Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:28, курсовая работа
Становление и развитие природосохраняющей формы интенсивного типа расширенного воспроизводства есть процесс формирования всех его фаз и, прежде всего, экологизации общественного воспроизводства. Последняя предполагает достижение возможно полного соответствия всех компонентов трудового процесса (предмета труда, средств труда, рабочей силы, применяемых технологий), способов организации производства общим условиям сохранения природной среды.
Необходимо раскрыть само понятие экономического роста, а так же эффективность экономического роста, предусматривающего развитие общества, экономики, а также минимизации негативного воздействия деятельности человека на окружающую среду.
Основной целью исследования данной темы является анализ влияния экономического роста на окружающую среду.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………..6
1.1 Понятие экономического роста……………………………………...6
1.2 Типы экономического роста………………………………………....8
1.3 Модели экономического роста………………………………………9
1.4 Факторы экономического роста……………………………………12
1.5 Государственное регулирование экономического роста…...…….19
2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ПОСЛЕДСТВИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………………...……………………..……23
2.1 Экономический рост и загрязнение окружающей среды….….….23
2.2 Экологические ограничения развития экономики…………...…...24
2.3 Принципы и методы оценки экономической эффективности
экологически значимых мероприятий……………………….……26
2.4 Затратно-прибыльный анализ…………………….………….…….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
Существует целый ряд других, с трудом поддающихся количественной оценке факторов, которые влияют на темпы экономического роста.
Хотя изобилие природных ресурсов является мощным позитивным фактором экономического роста, это вовсе не означает, что страны с недостаточными запасами обречены на невысокие темпы экономического роста. При том, что в Японии природные ресурсы ограниченны, темпы роста этой страны в послевоенный период были значительными. С другой стороны, некоторые наиболее отсталые страны Африки и Южной Америки обладают значительными запасами природных ресурсов.
Кроме этого существуют и такие факторы экономического роста, измерить которые невозможно. В частности, большое положительное влияние на экономический рост в США оказала социальная, культурная и политическая атмосфера в стране. Под этим подразумевается целый ряд взаимосвязанных факторов. Во-первых, в отличие от других стран в США практически не существует социальных или моральных запретов, препятствующих процессу производства и материальному прогрессу. Американская общественная мысль рассматривает рост материального благосостояния в качестве достижимой и чрезвычайно желанной цели. Изобретатель, новатор, бизнесмен пользуются престижем и уважением в американском обществе. Во-вторых, американцам традиционно присуще здоровое отношение к труду и предпринимательству. Наше общество сильно выигрывает от того, что объединяет в себе большое число предпринимателей и людей, желающих работать. В-третьих, для США характерна стабильность политической системы, - в том, что касается законов, внутренних порядков, прав собственности, законов о статусе предприятий, процедуры заключения контрактов. Все вышеперечисленные условия, хотя их и невозможно оценить количественно, безусловно, лежат в основе экономического роста в США.
Повышение производительности труда оказывает гораздо большее влияние на рост реального ВНП, чем увеличение трудозатрат. Но повысить производительность труда не так-то просто. Это достигается благодаря техническому прогрессу, росту фондовооруженности, улучшению качества рабочей силы, перемещению трудовых ресурсов из низкопродуктивных в высокопродуктивные отрасли и также благодаря целому ряду других факторов. И ни в коем случае нельзя воспринимать рост производительности труда и реального продукта как естественный процесс. Многие экономически отсталые страны мира прилагали значительные усилия для достижения экономического роста, но в основном безрезультатно. Что же касается темпов роста в индустриально развитых странах, то их колебания определяются главным образом колебаниями совокупного спроса.
1.5. Государственное регулирование экономического роста
По поводу методов государственного регулирования экономического роста существуют различные точки зрения. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они пропагандируют политику ”дешевых денег”, рекомендуя устанавливать низкие ставки процента как средство стимулирования капиталовложений. При чрезмерном экономическом росте кейнсианцы предлагают использовать финансово-бюджетную политику для ограничения правительственных расходов и потребления, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
В противоположность кейнсианцам сторонники ”экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему предпринимательскую активность, что, впрочем, не противоречит и кейнсианской политике.
Зарубежные сторонники ”экономики предложения” выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Такая мера была бы особенно полезна в настоящее время в российской налоговой политике, поскольку российские хозяйственники, пользуясь бесконтрольностью государства и его нетребовательностью к ведению бухгалтерского учета, в массовом масштабе сводят прибыль к несущественному уровню.
В общем случае можно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочной цели поддержания необходимого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них сторонники ''экономики предложения'' отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полных занятости трудоспособного населения и загрузке производственных мощностей.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Некоторые из них пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Государство может также увеличить свои расходы на фундаментальные научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), стимулируя технический прогресс.
В 1981 г. бюджетное управление Конгресса США предложило следующий комплекс мер, направленных на повышение производительности:
- Модифицирование налогового
- Изменение государственного регулирования в направлении использования экономических стимулов, а не административных методов.
- Введение новых показателей, которые стимулировали бы расходы на НИОКР.
- Модифицирование
- Поощрение развития отраслей
промышленности с высокой
Эта программа почти не была выполнена, поскольку правительство США не посчитало экономический рост высокоприоритетным направлением. В менее развитых странах, в том числе в России, такие меры по повышению производительности народного хозяйства являются более необходимыми.
Современная российская экономика обладает некоторыми особенностями, которые делают актуальными иные меры обеспечения экономического роста. Главная из особенностей заключается в том, что в отличие от многих других стран основной вклад в прирост народнохозяйственной прибыли России вносит не труд и не капитал, а рента от использования природных ресурсов. На ее долю приходится 75 % общего прироста совокупного дохода России. Вклад труда в 15 раз, а капитала в 4 раза меньше. Таким образом, за счет ренты Россия получает в год 45-60 млрд долларов дохода. При отсутствии государственного регулирования вся или большая часть ренты присваивается финансовыми спекулянтами и криминальным бизнесом. Но по своей экономической сути рентный доход не имеет непосредственного отношения к предпринимательской или иной коммерческой деятельности - это та часть совокупного дохода, которая во все времена принадлежала собственникам природных ресурсов. В современном мире такими полноправными собственниками являются народы, объединенные в государства.
Возможны два различных варианта государственной политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические. Например, вместо того чтобы вводить абсолютные стандарты для контроля за загрязнением предприятиями окружающей среды, лучше назначать им цену за количество выбросов загрязняющих веществ. В этом случае все предприятия будут стремиться к сокращению выбросов загрязняющих веществ. Тем самым заданного сокращения загрязнения можно достичь с большей эффективностью, чем в том случае, когда все предприятия должны соблюдать одинаковые стандарты.
Второй вариант состоит в активном поощрении расходов на НИОКР, что означает в сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью соответствующего налогового режима, а также прямой государственной поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.
2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
2.1. Экономический рост и загрязнение окружающей среды
В последние годы возникли серьезные сомнения насчет желательности экономического роста для стран, уже достигших благосостояния. В основе этих сомнений лежит ряд взаимосвязанных аргументов, среди которых далеко не последнее место занимает проблема загрязнения окружающей среды.
Противники экономического роста прежде всего озабочены ухудшением состояния окружающей среды. Они утверждают, что индустриализация и экономический рост порождают такие отрицательные явления современной жизни, как загрязнение, промышленный шум и выбросы, ухудшение облика городов, транспортные заторы и т. д. Все эти издержки экономического роста возникают, поскольку производственный процесс лишь преобразует природные ресурсы, но не утилизирует их полностью. Практически все, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Чем значительнее экономический рост и выше уровень жизни, тем больше отходов должна будет поглотить или попытаться поглотить окружающая среда. В любом уже достигшем благосостояния обществе дальнейший экономический рост может означать только удовлетворение все более несущественных потребностей при возрастании угрозы экологического кризиса. Поэтому некоторые экономисты считают, что экономический рост должен целенаправленно сдерживаться.
Но многие экономисты выступают в защиту экономического роста как важной общественной цели, приводя следующие доводы по поводу загрязнения окружающей среды.
Сторонники экономического роста считают, что его связь с состоянием окружающей среды слишком преувеличена. На деле эти проблемы можно отделить друг от друга. Если общество совсем откажется от экономического роста, сохраняя ВНП на постоянном уровне, ему все же придется выбирать между различными структурами производства, и этот выбор будет влиять на состояние окружающей среды и качество жизни.
Загрязнение является не столько побочным продуктом экономического роста, сколько результатом неправильного ценообразования. А именно: значительная часть естественных ресурсов рассматривается как "общая собственность" и не имеет цены. Поэтому эти ресурсы используются чрезмерно интенсивно, что ухудшает их состояние. Решение этой проблемы возможно при введении законодательных ограничений или особых налогов, чтобы компенсировать пороки системы ценообразования и предотвратить нерациональное использование естественных ресурсов. Конечно существуют серьезные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Но ограничение экономического роста не решит этих проблем. Чтобы ограничить загрязнение, нужно ограничить именно загрязнение, а не экономический рост.
2.2. Экологические ограничения развития экономики
Особенностью современного производства является то, что технология все больше удаляется от использования природных материалов и циклов естественного круговорота веществ в природе. В процессе производства и потребления в окружающую природную среду вносятся огромные, все возрастающие количества таких веществ, которые чужды биогеохимии экологических систем и природных ландшафтов – синтетических пластиков, детерогентов, фреонов, пестицидов. Вместе с ксенобиотиками в окружающую среду попадают и биогенные элементы в количествах, превосходящих ассимиляционную и самоочищающую способность природных систем.
Антропогенное воздействие можно сгруппировать по следующим видам загрязнений:
- ингредиентное загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;
- параметрическое
загрязнение, приводящее к изменениям качест
- биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;
- стационарно-деструкционное загрязнение, представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.
Экологическая емкость территорий является пределом, который не должен быть нарушен в процессе производства и расселения людей. Без оценки экологической емкости территорий невозможна выработка научно обоснованных рекомендаций по развитию производительных сил страны и разработки как чисто природоохранной стратегии, так и стратегии устойчивого развития.
Экологическая емкость территории определяется, с одной стороны, совокупностью природных компонентов – воздушного бассейна, водоемами, земельными площадями и запасами почвы, флорой и фауной, с другой – мощностью потоков биогеохимического круговорота, скоростью атмосферного газообмена, пополнения объемов чистой воды, процессов почвообразования, продуктивностью среды.
Для того, чтобы было обеспечено устойчивое развитие, суммарная антропогенная нагрузка не должна превышать восстановительный потенциал природных систем. В свою очередь антропогенное влияние складывается из двух основных факторов: плотности населения и техногенной насыщенности территории.
В понятие экологической емкости территории входит экологическая техноемкость территории – обобщенная характеристика территории, количественно соответствующая максимальной техногенной нагрузке, которую может выдержать и переносить в течении длительного времени совокупность реципиентов и экологических систем территории без нарушения их структурных и функциональных свойств. Экологическая техноемкость территории количественно определяется суммой экологи-ческих техноемкостей компонентов природного комплекса (атмосферы, гидросферы, и , сочетания почвы и биоты). При расчете этого показателя необходимо знание пороговых эффектов и длительность воздействия техногенных факторов. Расчет основан на допущении, согласно которому экологическая техноемкость территории составляет долю общей экологической емкости территории, определяемую коэффициентом вариации отклонения состава среды от его естественного уровня и его колебаний. Превышение данного уровня изменчивости считается полученным за счет антропогенных воздействий, достигших предела устойчивости природного комплекса рассматриваемой территории.