Концепция коэволюционного и устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:08, контрольная работа

Описание работы

Экология в ХХ веке воспринималась как наука о безопасности «освоения» природы, что остановило её развитие. Экологии (oicos - жилище) - это науки о среде обитания, о естественных природных связях, о системной структуре мира и единстве законов организации систем. По определению родоначальника науки Э. Геккеля (1866) «экология - это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Концепция коэволюционного и устойчивого развития. Роль экологии во взаимоотношениях человека общества и природы……………………………5
1.1 Предыстория возникновения концепции устойчвого развития. Развитие или рост……………….5
1.2 Принципы устойчивого развития………………………………………….8
1.3 Три точки зрения, объединяемые в концепции устойчивого развития…9
1.4 Экологическая составляющая концепции устойчивого развития………10
2. Особо охраняемые природные территории……………………………….13
2.1 Современная система государственных природных
заповедников и национальных парков России ……………………………..13
2.2 Особо охраняемые природные территории ……………………………14
2.2.1 Государственные природные заповедники …………………………..16
2.2.2 Биосферные резерваты …………………………………………………18
2.2.3 Национальные парки……………………………………………………18
2.2.4 Природные парки регионального значения…………………………..22
2.2.5 Государственные природные заказники………………………………22
2.2.6 Памятники природы…………………………………………………….23
3. Оценка воздействия отходов производства на окружающую среду…...26
3.1 Воздействие промышленности на окружающую среду………………..27
3.2 Металлургический комплекс……………………………………………..28
3.3 Черная металлургия………………………………………………………29
3.4 Цветная металлургия……………………………………………………..31
3.5 Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами………………33
3.6 Классификация твердых отходов черной металлургии………………36
3.7 Перспективы развития……………………………………………………37
Список использованной литературы………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Экология_Л=.docx

— 66.93 Кб (Скачать файл)

- поддержание  условий, обеспечивающих санитарную  и противопожарную безопасность;

- предотвращение  условий, способных вызвать стихийные  бедствия, угрожающие жизни людей  и населенным пунктам; 

- осуществление  экологического мониторинга; 

- выполнение  научно-исследовательских задач; 

- ведение  эколого-просветительской работы;

- осуществление  контрольно-надзорных функций.

 

 

2.2.2 Биосферные резерваты

 

Статус  государственных природных биосферных заповедников имеют государственные  природные заповедники, которые  входят в международную систему  соответствующих резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

К территориям  биосферных заповедников в целях  проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования  и внедрения методов рационального  природопользования, не разрушающих  окружающую природную среду и  не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе  с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Конкретный  режим особой охраны территории биосферного  полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении  которых находятся биосферные заповедники.

 

2.2.3 Национальные парки

 

Национальные  парки являются природоохранными, эколого-просветительскими  и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые  предназначены для использования  в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и  для регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование  паркам на правах, предусмотренных  федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную  охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

За рубежом  национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых  парков насчитывает более ста  лет.

В Российской Федерации национальные парки стали  создаваться лишь с 1983 г. и явились новой для России формой территориальной охраны природы. Идея их создания связана с совмещением широкого спектра задач: охраной природного и культурного наследия, организацией туризма, поиском путей устойчивого развития территории. Новая форма охраняемых территорий позволяет сберечь как уникальные природные комплексы, так и объекты историко-культурного значения. В то же время национальные парки предусматривают возможность посещения их большим количеством людей, ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, отдыха в живописных ландшафтах.

На территориях  национальных парков устанавливается  дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях парков можно выделить функциональные различные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природных заповедников. Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией парка.

Основную  часть территории парков занимают земли, которые предоставляются им для  управления и осуществления основной деятельности. Другие территории входят в границы парков, как правило, без изъятия их из хозяйственного использования. Обычно именно на этих землях находятся памятники культуры и истории, составляющие единое целое  с окружающими природными комплексами. B настоящее время из всех национальных парков в составе примерно 20 имеются  земельные участки других собственников, владельцев и пользователей. Доля таких  земель в ряде парков исключительно  высока.

Природные ресурсы национальных парков исключительно  богаты и разнообразны. Природные  комплексы, например, Сочинского национального  парка включают до 1,5 тыс. видов сосудистых растений. В каждом парке охраняется до 200 видов птиц и до 50 видов млекопитающих. Особое место в системе национальных парков занимают те, в которых под  охрану поставлены многочисленные памятники  культуры и истории. Это "Русский  Север", где находятся всемирно известные Кирилло-Белозерский и  Ферапонтов монастыри, "Кенозерский", где велика концентрация памятников деревянного русского зодчества, Переславский природно-исторический и др.

В парке "Самарская Лука" находится  одно из крупнейших поселений Волжской Болгарии (IХ-ХIII вв.) - Муромский городок, в "Сочинском" - около 150 памятников каменного и бронзового веков, в "Нижней Каме" - свыше 80 археологических памятников, связанных со стоянками древнего человека. В национальном парке "Кенозерский" сосредоточены 12 деревянных церквей, 50 часовен, 18 памятников жилой архитектуры. В парке "Водлозерский" расположен уникальный памятник деревянного зодчества XVIII в. - Ильинский погост.

С учетом природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков в  них могут быть выделены функциональные различные зоны, в том числе:

- заповедная, в пределах которой запрещены  любая хозяйственная деятельность  и рекреационное использование  территории;

- особо  охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории, которой допускается строго регулируемое посещение;

- познавательного  туризма, предназначенная для  организации экологического просвещения  и ознакомления с достопримечательными  объектами парка; 

- рекреационная, предназначенная для отдыха;

-охраны  историко-культурных объектов, в  пределах которой обеспечиваются  условия для их сохранения;

- обслуживания  посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

- хозяйственного  назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.

В пределах заповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующий  режиму охраны заповедников. В границах рекреационной зоны национального  парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

 

2.2.4 Природные парки регионального значения

 

Природные парки регионального значения - относительно новая категория ООПТ России. Они  являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении  субъектов Федерации, территории которых  включают природные комплексы и  объекты, имеющие значительную экологическую  и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных  целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также  собственников.

В настоящее  время в число ООПТ, имеющих  статус природных парков, в России включается 30 территорий.

 

2.2.5 Государственные природные заказники

 

Государственными  природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания  экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так  и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных  участков.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального  значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены  для сохранения и восстановления природных комплексов - сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных; палеонтологические - сохранения ископаемых объектов; гидрологические - сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических  систем; геологические - сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения, находящиеся в введении Министерства сельского хозяйства России - Аграханский, Алтачейский, Баджальский, Баировский, Барсовый, Белозерский, Буркальский, Васпухольский, Воронежский, Даутский, Елизаровский, Ингушский, Канозерский, Кижский, Кирзинский, Клетнянский, Клязьминский, Куноватский, Курганский, Лебединый, Меклетинский, Мурманский тундровый, Муромский, Мшинское болото, Надымский, Ненецкий, Нижне-Обский, Олонецкий, Ольджиканский, Орловский, Приазовский, Пуринский, Ремдовский, Рязанский, Самурский, Саратовский, Сарпинский, Сийский, Советский, Сочинский, Старокулаткинский, Степной, Сурский, Тляратинский, Томский, Тофоларский, Туломский, Тумнинский, Тюменский, Удыль, Фролихинский, Харбинский, Хехцирский, Хингано-Архаринский, Цимлянский, Ярославский;

Государственные природные заказники федерального значения, находящиеся в введении Министерства природных ресурсов России - Верхне-Кондинский, Елогуйский, Земля Франца Иосифа, Кабанский, Каменная степь, Малые Курилы, Североземельский, Сумароковский, Цасучейский бор, Цейский, Южно-Камчатский.

 

2.2.6 Памятники природы

 

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные  комплексы, а также объекты естественного  и искусственного происхождения.

Памятниками природы могут быть объявлены  участки суши и водного пространства, а также одиночные природные  объекты, в том числе:

- участки  живописных местностей;

- эталонные  участки нетронутой природы; 

- участки  с преобладанием культурного  ландшафта; 

- места  произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких  и исчезающих видов растений  и животных;

- лесные  массивы и участки леса, особо  ценные по своим характеристикам,  а также образцы выдающихся  достижений лесохозяйственной науки  и практики;

-природные  объекты, играющие важную роль  в поддержании гидрологического  режима;

- уникальные  формы рельефа и связанные  с ним природные; 

- геологические  обнажения, имеющие особую научную  ценность;

- геолого-географические  полигоны, в том числе классические  участки с особо выразительными  следами сейсмических явлений,  а также обнажения разрывных  и складчатых нарушений залегания  горных пород; 

- местонахождения  редких или особо ценных палеонтологических  объектов;

- участки  рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий,  небольшие реки с поймами, озера,  водохранилища и пруды; 

- природные  гидроминеральные комплексы, термальные  и минеральные водные источники,  месторождения лечебных грязей;

- береговые  объекты; 

- отдельные  объекты живой и неживой природы.

Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

Как и  заказники, эта категория ООПТ наиболее распространена на региональном уровне. Госконтроль за функционированием  более 7,5 тыс. памятников природы регионального  значения осуществляли территориальные  органы МПР России, Госкомэкологии России, Рослесхоза.

Таким образом, в развитии системы особо охраняемых природных территорий много проблем. Причина этих проблем заключается в незнании и непонимании соответствующими должностными лицами в регионах истинного значения, задач и специфики заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий и, одновременно, природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений.

Значимость  и польза для регионов, отдельных  людей и природы в создании заповедников и национальных парков очевидны. Для регионов – это  выгодное вложение в инфраструктуру. А позитивная их деятельность позволит максимально использовать в интересах  региона свой природоохранный, рекреационный, научный и интеллектуальный потенциал.

Особо охраняемые природные территории предназначены  для сохранения природной чистоты, не тронутой человеком, для сохранения уникальных элементов живой природы. Такие территории позволяют человечеству сохранить памятники культуры и  древности, прикоснуться к истории  нашей планеты. А эстетическое значение таких территорий неоценимо!

И только когда мы осознаем достоинства и  значимость национальных парков, заповедников и биосферных резерватов, мы сумеем достойно ими пользоваться без причинения ущерба для их профильных природоохранных  задач.

Информация о работе Концепция коэволюционного и устойчивого развития