Концепция коэволюционного и устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:08, контрольная работа

Описание работы

Экология в ХХ веке воспринималась как наука о безопасности «освоения» природы, что остановило её развитие. Экологии (oicos - жилище) - это науки о среде обитания, о естественных природных связях, о системной структуре мира и единстве законов организации систем. По определению родоначальника науки Э. Геккеля (1866) «экология - это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Концепция коэволюционного и устойчивого развития. Роль экологии во взаимоотношениях человека общества и природы……………………………5
1.1 Предыстория возникновения концепции устойчвого развития. Развитие или рост……………….5
1.2 Принципы устойчивого развития………………………………………….8
1.3 Три точки зрения, объединяемые в концепции устойчивого развития…9
1.4 Экологическая составляющая концепции устойчивого развития………10
2. Особо охраняемые природные территории……………………………….13
2.1 Современная система государственных природных
заповедников и национальных парков России ……………………………..13
2.2 Особо охраняемые природные территории ……………………………14
2.2.1 Государственные природные заповедники …………………………..16
2.2.2 Биосферные резерваты …………………………………………………18
2.2.3 Национальные парки……………………………………………………18
2.2.4 Природные парки регионального значения…………………………..22
2.2.5 Государственные природные заказники………………………………22
2.2.6 Памятники природы…………………………………………………….23
3. Оценка воздействия отходов производства на окружающую среду…...26
3.1 Воздействие промышленности на окружающую среду………………..27
3.2 Металлургический комплекс……………………………………………..28
3.3 Черная металлургия………………………………………………………29
3.4 Цветная металлургия……………………………………………………..31
3.5 Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами………………33
3.6 Классификация твердых отходов черной металлургии………………36
3.7 Перспективы развития……………………………………………………37
Список использованной литературы………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Экология_Л=.docx

— 66.93 Кб (Скачать файл)

К началу 70-х годов возрастающая численность бедных слоев населения  в развивающихся странах и  отсутствие преимуществ экономического развития привели к росту числа  попыток непосредственно исправить  ситуацию с распределением доходов. Становилось ясным: единственное, что  может исправить ситуацию, это  конкретные действия, предпринятые в  широких масштабах и согласованные  на мировом уровне. Парадигма развития переместилась в сторону уравновешенного  роста, который в явной форме учитывал социальные цели (особенно задачу сокращения численности бедных слоев населения) и придавал им такое же значение, как и экономической эффективности.

Третьей основной задачей развития стала защита окружающей среды. К  началу 80-х годов было накоплено  большое количество информации, свидетельствующей  о том, что деградация окружающей среды является серьезным препятствием для экономического развития. Указывалось  на то, что пренебрежение к экологическим  проблемам нельзя оправдать необходимостью решать другие, кажущиеся более неотложными  задачи.

Таким образом, концепция устойчивого  развития появилась в результате объединения трех основных точек  зрения: экономической, социальной и  экологической. В соответствии с  этим часто говорят о трех целях  устойчивого развития: экологической  целостности, экоэффективности и экосправедливости.

 

1.4 Экологическая составляющая концепции устойчивого развития

 

С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать стабильность биологических и физических систем. Особое значение имеет жизнеспособность локальных экосистем, от которых  зависит глобальная стабильность всей биосферы в целом. Более того, понятие  природных систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в  них созданную человеком среду, такую, например, как города. Основное внимание уделяется сохранению способностей таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором "идеальном" статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение  окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность  экологических систем к самовосстановлению.

Концепцию устойчивого развития следует  отличать и от "экстремистских" эколого-экономических концепций, в  частности от различных концепций экотопии-теории всяческого ограничения экономического развития. Основные направления концепции экотопии - возврат к природе, биологическое и культурное разнообразие, простые технологии, полный отказ от научно-технического прогресса. Выбор такого типа экономического развития, несомненно, скажется на понижении жизненных стандартов общества, поэтому он представляется малореальным. В то же время современные западные стандарты качества жизни и потребления просто невозможно распространить на все человечество.

Сохранение биосферы, таким образом, не может являться самоцелью устойчивого  развития. Его цель - выживание человека как биологического вида. В то же время все большее число людей  осознает, что само дальнейшее существование  человечества будет невозможным, если деградация природной среды его  обитания превысит некоторый, пока неизвестный, а возможно, и принципиально неустановимый, критический уровень.

Осуществляемое в гармонии с  окружающей средой развитие может способствовать как удовлетворению целого ряда насущных потребностей людей, так и укреплению собственной основы развития. Давно  замечена очевидная взаимосвязь  между продуманностью действий в  отношении окружающей среды и  уровнем местного производства продовольствия. Это говорит о принципиальной возможности практической реализации концепции устойчивого развития. В самом деле, если биосфера Земли  •существует сотни миллионов  лет, несмотря на все космические  катаклизмы, подчас весьма разрушительные, почему не должна быть возможна стабильная экономическая система, основанная на тех же самых принципах, т.е. "устойчивая"?

Таким образом, Работу над созданием концепции устойчивого развития нельзя считать завершенной. Определенный отпечаток накладывает и то, что основополагающий документ по устойчивому развитию был создан в результате длительного поиска компромиссов между людьми самых различных взглядов и убеждений.

На сегодняшний день не существует даже общепризнанного определения  устойчивого развития. Особенно часто  подчеркивается сложность практического  применения концепции устойчивого  развития.

Тем не менее, практической реализации концепции устойчивого развития в мире уделяется все возрастающее внимание. Этим вопросам была посвящена  Конференция ООН по окружающей среде  и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). На ней  международным сообществом был  принят программный документ по реализации концепции устойчивого развития. Вопросам реализации этой программы  была посвящена Специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН (23-27 июня 1997 года). Свои программы перехода к устойчивому развитию имеют многие страны мира. В Российской Федерации Концепция перехода к устойчивому развитию была принята в 1996 году. Значительное внимание вопросам практической реализации концепции устойчивого развития в последнее время уделяют многие международные организации, прежде всего ООН и Всемирный банк.

 

 

 

2 Особо охраняемые природные территории

 

2.1 Современная система государственных природных заповедников и национальных парков России

 

Существующая  в России система государственных  природных заповедников и национальных парков формировалась свыше 85 лет и включает:

- 100 государственных  природных заповедников общей  площадью 33,5 млн. га;

- 35 национальных  парков площадью 7 млн. га;

- 68 федеральных  заказников РФ.

В соответствии с действующим законодательством  государственные природные заповедники  и национальные парки имеют статус природоохранных, научно-исследовательских  и эколого-просветительских учреждений, в которых трудятся свыше 8 тысяч  штатных работников. Все 35 национальных парков и 95 (из 100) государственных природных  заповедников находятся в ведении  и управлении Министерства природных  ресурсов Российской Федерации, 4 заповедника  функционируют в системе Российской Академии наук, 1 заповедник - в системе  Министерства образования Российской Федерации

Отечественная система заповедников и национальных парков имеет международное признание: 27 российских заповедников и 3 национальных парка имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО, 9 заповедников и 5 национальных парков находятся под  юрисдикцией международной Конвенции  о сохранении всемирного культурного  и природного наследия, 12 заповедников и 1 национальный парк - под юрисдикцией  международной Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное  значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы, 3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий.

 

2.2 Особо охраняемые природные территории

 

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся  к объектам общенационального достояния  и представляют собой участки  земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются  природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное  и оздоровительное значение, которые  изъяты решениями органов государственной  власти полностью или частично из хозяйственного использования и  для которых установлен режим  особой охраны.

С учетом особенностей режима и статуса, находящихся  на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории  указанных территорий:

- государственные  природные заповедники, в том  числе биосферные;

- национальные  парки; 

- природные  парки; 

- государственные  природные заказники; 

- памятники  природы; 

- дендрологические  парки и ботанические сады;

- лечебно-оздоровительные  местности и курорты.

Первые  две группы из вышеперечисленных  территорий представляют особую значимость для охраны природы нашей страны.

Правительство Российской Федерации, соответствующие  органы исполнительной власти субъектов  Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории  ООПТ.

Дендрологические  парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное пользование либо паркам, либо научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся.

Дендрологические  парки и ботанические сады могут  быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями  исполнительных органов государственной  власти Российской Федерации или  представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.

Одной из основных проблем ботанических садов  и дендропарков является сохранение территориальной целостности. Территории садов и парков часто представляются весьма привлекательными для реализации различных проектов, таких, как создание рекреационных объектов, строительство  спортивных площадок, коттеджей, автостоянок, прокладка автострад и т.п.

Для решения  проблем ботанических садов и  дендрологических парков требуется, в  первую очередь, укрепление законодательной  базы. Необходимо более четкое определение  их юридического статуса и установление жестких штрафных санкций за использование  соответствующих территорий в целях, противоречащих их прямому назначению. Необходимо также принять меры по улучшению бюджетного финансирования, что позволило бы решить острые хозяйственные  проблемы, а освободившиеся ресурсы  использовать для развития научной  и природоохранной деятельности.

В целях  защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных  воздействий на прилегающих к  ним участках земли и водного  пространства могут создаваться  охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

ООПТ  могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных  органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении  органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных  образований и находятся в  ведении органов местного самоуправления.

ООПТ  неоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. В иерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать от разрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные его структурные части.

 

2.2.1 Государственные природные заповедники

 

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов  и явлений, генетического фонда  растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ  растений и животных, типичных и  уникальных экологических систем. Эти  заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной  охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На территории заповедников полностью изымаются  из хозяйственного использования, особо  охраняемые природные комплексы  и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной  среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического  фонда растительного и животного  мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование  последних на правах, предусмотренных  федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие  или иное прекращение прав на земельные  участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью  изымаются из оборота.

Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

На территории заповедника запрещается любая  деятельность, противоречащая задачам  заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в  положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых  организмов в целях их акклиматизации.

На территориях  заповедников допускаются мероприятия  и деятельность, направленные на:

- сохранение  в естественном состоянии природных  комплексов, восстановление и предотвращение  изменений природных комплексов  и их компонентов в результате  антропогенного воздействия; 

Информация о работе Концепция коэволюционного и устойчивого развития