этом зоны влияния  городов простираются на десятки  километров, а крупных промышленных  агломераций – на сотни километров, например, Московской – 200км, Тульской  – 120, Среднеуральской – 300, Кемеровской – 200 км и. т. д. Большие зоны загрязняющего воздействия свойственны и многим отдельным городам : Норильск, Абакан, Омск, Магнитогорск, Новосибирск, Красноярск, Киров и другие.

   Одной из крупных  экологических проблем России  становится загрязнение земель  нефтью и нефтепродуктами особенно  острой для Западно-Сибирского и Северо-Кавказского регионов, республик Коми, Башкортостан, Татарстан, регионов Среднего и Нижнего Поволжья.

   Абсолютное большинство  (89 – 96%) аварийных разливов нефти  вызывает сильные и во многом  необратимые повреждения природных  комплексов.

   На территории  РФ в настоящее время эксплуатируется  более 200 тысяч км магистральных  и 350 тысяч км промысловых трубопроводов.  К росту числа аварий приводит  физический и моральный износ  технического оборудования, отсутствие  надлежащего ведомственного контроля за его состоянием. Доля аварий, произошедших из-за физического износа за последние 5-6 лет увеличилась до 60 –70%.

   На значительных  площадях в результате освоения  нефтяных и газовых месторождений  поврежден почвенный покров.

   Более половины (53.5%) всех выявленных нарушений приходится  на загрязнение и захламление  земель. Наибольшее количество нарушений,  связанных с загрязнением земель  приходится на регионы размещения  нефтегазовой и химической промышленности, черной и цветной металлургии  (Ханты-Мансийский автономный округ,  Башкортостан, Татарстан, Cвердловская область).

   Негативное влияние  на состояние земель обусловлено  трудностями с переработкой и  хранением промышленных, бытовых  и других отходов, значительная  часть которых вывозится по  свалкам и служит источником  загрязнения окружающей среды.  Особую опасность представляют места неорганизованного складирования токсичных отходов. Общая площадь, занятая местами размещения отходов по РФ составляет 240 тысяч га. Площадь под полигонами по обезвреживанию и захоронению отходов составляет около 6.5 тысяч га, под санкционированными свалками – около 35 тысяч га.

   Широко распространена  практика вывоза промышленных  отходов на несанкционированные  свалки, то есть на территории, не предназначенные для их  размещения.

   Около 62 тысяч га  занято шлаконакопителями и хвостохранилищами, более 100 тысяч га – отвалами, терриконами, шлакозолоотвалами. Общее количество отходов, накопленных на этих объектах, не поддается учету. Около 9 тысяч га отведено под временное накопление отходов на промышленных площадках предприятий.

   Особую опасность  для экологического состояния  сельскохозяйственных земель представляет  снижение общего уровня культуры  земледелия и невыполнение обязательных  почвозащитных и иных природоохранных  мероприятий из-за финансовых  трудностей, слабой государственной  поддержки сельскохозяйственных  производителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Состояние, необходимость  и направления совершенствования  земельного законодательства.

 

3.1.Состояние земельного  законодательства и необходимость  его совершенствования.

 

   Углубление земельной  реформы в России вызывает  необходимость дальнейшего совершенствования  правового механизма охраны почв  как природного ресурса, внесения  соответствующих поправок в природоохранительное, земельное и административное  законодательство, укрепления судебной  системы и усиления государственного  земельного контроля.

   Отдельные нормы по регулированию отношений в сфере охраны и использования земель, в том числе почв содержится в ряде федеральных законов, таких как Земельный кодекс РФ «Об охране окружающей природной среды», «О недрах», «Основы лесного законодательства РФ», «Об обеспечении единства измерений», «О плате за землю», «Об особо охраняемых природных территориях» и другие.

   Однако эти нормы,  рассредоточенные по разным законам,  не обеспечивают системного подхода  к решению сложнейшей проблемы  сохранения почв как стратегического  невозобновимого природного ресурса.

   Экономические проблемы  охраны, рационального использования  и плодородия почв отчасти  отражены в соответствующих нормах  федеральных законов «О плате  за землю», «О подоходном налоге  с физических лиц», «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в РФ» и других.

   Отсутствует целостный  подход, и отсюда объективно возникают  межзаконные противоречия. Возникает принципиальная невозможность в рамках отдельных законов учесть специфику регулирования отношений, связанных со сплошным природным объектом – почвой.

   В настоящее время  Россия не имеет правовых актов  на уровне законов о почвах, и вся хозяйственная и иная  деятельность, связанная с использованием  почв, регулируется нормативными  актами, инструкциями и положениями  различных министерств и ведомств  и не обеспечивает охраны, рационального  использования и сохранения плодородия  почв.

   Отрицательные следствия  отсутствия федерального закона  о почвах проявляется в катастрофических  процессах загрязнения, деградации, разрушения и уничтожения почвенного  покрова, принявших характер национального  бедствия. Сегодня в Росси законодательно  не установлено, что сохранение  почв и их плодородия, предотвращение  их деградации является одной  из приоритетных задач государства  и граждан России, и , как следствие не реализуется национальная почвенная политика. Уже принятые нормативно-правовые акты являются явно недостаточными для того, чтобы снизить масштабность деградации и загрязнения почв.

Информация о работе Экономические аспекты проблем по использованию земельных ресурсов РФ