Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:09, курсовая работа
В качестве первого направления должно названо совершенствование технологии – создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных и малоотходных производств, обновление основных фондов и др. Второе направление – развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Третье направление – применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения. Четвертое направление - гармонизация экологического мышления. Пятое направление – гармонизация экологических международных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Административно-правовой механизм
охраны окружающей среды
5
1.1 Источники экологического права и государственные органы охраны окружающей среды
5
1.2 Экологический контроль
10
1.3 Ответственность за экологические правонарушения
11
2. Экономический механизм охраны окружающей среды
13
Структура экономического механизма охраны окружающей среды
21
ВЫВОД
22
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. Административно-правовой охраны окружающей среды |
5 |
1.1 Источники экологического |
5 |
1.2 Экологический контроль |
10 |
1.3 Ответственность за |
11 |
2. Экономический механизм охраны окружающей среды |
13 |
Структура экономического механизма охраны окружающей среды |
21 |
ВЫВОД |
22 |
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
24 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общество находится на таком этапе антропогенного влияния на биосферу, когда изменения, вызванные человеком, широко затронули всю оболочку планеты и приняли небывалые по масштабам размеры. В целом – все возрастающее антропогенное воздействие на биосферу и как следствие – резкое ухудшение качества среды обитания человека, состояния биоты и экосистем; одностороннее изменение концентрации биогенов (углерода, азота, фосфора) и нарушение их основных циклов; нарушение экологической стабильности и нормального функционирования основных систем жизнеобеспечения Земли.
В России, в связи
со спадом промышленного
Интенсивная эксплуатация
природных богатств привела к
необходимости нового вида
Охрана окружающей
природной среды – новая форма
во взаимодействии человека и
природы, рожденная в
Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами. Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экономического кризиса.
В качестве первого
направления должно названо
Методы административно-
1.1 Источники экологического права и государственные органы охраны окружающей среды
Система природоохранного законодательства
в России имеет четыре уровня: законы и
кодексы; указы и распоряжения Президента
по вопросам экологии и природопользования,
правительственные нормативные акты;
нормативные акты министерств и ведомств;
нормативные решения органов местного
самоуправления. Вершиной этой пирамиды
является Конституция РФ, в которой декларируется
право человека на благоприятную окружающую
среду и компенсация вреда, причиненного
ему загрязнением (ст. 42), отражается положения
об охране природы и рациональном использовании
природных ресурсов, которые являются
основой жизни и деятельности народов
РФ.
Конституция устанавливает, что земля
и другие природные ресурсы используются
и охраняются в Российской Федерации как
основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории
(ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться
как конституционное закрепление экологической
функции государства и субъектов-
Объявляя человека, его права и свободы
высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает,
что каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением (ст. 42).
Одновременно с признанием субъективных
экологических прав Конституция возлагает
на каждого обязанность сохранять природу
и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам (ст. 58).
С учетом федеративного устройства России
Конституция определяет, какие вопросы
в сфере охраны окружающей среды должны
быть решены исключительно на федеральном
уровне и совместно Федерацией и ее субъектами.
В частности, в исключительном ведении
Российской Федерации находятся: установление
основ федеральной политики и федеральные
программы в области экологического развития;
ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
производство ядовитых веществ и порядок
их использования (ст. 71). В основном вопросы
природопользования, охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности,
в том числе развитие земельного, водного,
лесного законодательства, законодательства
о недрах и охране окружающей среды, находятся
в совместном ведении РФ и ее субъектов
(ст. 72).
Систему экологического
законодательства возглавляет
В главах закона
устанавливается компетенция
Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам РФ предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную или иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.
В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:
компетенция Президента России предусмотрена ст.90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д.
сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.
Государственные органы
управления, контроля и надзора
в области охраны окружающей
природной среды
К государственным
органам общей компетенции
Государственные органы
специальной компетенции
Комплексные органы
выполняют все природоохранные
задачи или какой-либо их блок.
Функции управления
Отраслевые органы (Роскомзем,
Рослесхоз, Госкомрыболовство,
Функциональные органы
выполняют одну или несколько
родственных функций в
Экологический контроль в России проводится в форме государственного,
муниципального, производственного и
общественного контроля.
Государственный экологический контроль
осуществляется федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
в порядке, установленном Правительством
РФ.
Решения, принимаемые должностными лицами
государственного экологического контроля,
обязательны для исполнения всеми министерствами
и ведомствами, предприятиями, должностными
лицами и гражданами. На основании этих
решений соответствующие банковские учреждения
должны прекращать финансирование запрещенной
деятельности до отмены решения о ее запрете
органом государственного экологического
контроля.
Решения государственных органов экологического
контроля и должностных лиц могут быть
обжалованы в суд или арбитражный суд.
Муниципальный экологический контроль
осуществляется на территории муниципального
образования органами местного самоуправления
или уполномоченными ими органами, в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и в порядке, установленном нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Производственный экологический контроль
осуществляется в целях обеспечения выполнения
в процессе хозяйственной и иной деятельности
мероприятий по охране окружающей среды,
рациональному использованию и восстановлению
природных ресурсов, а также в целях соблюдения
требований в области охраны окружающей
среды, установленных законодательством
в области охраны окружающей среды.
Общественный контроль в области охраны
окружающей среды осуществляется общественными
и иными некоммерческими объединениями
в соответствии с их уставами, а также
гражданами в соответствии с законодательством,
в целях реализации права каждого на благоприятную
окружающую среду и предотвращения нарушения
законодательства в области охраны окружающей
среды.
Информация о работе Экономический механизм охраны окружающей среды