Концепция устойчивого развития человеческого общества в контексте экологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:18, реферат

Описание работы

Человечество вступило в новую эру своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания становится соизмеримой с могучими силами природы. Сказанное означает, что перед всеми, кто ответствен за научно-технический прогресс и, еще более, за использование его достижений с практическими целями, встало объективное требование: учитывать уязвимость природной среды, не допускать превышения ее «пределов прочности», глубже вникать в суть свойственных ей сложных и взаимосвязанных явлений, не вступать в противоречие с естественными закономерностями, дабы не вызвать необратимых процессов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....3
Термин «устойчивое развитие»………………………………………...4
Международная конференция ООН по 1992года…………………......7
Переход биосферы в ноосферу…………………...…………………….8
Заключение ………………………………..…………………………….9
Литература ……..…

Файлы: 1 файл

к реферату.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

                   В этих условиях позиция Римского клуба и в особенности его концепция "устойчивого развития", безусловно, является оптимистической, ибо  открывает перспективу для человеческой цивилизации, всех народов планеты без исключения. 

 

Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь, 1992г.).

 

Основополагающие ориентиры предлагаемой парадигмы развития: баланс социальной, экономической и экологической составляющих. Именно из этого исходили участники Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь, 1992г.). На конференции была принята программа, ориентированная на подготовку мирового сообщества к решению тех проблем, с которыми наша цивилизация столкнулась, вступая в XXIв. Эта программа общим объемом 560 страниц, содержит 40 глав, сгруппированных в 4 раздела, причем каждая глава охватывает одну или несколько сопряженных программных областей.

     Так,  в разделе "Социальные и экономические аспекты" содержатся следующие направления:

 международное сотрудничество в целях ускорения достижения устойчивого развития в развивающихся странах и соответствующая национальная политика; 
 борьба с нищетой; 
 изменение структур потребления; 
 охрана и укрепление здоровья человека; 
 учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решений и др.

     Провозглашенные в Рио-де-Жанейро принципы подчеркивают неразрывность всех аспектов будущего развития – социального, экономического, экологического и духовного. Погоня за максимальной прибылью – фундамент нынешних рыночных экономик – не может рассматриваться далее как главная движущая сила развития общества.

    

 

 Таким образом, концепция устойчивого развития возникла как новая парадигма глобального развития жизни человеческого сообщества и его культуры в том числе. И, в сущности, является альтернативной по отношению к современной буржуазной цивилизации. Однако за ее реализацию предстоит еще длительная и непростая борьба ученых, политических деятелей, всей мировой общественности. Однако и эта концепция еще не панацея. Она сама требует углубления и доработки. Российские ученые, в том числе академики В.А. Коптюг, Н.Н. Моисеев и многие другие уже сделали немало в этом направлении, внесли существенные коррективы в ее содержание.

     Взгляд академика РАН Н.Н.Моисеева на будущее цивилизации: 
     "…Человечество стоит перед беспрецедентной проблемой выработки СТРАТЕГИИ своего выживания на планете. Это СТРАТЕГИЯ перехода к эпохе ноосферы, т.е. к реализации условий коэволюции Природы и общества. 
     …СТРАТЕГИЯ будет касаться всех сфер жизни людей – технического развития, культуры, образования, формирования высокой нравственности. …Выбор…пути потребует новых знаний и не столько в области естественных наук, сколько в гуманитарной сфере.  …Будущее зависеть, главным образом, от того, как с помощью новых знаний о Природе и обществе будет происходить выработка новых парадигм существования и коллективной воли для их реализации. И самое главное – должна быть изменена шкала ценностей – переход от общества потребления к "обществу творчества", как я бы назвал еще по-другому, к "экологическому социализму".


    

Переход биосферы в ноосферу

 Содержание понятия "Экологический социализм" попытался расшифровать доктор технических наук, крупнейший специалист в области теории устойчивого развития А.Федотов.Основываясь на взглядах выдающихся отечественных ученых – академиков В.И. Вернадского, Б.С.Соколова, он развивает мысль о переходе биосферы в ноосферу.        Биосфера – это пространственно-временная сфера развертывания геобиоисторического процесса от начал во Вселенной и образования Земли и далее – до экспансии единственного из многочисленных видов – человека, который приобрел разум и начал разрушать стихийно сложенный сотнями миллионов лет баланс движения живого и косного (неживого) вещества и энергии. Такая обобщенная формула биосферы в известной мере определяет, в частности, суть учения Вернадского о биосфере с позиций сегодняшнего дня.

                   Для настоящего исторического момента, когда человечество реально вступило в эпоху глобальной катастрофы, особенно полезно поразмыслить над идеями Вернадского, Соколова, Моисеева, Коптюга, Федотова, в особенности о переходе биосферы в ноосферу. И здесь очень важно понять две мысли В.И.Вернадского:

 Мысль первая: человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед его сознанием и трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера". 
 Мысль вторая: геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик, и ее строение, - ноосферы. Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.

 

        Мысли В.И.Вернадского станут более понятными, если проанализировать его представление о допустимой степени воздействия человечества на биосферу. В своей книге "Научная мысль как планетное явление" Вернадский размышляет о возможной численности людей, заселяющих биосферу Земли. Он пишет, что некоторые ученые (в частности, Г.Ф.Николаи) считали возможным пропитать на Земле 22,5 млрд. человек. Если же использовать новые источники энергии, то Земля (по Николаи) могла бы быть заселена – 3•10 (это соответствует фантастической плотности населения в 230 человек на квадратный метр!). Сам Вернадский добавлял, что при использовании энергии, связанный с атомным ядром, эти числа "должны быть сильно увеличены".

     Таким образом, процесс перехода биосферы в ноосферу надо понимать как процесс интенсивнейшего развития человеческого разума, процесс который должен привести к созданию на Земле с ограниченными возможностями научно-организованного, управляемого, жизнеспособного мироустройства. Это и будет означать наступление ноосферной эры.

                   Иначе говоря, у человечества вырисовываются реальные оптимистические перспективы:

 саморазрушение мира, безусловно, можно остановить, введя управление мировой системой. Первый, наиболее эффективный элемент управления – рента со стран за пользование биосферой; 
 цивилизация на планете, безусловно, может сохраниться, если человечество сумеет заменить общество потребления системой экологического социализма, т.е. управляемого, планового, с общественной собственностью на основные средства производства, установит равновесное, гармоничное взаимодействие человечества и биосферы с соответствующим индексом устойчивости, а также гармоничное единство материального и духовного начал в культуре.

     Но это может произойти только на основе самой культуры, востребованности ее удивительной способности сплачивать и поднимать людей на, казалось бы, неразрешимые задачи. Когда-то, миллионы и миллионы лет тому назад, в начале антропогенеза, именно культура "создавала человека", а человек – культуру. Сегодня, т.е. в начале III-го тысячелетия культура способна указать путь человечеству по преодолению современного глобального кризиса. А для этого человечество, западная цивилизация, в первую очередь, должны востребовать тот гуманистический, интеллектуальный нравственный потенциал, который заложен в ней во все предыдущие эпохи, апробирован самой историей.

 

 

И так, заключение.

Мировое сообщество призвано закрепить и развить все те позитивные тенденции, которые проявились в ХХ столетии, а именно:

 развитие гуманизма, как универсального феномена, адресованного не избранным, элитарным слоям ("золотому миллиарду"), а всему человечеству, каждому человеку; 
 использование науки как общемирового явления и обеспечение на деле интеграции и интернационализации как хозяйственно-экономических, так и социальных, политических, межгосударственных связей, что в конечном итоге должно привести к новому социокультурному устройству на планете; 
 усиление взаимодействия и взаимообогащения национальных культур за счет интенсификации коммуникационных, научно-технических, экономических, духовных связей, что приведет к созданию таких условий, когда на планете по имени Земля смогут счастливо жить все народы, все люди.    

 

             

 

 

 

Литература

 

1. Сапрыкин, В.А. «Кризис буржуазной культуры ХХ века: проблема выбора человечества» Научно-методический материал

 

2. Мамедов, Н. М. (отв. ред.) 2002. «Введение в теорию устойчивого развития». М.



Информация о работе Концепция устойчивого развития человеческого общества в контексте экологических проблем