Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Природа и общество. Взаимодействие социальных групп общества с природой.
Автотранспорт как источник загрязнения воздуха.Характеристика загрязнения, масштаб.
Способы уменьшения загрязнения воздуха автотранспортом.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1 3
Взаимодействие общества и природы 3
Социальная экология. Возникновение и развитие . 3
Глава 2 Автотранспорт как источник загрязнения воздуха 7
Дружественные или Смертельные? 8
Загрязнение воздуха отработавшими газами автомобилей. 8
Свойства некоторых примесей. 10
Влияние отработанных газов здоровье населения. 11
Меры по охране атмосферы 13
Заключение. 17
Список использованной литературы. 18

Файлы: 1 файл

контрольная по экологии.docx

— 50.72 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ  И ЭКОНОМИКИ

 

 

  Алтайский  институт экономики

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  по дисциплине

       «Экология»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студент: гр.6531

Белоедова Наталья  Александровна

        Проверил:Довбыш С.А

Оценка:    ______________

                                                                         Подпись   ________

 

 

2012г.

 

 

Природа и  общество. Взаимодействие социальных групп  общества с                      природой.

 

Автотранспорт как источник загрязнения воздуха.Характеристика загрязнения,масштаб.Способы уменьшения загрязнения воздуха автотранспортом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение. 2

Глава 1 3

Взаимодействие общества и природы 3

Социальная экология. Возникновение и развитие . 3

Глава 2 Автотранспорт как источник загрязнения воздуха 7

Дружественные или Смертельные? 8

Загрязнение воздуха отработавшими газами автомобилей. 8

Свойства некоторых примесей. 10

Влияние отработанных газов здоровье населения. 11

Меры по охране атмосферы 13

Заключение. 17

Список использованной литературы. 18

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Сейчас, когда человечество стоит  на пороге третьего тысячелетия, назрела  необходимость осмысления и преодоления  многих проблем, которые накопились за весь период своего существования. Некоторые из проблем имеют локальный  характер и решаются каждым по отдельности, но есть и глобальные проблемы, без  решения которых человечество обречено на гибель. К таким проблемам смело  можно отнести и социально-экологические  проблемы взаимодействия общества и  природы. Так же в связи с возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на качество городской среды и здоровье населения актуальна тема  изучения и анализа загрязнения атмосферного воздуха выхлопами газа автомобильного транспорта.

 

Изучение негативных последствий  развития автотранспортного комплекса  позволяет определить два пути воздействия  автомобильного транспорта на природную  среду с учетом его недостаточно высокого уровня эколого-технологического совершенства. Во-первых, автотранспорт  потребляет значительное количество природных  материалов и сырья и, прежде всего, невозобновляемых  и дефицитных энергоносителей, таких, например, как нефть, а во-вторых – загрязняет окружающую среду.

 

Глава 1

Взаимодействие общества и природы

 

 Человек и природа  неотделимы  друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Без природной среды общество существовать не может. Человек часть природы и как живое существо своей элементарной жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду. Преобразующее влияние человека на природу неизбежно. Вносимые его хозяйственной деятельностью изменения в природу усиливаются по мере развития производительных сил и увеличения массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Социальная экология. Возникновение и развитие .

 

Одно из направлений общей экологии, предметом которой являются закономерности взаимодействия общества и природы, представляет собой социальная экология. Социальная экология - комплексное, междисциплинарное  образование, включающее в себя знания естественных, технических, общественных наук.

 

 Социальная экология является  сравнительно молодой научной  дисциплиной.

 Ее возникновение следует  рассматривать в контексте развития  биологии, которая постепенно поднималась  до уровня широких теоретических  концепций, и в процессе ее развития появляются попытки создания единой науки, изучающей взаимоотношения природы и общества.

 Таким образом, возникновение  и развитие социальной экологии  тесно связано с распространенным  подходом, согласно которому природный  и социальный мир нельзя рассматривать  изолированно друг от друга.

 Термин "социальная экология" впервые использовали американские  ученые Р. Парк и Э. Берджесс в 1921 г. для определения внутреннего механизма развития "капиталистического города". Под термином "социальная экология" они понимали прежде всего процесс планирования и развития урбанизации больших городов как эпицентра взаимодействия общества и природы.

 Большинство же исследователей  склонно к тому, что развитие  социальной экологии начинается  после первой мировой войны,  тогда же появляются попытки  определения и ее предмета.

 Какие же факторы оказали  влияние на возникновение и  развитие социальной экологии?

 Назовем некоторые из них.

 Во-первых, появились новые понятия  в изучении человека как общественного  существа.

 Во-вторых, с введением новых  понятий в экологии (биоценоз, экосистема, биосфера) стала очевидной необходимость  исследования закономерностей в  природе с учетом данных не  только естественных, но и общественных  наук.

 В-третьих, исследования ученых  привели к выводу о возможности  существования человека в условиях  ухудшающегося состояния окружающей  среды, вызванного нарушением  экологического равновесия.

 В-четвертых, на возникновение  и формирование социальной экологии  оказало влияние также и то, что угроза экологическому равновесию  и его нарушения возникают  не только как конфликт индивида  или группы с его природной  средой, но и как результат  сложного взаимоотношения трех  совокупностей систем: природной,  технической и социальной. Стремление  ученых познать эти системы  привело к возникновению и  развитию социальной экологии, с целью их координации во имя защиты и охраны окружающей среды человека (как природного и общественного существа).

 Таким образом, соотношения  трех систем — природной, технической  и общественной — изменчивы,  они зависят от многих факторов, а это так или иначе отражается на сохранении или нарушении экологического равновесия.

 Возникновение социальной экологии  следует рассматривать в контексте  ее развития и превращения  экологии в общественную науку,  стремящуюся охватить широкий  круг проблем в сфере управления  окружающей средой.

 В результате "экология" стала  и общественной наукой, продолжая  оставаться естественной наукой.

 Но тем самым была создана  существенная предпосылка для  возникновения и конструирования  социальной экологии как науки,  которая, опираясь на свои исследования  и теоретический анализ, должна  показать, как должны изменяться  социальные показатели, чтобы меньше  эксплуатировать природу, т. е.  сохранять в ней экологическое  равновесие. Следовательно, для сохранения  экологического равновесия требуется  создание социально-экономических  механизмов, защищающих это равновесие. Поэтому в этой области должны  работать не только биологи,  химики, математики, но и ученые, занимающиеся общественными науками.

 Защита природы должна быть  связана с защитой социальной  среды. Социальная экология должна  исследовать индустриальную систему, "ее связующую роль между  человеком и природой, учитывая  при этом тенденции в современном  разделении труда".

 Известный представитель классической  экологии Мак Кензи (1925) определил экологию человека как науку о пространственных и временных отношениях людей, на которые действуют селективные (избирательные), дистрибутивные (окружающие факторы) и аккомодационные (адаптационные факторы) силы среды. Однако это привело к упрощенному пониманию взаимозависимости между населением и другими пространственными явлениями, что обусловило кризис классической экологии человека. После второй мировой войны, в 50-е годы, наблюдается бурный экономический рост в индустриально развитых странах ФРГ, Австрии, Италии, который потребовал вырубки лесов, добычи и разработки огромного количества земельных ресурсов (руд, угля, нефти...), строительство новых дорог, поселков, городов. Это, в свою очередь, повлияло на возникновение экологических проблем. Нефтеперегонные и химические комбинаты, металлургические, цементные заводы нарушают охрану окружающей среды, выбрасывают в атмосферу огромное количество дыма, копоти и пылевидных отходов. Не считаться с этими факторами было нельзя, так как могла возникнуть кризисная ситуация.

 Ученые начинают искать пути  выхода из создавшегося положения.  В результате они приходят  к выводу о связи экологических  проблем с общественными отношениями,  о связи экологического и социального. То есть все экологические нарушения должны быть проанализированы с точки зрения ревизии социальных проблем в промышленно развитых странах.

 В развивающихся странах  наблюдается демографический бум  (Индия, Индонезия и др.). В 1946—1950 гг. начинается их выход из  колонии. При этом народами  этих стран использовались как  политические требования, так и  была выработана экологическая  программа с социальными последствиями.  Освободившиеся от колониального  ига страны выдвигали к колонизаторам  претензии по уничтожению лесов,  природных ресурсов, т. е. нарушению  экологического равновесия (Индия,  Китай, Индонезия и др. страны).

 Такой подход к экологическим  проблемам был уже акцентирован  от биологической и естественной  проблематики к социальной, т. е. было обращено главное внимание на связи "между экологической и социальной проблематикой". Это также сыграло роль в становлении социальной экологии.

 В связи с тем, что социальная  экология — сравнительно молодая  наука и она тесно связана с общей экологией, то, естественно, многие ученые при определении предмета социальной экологии склонялись к тем или иным наукам.

 Так, в первых трактовках  предмета социальной экологии, которые  сделал Мак Кензи (1925), легко были заметны следы экологии животных и экологии растений, т. е. предмет социальной экологии рассматривался в контексте развития биологии.

 В русской философии и  социологической литературе предметом  социальной экологии выступает  ноосфера, т. е. система социоприродных отношений, где главное внимание уделяется процессам воздействия человека на природу и воздействия на их отношения.

 Социальная экология изучает  отношения человека и его среды  обитания, анализирует в контексте  социальные процессы (и отношения), учитывая при этом особенности  человека как природно-общественного  существа, что влияет и на элементы  его среды обитания, и на его  отношения к ним. Социальная  экология опирается на знания  гуманной экологии.

 Другими словами, социальная  экология начинает заниматься  познанием основных закономерностей  взаимодействия в системе "общество—природа—человек" и определяет возможности создания  модели оптимального взаимодействия  элементов в ней. Она стремится  внести свой вклад в научное  прогнозирование в этой области.

 Социальная экология, исследуя  влияние человека через его  трудовую деятельность на природную  среду, исследует также влияние  промышленной системы не только  на сложную систему отношений,  в которых живет человек, но  и на природные условия, необходимые  для развития промышленной системы.

 Социальная экология также  анализирует современные урбанизированные  общества, отношения людей в таком  обществе, влияние урбанизированной  среды и среды, создаваемой  промышленностью, различные ограничения,  накладываемые ею на семейные  и локальные отношения, различные  типы социальных связей, обусловленных  промышленными технологиями, и т.  д. Следовательно, на создание института социальной экологии и определение ее предмета исследования повлияли прежде всего:

 • сложные отношения человека  с окружающей средой;

 • обострение экологического  кризиса;

 • нормы необходимого богатства  и организации жизни, которые  следует учитывать при планировании  способов эксплуатации природы;

 • познание возможностей (изучение  механизмов) социального контроля, с целью ограничения загрязнения  и сохранения природной среды;

 • выявление и анализ общественных  целей, включающих новый образ  жизни, новые концепции собственности  и ответственность за сохранение  окружающей среды;

 • влияние плотности населения  на поведение людей и другое.

 

Таким образом, социальная экология изучает  не только прямое и непосредственное влияние окружения (где технология не развита) на человека, но и состав групп, эксплуатирующих природные  ресурсы, влияние человека на биосферу, а последняя переходит в новое  эволюционное состояние — ноосферу, представляющую собой единство, взаимовлияние  природы и общества, в основе которого находится общество.

 

 

Получается, центральным понятием в социальной экологии является система "общество—природа—человек", или "социоэкосистема". Это понятие предполагает перенесение на общество законов соотношения части и целого. Разумеется, что целым по отношению к обществу будет биосфера.

 

 

 

Глава 2.

Автотранспорт как источник загрязнения  воздуха

 

Во многих городах нашей страны уровень загрязнения воздуха  превышает нормативы предельно  допустимых концентраций. В связи  с этим проблема снижения негативного  воздействия автотранспорта на здоровье людей, воздушный и водный бассейны, растительный и животный мир, почвы  весьма актуальна.

С ростом крупной промышленности и  больших городов возрастают масштабы возможных изменений внешней  среды и в первую очередь атмосферного воздуха.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"