Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Загрязнение природной среды производят количественные и качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия. Сложившаяся в настоящее время система образования включает недостаточный объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Содержание работы

Введение
1. Сущность экологической культуры
2. Нарушение экологического равновесия
3. Экологическое воспитание в процессе образования
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 42.68 Кб (Скачать файл)

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в  жизни человека, разнообразии его  трудовой деятельности, о роли труда  в жизни человека и общества, содействуют  формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных  ресурсов.

Связи между живой и неживой  природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости  для жизни живых организмов. Связь  эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию  и приумножению природных богатств может выразиться в следующих  делах учащихся: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и  оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных  трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования  школьников, принадлежит понятие  человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных  природных условий и явлений. При изучении вопросов, связанных  с человеком, его здоровьем, отдыхом  и трудом, учащиеся подводятся к  мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные  условия, которые нужно сохранять  и умножать.

Содержание нравственных норм и  правил поведения человека в природном  окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы.

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое  освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней  человека, об экологических проблемах  и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая  экологические нормы и правила  поведения) и т.д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного  клуба по охране природы. Здесь имеются  все необходимые условия для  эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций  и оценочных суждений. Наиболее успешно  эта задача решается в процессе овладения  школьниками практическими умениями по изучению состояния природной  среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Задачей экологического образования  является овладение учащихся трудовыми  умениями по защите, уходу и улучшению  окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.

Таким образом, успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или  большей части педагогического  коллектива школы в организации  экологически направленной деятельности учащихся.

 

Выводы

С наступлением ХХI века педагогов  волнует вопрос: какой должна быть школа будущего, которой предстоит воспитывать и обучать подрастающее поколение? В связи с этим при выборе подходящей модели в экологическом образовании, очевидно, необходимо опираться на веками накопленный опыт. Активно внедряя в практику новые идеи, которые формируют экологически культурную личность, полезно использовать народную мудрость, заложенную в фольклоре, национальных традициях и обычаях. Народное творчество – неиссякаемый источник, неисчерпаемое богатство этнопедагогики, так как пословицы и поговорки, слова назидания, песни и сказки, скороговорки и загадки, колыбельные песни, ораторское искусство имеют огромное воспитательное и познавательное значение.

В условиях перехода современного общества к устойчивому развитию становится очевидным, что экологическое образование  должно быть нацелено на формирование экологического сознания, способа мышления, деятельности, ориентированной на гармонизацию состояния биосферы и отдельных  ее экосистем; экологической культуры, обеспечивающей развитие природосберегающих технологий, доминирование экогуманистических ценностей и идеалов, права человека на благоприятную окружающую среду и информацию о ней.

В итоге обучения учащимися должны быть усвоены этические нормы  отношений с живыми существами и  людьми: уважение, сочувствие, милосердие, помощь, сотрудничество; сформированы навыки экологической культуры, этические  оценки прекрасного и безобразного в отношении к живой природе  и человеку; выработаны практические умения по выращиванию растений и  уходу за домашними животными, ведению  простейших наблюдений за явлениями  природы. У школьников еще нет достаточных экологических знаний, поэтому важно уделить особое внимание сочетанию этнопедагогической и научной практической деятельности учащихся с целью воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

Именно средствами народной педагогики, на доступном учащимся уровне (через  пословицы и поговорки, сказки и  загадки, игры и игрушки, обычаи и  традиции) рассматриваются связи  между неживой и живой природой, между различными компонентами живой  природы (растениями, животными), между  природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Педагогическое этнокультурное наследие Украины, содержащее веками апробированные средства гармоничного существования  человека в социуме, природе, при  условии методологически грамотного и методически выверенного включения  в универсальное культурное пространство становится в наше время способом интеграции личности в мировое целое. Необходимость специального преломления  этнопедагогических знаний, в формировании экологической культуры, их изложения для учащихся назрела давно: традиционная культура воспитания всегда была "белым пятном" на мировом атласе педагогических знаний, в то время как нарастали насущные потребности в сборе, систематизации, каталогизации, описании и аналитическом рассмотрении основ народной педагогики.

Великий педагог Ян Амос Коменский считал необходимым воспитание у детей любви к людям и природе. Опыт человечества разнообразен и многообразен. Неиссякаемым источником является народная мудрость.

Осознание остроты экологической  ситуации в стране и в мире пробуждает у ученика чувство сопереживания  и ответственности за судьбу человечества и живой природы в целом. Личностный аспект экологической культуры характеризуется  проявлением высокого уровня целесообразности и нравственности поведения в  природной и социальной среде, прогнозированием различных видов деятельности в  природе, восприятия ее ценностей, как  одного из условий решения экологической  проблемы.

Таким образом, целенаправленное использование  всего потенциала народной мудрости в отношении окружающей природы  формирует экологически культурную личность.

 

Литература

1. Буламбаев Ж. К истории осмысления воздействия природного фактора на жизнедеятельность общества. //Поиск., №3 за 2001г., с. 234-241.

2. Букин. А.П. В дружбе  с людьми и природой. – М.: Просвещение,2005.

3. Василькова Ю.В., Василькова  Т.А. Социальная педагогика. –  М.: Высшая школа, 2008.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 2004.

5. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: "Феникс", 2006.

6. Лэндрет Г.Л.. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Высшая школа, 2006.

7. Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: "Инфра-М", 2004.

8. Михеева А.А. Зарница.  – Л.: Просвещение, 2007.

9. Петров К.М. Общая экология. – С-П.: Просвещение, 2008.

10. Под ред. Драча Г.Ц.  Культурология в вопросах и  ответах. Х: "Феникс" 2004.

11. Под ред. Зубаревой  Е.Е. Устное народное творчество. – К., 1988.


Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"