Контрольная работа по "Экология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:43, контрольная работа

Описание работы

Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельности человека. Она изучает системы выше уровня организма: популяционные, экологические

Содержание работы

Введение 2
1. Важнейшие экологические факторы почвы 3
2. Продуцирование и разложение в природе 5
3. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы. Признаки перехода биосферы в состояние ноосферы 7
4. Локальное загрязнение атмосферы, его экологические последствия. Что такое смог и на какие виды его подразделяют? 9
5. Эффективные методы обеззараживания и очистки питьевой воды. 12
6. Экологическая экспертиза. Оценка воздействия предприятия на окружающую среду (ОВОС). 17
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Экология контрольная 2.docx

— 71.06 Кб (Скачать файл)

Очень похожее на ОВОС, экологическое обоснование в еще большей степени, чем оценка, нацелено на проектную деятельность, фактически являясь ее составной частью и иногда предшествуя проектированию.

Все три вышеназванных  мероприятия фактически применяются  сегодня в российской системе  экологического управления на разных этапах жизненного цикла объекта. Так, если рассмотреть организационный ряд: 

  1. исследование
  2. обоснование
  3. проектирование
  4. экспертиза
  5. решение о реализации
  6. строительство
  7. приемка
  8. эксплуатация объекта
  9. его расширение
  10. модернизация (реконструкция, перепрофилирование и др.) и наконец
  11. ликвидация, можно довольно точно указать в нем место каждого из определяемых выше мероприятий. 

По логике хозяйственной  деятельности все должно начинаться с ОВОС, являющейся частью исследования, касающегося изучения исходной экологической  обстановки и составляющей основу предпроектной стадии жизненного цикла объекта.

Экологическое обоснование (ЭО) должно опираться на данные ОВОС, предваряя проектирование (или являясь  его начальной стадией), входя  в технико-экономическое обоснование (ТЭО) или технико-экономические  расчеты (ТЭР) проекта. Оба мероприятия  совместно должны создавать прогнозные и обосновывающие материалы - основу для государственной экологической  экспертизы (ГЭЭ), завершающей проектную  стадию и подготавливающей решение  о возможности (или невозможности) реализации" проекта.

Однако на практике ОВОС часто проводится параллельно (совместно) или даже после ЭО (или вообще не проводится), что снижает эффективность  обоих мероприятий и удорожает  проект (в случае его доработки  по требованиям ГЭЭ).

В процессе реализации (строительства, эксплуатации объекта и т.д.) проекта  экологическая экспертиза может  повторяться в тех же или в  несколько других формах, например, в виде экологического аудирования (ЭА) - на «после проектной стадии» или в рамках аналитических мероприятий мониторинга окружающей среды, нормирования, лицензирования, а также экологического контроля и других мер, реализуемых при циклически повторяемых процедурах согласования проектов лимитов на выбросы, сбросы и размещение отходов.

Указанные эколого-экспертные мероприятия на разных стадиях жизненного цикла объекта отличаются также  и по субъектам, их проводящим, и по рассматриваемым материалам. Так, по сложившимся в Российской Федерации правилам, ОВОС обычно проводят физические или юридические лица - обычно специализированные организации научного профиля, фирмы. При этом экологическое обоснование чаще всего проводят проектные организации или фирмы -разработчики ОВОС.

Государственную экологическую  экспертизу по Закону проводят экспертные комиссии, работу которых организуют соответствующие государственные  органы, имеющие на это исключительное право. В состав этих комиссий помимо штатных экспертов - работников системы  бывшей Госкомэкологии России должны входить авторитетные специалисты, в т. ч. и занимающиеся разработками ОВОС (ЭО), но не имеющие прямой заинтересованности в рассматриваемом проекте.

Объекты ГЭЭ подразделяются на объекты федерального и регионального  уровня. Список таких объектов определён  законом «Об экологической экспертизе»  и включает в себя:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды;
  • проекты целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду;
  • проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду; а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придания этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации и др.

Законы конкретизируют ряд  случаев проведения повторной экологической  экспертизы, в том числе по объектам, ранее получившим положительное  заключение ГЭЭ. К ним относятся:

  • доработка объектов экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  • внесение изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • реализация объекта экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
  • истечение срока действия положительного экспертного заключения.

Не менее важным для  эколого-аналитической практики является определение условий проведения экологической экспертизы. Они закреплены в Законе «Об экологической экспертизе», в соответствии с которым такими условиями являются:

  • соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения государственной экологической экспертизы;
  • наличие в составе представляемой документации материалов оценки воздействия объекта экспертизы на окружающую среду (ОВОС), необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов;
  • наличие материалов обсуждений объекта экспертизы с общественностью;
  • предварительная оплата проведения ГЭЭ заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе и др.

ГЭЭ проводится при условиях:

  • регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;
  • оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости - представления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;
  • соответствия материалов требованиям, установленным Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности;
  • созданий экспертной комиссии и назначения ее состава приказом по специально уполномоченному органу в области ГЭЭ;
  • назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях - до 6 месяцев);
  • выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;
  • информирования заинтересованных организаций о ее результатах.

Предоставляемые на ГЭЭ материалы  ОВОС должны содержать следующую  информацию:

  • данные о природных условиях и о хозяйственном использовании территории, о количественных показателях состояния компонентов экосистем (воздух, воды, почвы и т. д.);
  • оценку существующего экологического состояния территории;
  • данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия;
  • ограничения по пользованию природной средой;
  • прогноз изменений природной среды при реализации проектных решений;
  • сведения о социальной среде и здоровье населения;
  • оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население;
  • характеристик и оценку эффективности природоохранных мероприятий и других мер по предупреждению и снижению негативного воздействия объекта.

Кроме перечисленных выше ведомственных подзаконных нормативных  и инструктивно-методических документов, применяемых сегодня, отмечаются следующие:

  1. Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию в ходе проведения ГЭЭ и при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности;
  2. Требования к материалам, предъявляемым на экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС) или экологического бедствия;
  3. Руководство по проведению ОВОС при подготовке обоснований инвестиций в строительство технико-экономических обоснований и/или проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных объектов и комплексов;
  4. Единая форма заключения ГЭЭ;
  5. Указания к, экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации;
  6. Инструкция и Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95 и СП 11-101-95);
  7. Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства (система нормативных руководящих документов в строительстве - РДС 11-201-95, Минстрой РФ, 1995);
  8. Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта РФ (утв. приказом МЧС и Госгортехнадзора РФ от 07.08.96, № 222/125);
  9. Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов и производств (утв. приказом Госатомнадзора РФ от 07.04.94, № 41 РД-03-13-94) и др.

Помимо вышеуказанных  при проведении государственной экологической экспертизы или ЭО хозяйственной деятельности экспертам и разработчикам ОВОС приходится учитывать нормы, правила и требования, содержащиеся еще в более, чем сотне нормативно-технических документов:

  • около 100 Государственных (ГОСТ) и 30 отраслевых (ОСТ) стандартов;
  • более 30 Строительных норм и правил (СНиП и РДС);
  • около 50 Санитарных правил и норм (СанПиН), Гигиенических нормативов (ГН);
  • предельно допустимых (ПДК) и Ориентировочно допустимых (ОДК) концентраций;
  • ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) и других документов Минздрава РФ;
  • а также еще несколько сотен различного рода Методических указаний (МУ), норм безопасности (например, радиационной - НРБ), порядков, инструкций, классификаторов, перечней, рекомендаций и методик различных ведомств организаций и учреждений.

Ответственность в области экологической экспертизы возникает в связи с нарушениями законодательства РФ в этой области в части ГЭЭ. Закон «Об экологической экспертизе» определяет виды таких нарушений, группируя их следующим образом:

  • нарушения заказчиком документации;
  • нарушения руководителями специально уполномоченных государственных органов и экспертных комиссий;
  • нарушения экспертами;
  • нарушения должностными лицами государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также органов государственного надзора и контроля;
  • нарушения банковскими организациями, их должностными лицами и иными юридическими лицами, а также гражданами.

В соответствии с указанными нарушениями Закон устанавливает  и виды ответственности: уголовную, административную), материальную и гражданско-правовую, включая компенсацию причиненного гражданину морального вреда, регламентируемые соответствующими отраслями российского законодательства.

Ответственность по поводу ОВОС и других форм ЭЭ фактически не установлена.

Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется в соответствии с законом «Об экологической экспертизе», а также в соответствии с постановлениями Правительства России «Об утверждении Положения о порядке проведения ГЭЭ» и «Об оплате труда внештатных экспертов ГЭЭ» - за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в соответствии со сметой расходов и порядком, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы, которые перечисляются заказчиком на отдельный субсчет данного органа.

Перечисленные финансовые средства расходуются исключительно на проведение государственной экологической  экспертизы в порядке, утвержденном Правительством России и органами исполнительной власти субъектов РФ, на основании  предложений специально уполномоченных государственных органов в области  государственной экологической  экспертизы.

Международные аспекты  экологической экспертизы. В соответствии с законодательством РФ об экологической экспертизе применяется общепринятая общая норма - если международным договором РФ установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора.

Информация о работе Контрольная работа по "Экология"