Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Загрязнение природной среды производят количественные и качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия. Сложившаяся в настоящее время система образования включает недостаточный объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Содержание работы

Введение
1. Сущность экологической культуры
2. Нарушение экологического равновесия
3. Экологическое воспитание в процессе образования
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 42.68 Кб (Скачать файл)

Общество всегда, так или иначе, реагировало на изменения природных  условий и факторов: оно не только поменяло местоположение, но и вырабатывало новые формы экологической культуры, изобрело новые технологии и т.д. И что особенно важно – люди вырабатывали новые формы взаимоотношения  с природой и между собой. Общество формировало культуру и нравственность, необходимые для сохранения своего стабильного существования. Процессы взаимной адаптации природы и  общества шли веками, составляющие порой целые эпохи. Данная адаптация  носила взаимообусловленный характер, ибо общество подстраивало себя к  окружающей природе под свои нужды.

Зависимость судеб человека от природных  условий и факторов на протяжении всей истории воспринималась им как  проявление каких-то высших сил. Его  реакция на изменения характеристик  окружающей среды нашли стихийный  характер.

Изучение диалектической взаимосвязи  общества и природы и влияние  последней на социально-экономическое  и культурное развитие, является давней традицией в истории философской  мысли.

Если бы рассуждения Платона  шли от частного к общему, он мог  бы прийти к выводу, что именно люди изменили облик той земли, на которой  они поселились.

Процессы деградационных изменений окружающей среды находят разнообразное отражение в сознании людей того времени: во-первых, в конкретном познании отдельных негативных экологических процессов и приобретений соответствующего опыта их преодоления; во-вторых, в попытках философского осмысления проблем, вытекающих из противоречивого процесса взаимодействия общества с природной средой.

Взгляды на отношения человека и  природы содержат и все религиозные  учения. Так, согласно Библии, Бог создал человека по своему замыслу и определил  ему господствовать над его (божьим) творением. Христианство утверждало догму, что человек - божий избранник. По мнению католической, церкви, нельзя согласиться  с тем, что все вещи, сотворенные  Богом, имеют сродство с духом  и ценны сами по себе, а не по их пользе для человека. Великие религии  Азии (индуизм и буддизм) имели  целью стереть чувства (ощущения) на границе между человеком и  остальной частью природы. Человек  открыл нирвану – полное блаженство – в отрицании желаний, в утверждении  своей личности, в единстве с общим  духом, окружающим всю природу.

Быстрое развитие производства сопровождалось все чаще нарушением экологического равновесия в природной среде, начинает выражаться в понимании природы  как некоего поставщика, необходимого для удовлетворения потребностей человека и его желаний без ограничений. Поэтому в период развития индустриализации и урбанизации появилось больше тяжелых последствий для существования  человека: начинаются деформация и  разорение природной среды.

Но вместе с деградацией природной  среды постепенно росло и сознание необходимости согласовывать экономическое  развитие с экологическими возможностями  среды человека и предусматривать  соответствующие меры.

В современных условиях природная  детерминация становится по существу детерминацией экологической, ибо  речь идет о последствиях природно-социального  взаимодействия. Зависимость человека от природных факторов многократно  возросло, ибо экспоненциально растущее воздействие на природу меняет саму природу, а значит, и условия жизни  людей. Это дает основание говорить об экологизация какой-то сферы общественной жизни как системе непосредственного (природные бедствия, катаклизмы) и опосредованного влияния природных факторов на различные ее стороны: экологическое и экономическое сознание, культуру, деятельность.

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро  встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному  экологическому кризису. Все мы прекрасно  видим, что многие территории по причине  хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось  на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из–за неразумного  отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной  человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема "правильного" восприятие природы, равно как и "экологической культуры" входит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут "бить тревогу", тем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и  корректировать свои цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает  природа, тем быстрее можно будет  перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экологической. Одним из первых, кто подошел к  проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И.Вернадский; он впервые серьезнейшим образом проработал термин "биосфера", занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Сущность культурологического  подхода к исследованию экологических  проблем на современном этапе  может быть осмыслена при условии  интерпретации природы как ценности культуры.

Опираясь на определение культуры, как совокупности материальных и  духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности обеспечивающих прогресс человечества, ученые функцию  экологической культуры видят в  обеспечении соответствия социальной деятельности требованиям жизнепригодности природной среды.

Система ценностей современной  культуры включает в себя природу, и  это получает образное отражение  в ряде экологических принципов: благоговение перед жизнью (А. Швейцер) этики земли (О. Леопольд) природа знает лучше (Б. Коммонер), сотворчество человека с природой (В.Б. Согава), идея коэволюции человечества и природы (Н.Н. Моисеев).

Обществу становится необходимым, по выражению Н.Н.Моисеева своеобразный экологический императив как  совокупность условий и запретов, выполнение которых обеспечит выживание  человека, дальнейший прогресс человечества и его совместную эволюцию с природой.

Данный экологический императив  возникает во многом благодаря такому социальному институту, как образование. Именно в процессе образовательной  деятельности происходит познание объективных  закономерностей развития системы " природа-человек".

Таким образом, поскольку человек  – часть природы его жизнь  неразрывно связана с окружающей средой. Посредством народной педагогики воспитывается здоровое отношение  ко всему, что окружает человека от рождения до смерти.

2. Нарушение экологического  равновесия

Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что существует единое мнение о том, что основными формами  являются:

· нерациональная эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов (источников сырья и энергии), сопровождаемая опасностью быстро исчерпаться;

· загрязнение биосферы вредными отходами;

· большая концентрация хозяйственных  объектов и урбанизация, оскудение  природных пейзажей и сокращение свободных территорий для отдыха и лечения.

Основными причинами этих форм выражения  экологического кризиса являются быстрый  экономический рост и форсированная  индустриализация, приводящая к урбанизации.

Быстрый экономический рост, основанный на развитии производительных сил, обеспечивает и их дальнейшее развитие, улучшение  условий труда, уменьшение бедности и увеличение общественного богатства, подъем культурного и материального богатства общества и увеличение средней продолжительности жизни.

Но в то же время следствием ускоренного  экономического роста является деградация природы, т.е. нарушением экологического равновесия. С ускорением хозяйственного развития убыстряется экономическое  освоение природы, интенсифицируется  использование природных материалов и всех ресурсов. С экспоненциальным ростом производства растут и все  производственные ресурсы, растет использование  капитала, растрата сырья и энергии  и твердых веществ и отходов, которые все более интенсивно загрязняют окружающую среду так, что  загрязнение природы происходит по экспоненциальной кривой.

Последствия урбанизированного экономического роста для природной среды  бывают многоплановые, прежде всего  более интенсивное использование  природных ресурсов, в первую очередь  невосполнимых, ставит нас перед  опасностью их полной выработки. В то же время с ростом эксплуатации природных  ресурсов увеличивается количество отходов, вносимых в природу. Огромные растраты сырья и энергии, сопровождающие индустриальное развитие, направляют современную технологию и быстрый  поиск природных ресурсов. А производство вторичных продуктов увеличивает массу и число новых веществ, которых нет в природе и которые не имеют природных ассимиляторах, таким образом, в экзосфере появляется все больше материалов, ей не присущих и которые она не может переработать или употребить в своих жизненных процессах. Можно свободно согласиться с тем, что специфичность современной экологической ситуации вытекает как из увеличивающегося воздействия человека на природу, так и из качественных изменений, вызываемых количественным ростом производительных сил в мире. И первый и второй моменты опираются на современный научно-технический прогресс, господствующую технику производства, которые преимущественно создаются развитыми капиталистическими странами. Развитие техники и технологии, прежде всего, ориентировано на одностороннюю эксплуатацию природных источников, а не на их обновление и расширенное воспроизводство, это ведет к ускоренной выработке редких невозобновляемых ресурсов.

Эти относительно стремительные перемены отличаются от ритма природных процессов, где мутации происходят в довольно большие временные промежутки.

Это несоответствие между эволюционным ходом природных макропроцессов и изменениями в результате деятельности людей в отдельных компонентах  природной системы создает значительные нарушения в природной среде  и является одним из факторов настоящего экологического кризиса в мире.

Деградация природной среды  и вытекающие из нее экологические  нарушения не являются продуктом  только технологического развития и  выражением временных и случайных  нарушений. Напротив, деградация природной  среды представляет собой показатель глубочайшей индустриальной цивилизации  и сверхинтенсивного способа  производства. Поскольку индустриальная система капитализма сильно увеличивает  возможности производства и власть над природной, то она содержит и семена систематического распыления человеческих и природных сил.

В экономике, ставящей своей целью  максимальное увеличение прибыли, существует комбинация факторов: природных источников (воздух, вода, минералы, которые были до сих пор бесплатными и для  которых не существовало замены); средств  производства, представляющих недвижимый капитал (которые изнашиваются и  которые нужно заменять более  мощными и эффективными), и рабочей  силы (которая также должна воспроизводиться).

Нарушение экологического равновесия в современном мире приняло такие  размеры, что произошло нарушение  равновесия между природными системами, необходимыми для жизни и промышленных, технологических и демографических  потребностей человечества. Признаками экологических проблем являются, проблема пищи, демографический взрыв, исчерпывание природных ресурсов (источников сырья и энергии) и загрязнение  воздуха и воды. Поэтому современный  человек находится, может быть, перед  самым тяжким испытанием за все время  своего развития: как преодолеть кризис человечества.

3. Экологическое воспитание  в процессе образования

Острота современных экологических  проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой  задачу воспитания молодого поколения  в духе бережного, ответственного отношения  к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения  к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным  ресурсам важное место принадлежит  школе, которую можно рассматривать  как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и  социальном окружении, знакомства его  с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного  и эстетического отношения к  миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших  факторов образования и воспитания учеников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни  человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства  и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Основу для становления и  развития ответственного отношения  к природе, формирование экологической  культуры составляет содержание учебных  предметов начальной школы, которые  несут некоторую информацию о  жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о  ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического  цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет  обогащать запас сенсорно-гармонических  впечатлений школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"