Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

1. Воспитательно-образовательное значение уголка природы в учреждении дошкольного образования
2. Постоянные и временные обитатели уголка природы
3. Принципы подбора и размещения в уголке природы
4. Особенности организации уголка природы в разных возрастных группах
5. Организация и руководство циклическими наблюдениями в уголке природы
6. Формы организации труда в уголке природы
Вывод.

Файлы: 1 файл

контрольная природа.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

1. Воспитательно-образовательное  значение уголка природы в  учреждении дошкольного образования

 

 

Воспитательно-образовательное  значение уголка природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений. [9, с.3]

В дошкольном учреждении ребят  знакомят с природой, происходящими  в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Для того, чтобы  сформировать позитивное отношение к природе в группах организованы уголки природы, где ребята могут наблюдать и ухаживать за различными животными, наблюдать за ростом растений, участвовать в различных опытах и экспериментах, развивать свою наблюдательность и научиться делать выводы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы.

Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.

Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

Обитателей уголка природы  дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. [4]

В уголке природы дошкольники  могут в течение всего дня  подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются  конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.

Во время работы в уголке природы у детей дошкольного  возраста развиваются следующие  познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят, запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Таким образом, уголок природы  имеет большое воспитательно-образовательное  значения для развития детей. Он знакомит детей с миром природы, прививает  любовь к природе. Дети учатся любить, бережно относится, ухаживать за обитателями уголка природы.

 

 

3. Принципы подбора и размещения в уголке природы

 

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. Пополнять уголок природы нужно постепенно, чтобы дети могли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за некоторыми из них. При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям и животным, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место в уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6.Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.[6]

Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.

Таким образом, размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи. А объекты следует размещать таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

 

 

2. Постоянные и временные обитатели уголка природы

 

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), врменные вносятся на короткое время.

Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения, аквариум с рыбками, птицы, кролик, морская свинка, хомячок.

Минимальный состав уголка природы - комнатные растения и аквариум с водными обитателями.[7]

Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.).

Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).

Желательными обитателями уголка природы являются птицы. Постоянные жители уголка природы — канарейки и волнистые попугайчики.

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную или сухопутную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.

 

 

4. Особенности  организации уголка природы в разных возрастных группах

 

Группа «Малыши»

    • При подборе обитателей уголка природы учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
    • В уголок природы помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие.

 

Группа «Почемучки»

У детей среднего возраста формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями.

Поэтому в уголке природы должны быть:

    • Комнатные растения с разной формой листьев
    • Комнатные растения с разной величиной листье
    • Комнатные растения с сочными листьями (алоэ, агава)
    • Всего комнатных растений 6-8 видов.
    • Аквариум

В состав уголка природы средней группы кроме  аквариума и растений можно включить декоративную птицу и морскую  свинку, что позволит детям увидеть  разнообразие животного мира и способов ухода за живыми существами.[7]

 

Группа «Фантазеры»

С детьми старшего дошкольного возраста продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте). Детей знакомят с некоторыми способами вегетативного размножения растений, в частности стеблевыми черенками.

Поэтому в уголке природы должны быть:

    • Растения с разнообразными листьями.
    • Растения с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей).
    • Растения  имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д.
    • Аквариум, в котором содержаться теплолюбивые живородящие и икромечущие рыбы – гуппи, меченосцы, скалярии и др.
    • Птицы – канарейка, волнистые попугайчики.
    • Черепаха.
    • Морская свинка, хомячок, еж, белка.

 

5. Организация  и руководство циклическими наблюдениями  в уголке природы

 

Среди разнообразных  методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.[7]

Наблюдения с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них лучше всего проводить в форме циклов.

Цикл - это ряд  взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка  детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни.[7]

Циклические наблюдения имеют ряд достоинств:

    • Весь объем знаний распределяется на «порции», постепенное и более надежное усвоение знаний
    • Протяженность во времени, наблюдения распределяются одно за другим на достаточно длительный срок
    • Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении длительного времени формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему
    • Проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

 

Цикл  наблюдения за хомяком для детей старшей группы

 

Наблюдение 1. «Знакомьтесь, дети, я — хомяк».

 

Цель: вызвать  у детей эмоциональное отношение  к зверьку, желание наблюдать  за ним.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"