Очень похожее на ОВОС, экологическое обоснование
в еще большей степени, чем оценка, нацелено
на проектную деятельность, фактически
являясь ее составной частью и иногда
предшествуя проектированию.
Все три вышеназванных
мероприятия фактически применяются
сегодня в российской системе
экологического управления на разных
этапах жизненного цикла объекта. Так,
если рассмотреть организационный
ряд:
- исследование
- обоснование
- проектирование
- экспертиза
- решение о реализации
- строительство
- приемка
- эксплуатация объекта
- его расширение
- модернизация (реконструкция, перепрофилирование и др.) и наконец
- ликвидация, можно довольно точно указать в нем место каждого из определяемых выше мероприятий.
По логике хозяйственной
деятельности все должно начинаться
с ОВОС, являющейся частью исследования,
касающегося изучения исходной экологической
обстановки и составляющей основу предпроектной
стадии жизненного цикла объекта.
Экологическое обоснование
(ЭО) должно опираться на данные ОВОС,
предваряя проектирование (или являясь
его начальной стадией), входя
в технико-экономическое обоснование
(ТЭО) или технико-экономические
расчеты (ТЭР) проекта. Оба мероприятия
совместно должны создавать прогнозные
и обосновывающие материалы - основу
для государственной экологической
экспертизы (ГЭЭ), завершающей проектную
стадию и подготавливающей решение
о возможности (или невозможности)
реализации" проекта.
Однако на практике ОВОС
часто проводится параллельно (совместно)
или даже после ЭО (или вообще
не проводится), что снижает эффективность
обоих мероприятий и удорожает
проект (в случае его доработки
по требованиям ГЭЭ).
В процессе реализации (строительства,
эксплуатации объекта и т.д.) проекта
экологическая экспертиза может
повторяться в тех же или в
несколько других формах, например,
в виде экологического аудирования
(ЭА) - на «после проектной стадии» или
в рамках аналитических мероприятий мониторинга
окружающей среды, нормирования, лицензирования,
а также экологического контроля и других
мер, реализуемых при циклически повторяемых
процедурах согласования проектов лимитов
на выбросы, сбросы и размещение отходов.
Указанные эколого-экспертные
мероприятия на разных стадиях жизненного
цикла объекта отличаются также
и по субъектам, их
проводящим, и по рассматриваемым материалам.
Так, по сложившимся в Российской Федерации
правилам, ОВОС обычно проводят физические
или юридические лица - обычно специализированные
организации научного профиля, фирмы.
При этом экологическое обоснование чаще
всего проводят проектные организации
или фирмы -разработчики ОВОС.
Государственную экологическую
экспертизу по Закону проводят экспертные
комиссии, работу которых организуют
соответствующие государственные
органы, имеющие на это исключительное
право. В состав этих комиссий помимо
штатных экспертов - работников системы
бывшей Госкомэкологии России должны
входить авторитетные специалисты, в т.
ч. и занимающиеся разработками ОВОС (ЭО),
но не имеющие прямой заинтересованности
в рассматриваемом проекте.
Объекты ГЭЭ подразделяются
на объекты федерального и регионального
уровня. Список таких объектов определён
законом «Об экологической экспертизе»
и включает в себя:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды;
- проекты целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду;
- проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду; а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придания этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации и др.
Законы конкретизируют ряд
случаев проведения повторной экологической
экспертизы, в том числе по объектам,
ранее получившим положительное
заключение ГЭЭ. К ним относятся:
- доработка объектов экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- внесение изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- реализация объекта экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечение срока действия положительного экспертного заключения.
Не менее важным для
эколого-аналитической практики является
определение условий проведения
экологической экспертизы. Они закреплены
в Законе «Об экологической экспертизе»,
в соответствии с которым такими
условиями являются:
- соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения государственной экологической экспертизы;
- наличие в составе представляемой документации материалов оценки воздействия объекта экспертизы на окружающую среду (ОВОС), необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов;
- наличие материалов обсуждений объекта экспертизы с общественностью;
- предварительная оплата проведения ГЭЭ заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе и др.
ГЭЭ проводится при условиях:
- регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;
- оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости - представления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;
- соответствия материалов требованиям, установленным Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности;
- созданий экспертной комиссии и назначения ее состава приказом по специально уполномоченному органу в области ГЭЭ;
- назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях - до 6 месяцев);
- выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;
- информирования заинтересованных организаций о ее результатах.
Предоставляемые на ГЭЭ материалы
ОВОС должны содержать следующую
информацию:
- данные о природных условиях и о хозяйственном использовании территории, о количественных показателях состояния компонентов экосистем (воздух, воды, почвы и т. д.);
- оценку существующего экологического состояния территории;
- данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия;
- ограничения по пользованию природной средой;
- прогноз изменений природной среды при реализации проектных решений;
- сведения о социальной среде и здоровье населения;
- оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население;
- характеристик и оценку эффективности природоохранных мероприятий и других мер по предупреждению и снижению негативного воздействия объекта.
Кроме перечисленных выше
ведомственных подзаконных нормативных
и инструктивно-методических документов,
применяемых сегодня, отмечаются следующие:
- Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию в ходе проведения ГЭЭ и при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности;
- Требования к материалам, предъявляемым на экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС) или экологического бедствия;
- Руководство по проведению ОВОС при подготовке обоснований инвестиций в строительство технико-экономических обоснований и/или проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных объектов и комплексов;
- Единая форма заключения ГЭЭ;
- Указания к, экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации;
- Инструкция и Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95 и СП 11-101-95);
- Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства (система нормативных руководящих документов в строительстве - РДС 11-201-95, Минстрой РФ, 1995);
- Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта РФ (утв. приказом МЧС и Госгортехнадзора РФ от 07.08.96, № 222/125);
- Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов и производств (утв. приказом Госатомнадзора РФ от 07.04.94, № 41 РД-03-13-94) и др.
Помимо вышеуказанных
при проведении государственной экологической экспертизы
или ЭО хозяйственной
деятельности экспертам и разработчикам ОВОС приходится
учитывать нормы, правила и требования,
содержащиеся еще в более, чем сотне нормативно-технических
документов:
- около 100 Государственных (ГОСТ) и 30 отраслевых (ОСТ) стандартов;
- более 30 Строительных норм и правил (СНиП и РДС);
- около 50 Санитарных правил и норм (СанПиН), Гигиенических нормативов (ГН);
- предельно допустимых (ПДК) и Ориентировочно допустимых (ОДК) концентраций;
- ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) и других документов Минздрава РФ;
- а также еще несколько сотен различного рода Методических указаний (МУ), норм безопасности (например, радиационной - НРБ), порядков, инструкций, классификаторов, перечней, рекомендаций и методик различных ведомств организаций и учреждений.
Ответственность в области экологической экспертизы
возникает в связи с нарушениями законодательства
РФ в этой области в части ГЭЭ. Закон «Об
экологической экспертизе» определяет
виды таких нарушений, группируя их следующим
образом:
- нарушения заказчиком документации;
- нарушения руководителями специально уполномоченных государственных органов и экспертных комиссий;
- нарушения экспертами;
- нарушения должностными лицами государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также органов государственного надзора и контроля;
- нарушения банковскими организациями, их должностными лицами и иными юридическими лицами, а также гражданами.
В соответствии с указанными
нарушениями Закон устанавливает
и виды ответственности:
уголовную, административную), материальную
и гражданско-правовую, включая компенсацию
причиненного гражданину морального вреда,
регламентируемые соответствующими отраслями
российского законодательства.
Ответственность по поводу
ОВОС и других форм ЭЭ фактически не
установлена.
Финансирование государственной экологической
экспертизы, в том числе ее повторное проведение,
осуществляется в соответствии с законом
«Об экологической экспертизе», а также
в соответствии с постановлениями Правительства
России «Об утверждении Положения о порядке
проведения ГЭЭ» и «Об оплате труда внештатных
экспертов ГЭЭ» - за счет средств заказчика
документации, подлежащей государственной
экологической экспертизе, в соответствии
со сметой расходов и порядком, устанавливаемым
специально уполномоченным органом в
области государственной экологической
экспертизы, которые перечисляются заказчиком
на отдельный субсчет данного органа.
Перечисленные финансовые средства
расходуются исключительно на проведение
государственной экологической
экспертизы в порядке, утвержденном
Правительством России и органами исполнительной
власти субъектов РФ, на основании
предложений специально уполномоченных
государственных органов в области
государственной экологической
экспертизы.
Международные аспекты
экологической экспертизы. В соответствии с законодательством
РФ об экологической экспертизе применяется
общепринятая общая норма - если международным
договором РФ установлены иные правила
в области экологической экспертизы, чем
те, которые предусмотрены российским
законодательством, применяются правила
международного договора.