Контрольная работа по «Правовым основам природопользования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

№1. Учение о взаимодействии общества и природы.
№2. Возникновение, изменение и прекращение права экологопользования.
№3. Правоотношения по управлению недрами: функции, классификация ПИ, гос. Регулирование недропользованием, гос. Система лицензирования недропользования, виды и сроки недропользования.
№4. Основные принципы международного экоправа.
№5. Понятие и виды экологического вреда способы и принципы его возмещения.
№6. Чем характеризуется советский период в истории правового регулирования экологических отношений.

Файлы: 1 файл

правовые.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Факультет пищевых технологий и  биологии

Кафедра биоэкологии

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «правовые основы природопользования»

 

Выполнил:

Студентка 4 курса БФ

группы 481

Танковская Татьяна Борисовна

 

Проверил:

Салмова Н.А

 

 

 

 

Мурманск

 

 

 

№1. Учение о взаимодействии общества и природы.

Существует  несколько основных концепций взаимодействия общества и природы:

1.натуралистическая, когда природа рассматривается в качестве божества, некого идеала, возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу.

2.потребительская концепция, главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой.

Крайние проявления двух названных концепций  иногда называют концепций алармизма (аларм - тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.

Современные концепции в экологии характеризуются  концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса (нулевой или ограниченный рост), концепцией глобального управления ОПС; концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).

Самая современная  концепция охраны - концепция устойчивого развития. Можно выделить несколько ее основных принципов:

•человек (люди) как центр внимания, основа всех прилагаемых усилий. Сохранение окружающей среды именно для человека;

•необходимость учёта интересов не только нынешнего поколения людей, но и будущих поколений, сознание ответственности нынешнего поколения перед будущими;

•охрана окружающей среды является частью прогресса (развития) человечества.

В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трёх факторов, упущение хотя бы одного проведёт к  возникновению другой проблемы взамен старой.

Основным  документом, принятым на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, является "Повестка дня на XXI век". Именно в "Повестке дня на XXI век" отражены высокие политические обязательства государств в отношении сотрудничества по вопросам развития и охраны окружающей среды и перечислены меры, принятие которых необходимо в государствах. Так, например, одна их программных областей первого раздела называется "Создание эффективной правовой и нормативной структуры". Речь здесь идет о повышении эффективности законов и других нормативно-правовых актов, о разработке судебных и административных процедур, создании совместной системы профессиональной подготовки по вопросам законодательства в области устойчивого развития, разработке эффективных национальных программ обзора и обеспечения соблюдения законов в области развития.

Всемирный саммит по устойчивому развитию в  Йоханнесбурге подтвердил приверженность государств принципам, сформулированным на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и призвал национальные государства вырабатывать практические меры по улучшению условий реализации Концепции устойчивого развития, способствовать укреплению международного управления устойчивым развитием.

Однако  в большинстве стран-участниц этих конференций не выполнены практически ни одна рекомендация, предвестником которой можно считать учение Вернадского. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, 1 апреля 1996 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, 8 мая 1996 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации" .

Идеи  и принципы, заложенные в Концепции  устойчивого развития, должны определять основные направления развития юриспруденции  современной России. Прежде всего, Концепция  устойчивого развития должна быть учтена наукой теории государства и права, которая призвана формировать понятия  и категории юриспруденции, соответствующей  современным требованиям (экологическую  функцию государства, социальное назначение права, право каждого на благоприятную  окружающую среду в настоящее  время и ее сохранение для будущих  поколений).

Концепция устойчивого развития затрагивает  вопросы, связанные с развитием  экологического права, всего законодательства Российской Федерации, основы и принципы его построения.

Согласно  данной концепции должны быть переосмыслены  роль и значение самого государства  в обществе. Если государство свои интересы ставит на первое место, не считается  с глобальными проблемами, например теми же проблемами сохранения биосферы, то при подобном отношении всех государств планеты в мире воцарится культ силы и разрушений. Такое развитие будет антиустойчивым и довольно быстро приведет к экологической катастрофе. Напротив, если все государства в мире, подчиняясь стремлениям ограничить вредоносное влияние человеческой деятельности на биосферу, уменьшат траты на вооружение, на изобретение новых разрушительных технологий и направят эти средства на защиту окружающей природной среды, то в мире опасностей будет меньше и всем людям станет лучше.

В Концепции  отмечается, что переход к устойчивому  развитию - процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных  по масштабу социальных, экономических  и экологических задач. По мере продвижения  к устойчивому развитию само представление  о нем будет меняться и уточняться, потребности людей - рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей - совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно: «Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем, но поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры данного этапа, особенно важно строго соблюдать в этот период обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную основу реализации этих мер.

На следующем  этапе должны осуществляться основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.

В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Безусловно, Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Однако, официальный план перехода к устойчивому развитию предполагает много времени для его реализации. На наш взгляд, показательным фактом, определяющим отношение к экологическим проблемам нашего государства, является разработка в ноябре 1997 г. проекта Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. С тех пор прошло одиннадцать лет, а проект так и не был рассмотрен и принят.

№2. Возникновение, изменение и  прекращение права экологопользования.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических  правоотношений (как и других видов  правоотношений) служат юридические  факты.

Юридические факты являются предпосылками правоотношений и закреплены в гипотезе правовых норм.

Основные признаки юридического факта:

– объективность существования (роль юридического факта, например, не может играть намерение субъектов экологических правоотношений – собственника земельного участка и мелиоративной организации – о заключении договора о мелиорации этого участка);

– конкретность проявления (нельзя, например, считать конкретным юридическим фактом устоявшееся общественное мнение о том или ином лице, что оно осуществляет, например, незаконную охоту (браконьерство), но никто не может конкретно подтвердить время, место, вид и количество отстрелянных диких животных).

Юридические факты классифицируются по различным основаниям.

1. По характеру наступающих последствий они делятся на правообразующие (право-

устанавливающие), правоизменяющие, правопрекращающие.

Примерами правообразующих  фактов выступают, например, подача гражданином  в установленном порядке заявки на получение лицензии на недропользование, что является основанием возникновения  правоотношений по выдаче этой лицензии и по осуществлению специального недропользования; заключение договора аренды земельного участка влечет к  возникновению земельных правоотношений и т.д. Продление срока действия договора аренды земельного участка или продление срока действия лицензии на занятие определенным видом деятельности можно рассматривать как правоизменяющие юридические факты. Напротив, истечение срока действия договора аренды земельного участка или лицензии на недропользование являются основаниями прекращения соответствующих правоотношений и соответственно выступают правопрекращающими фактами.

2. По волевому признаку (связи с волей участников правоотношений) юридические факты делятся на  события и действия.

События – это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли участников правоотношения (пожар от удара молнии, землетрясение, извержение вулкана, истечение срока, естественная смерть человека и др.).

Действия, напротив, представляют собой волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания.

События, возникая и порождая экологические отношения помимо воли человека, не всегда выступают  как чисто природные явления  и часто являются следствием непродуманной  деятельности человека. Например, массовое выкачивание подземных вод, устройство водохранилищ, добыча нефти и газа в крупных масштабах могут  привести к возникновению землетрясений.

Иногда событие начинается как действие, но затем выходит  из под контроля человека и развивается  как событие. Такие события называются относительными (например, рождение ребенка, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г., пожар в лесу, возникший из-за непотушенного костра, и т.д.).

Действие (поведение) является наиболее распространенным основанием возникновения и прекращения  экологических правоотношений, проявляется  через поступки людей, которые делятся  на правомерные (позитивные) и противоправные (негативные).

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия  – сделки, судебные решения и  т.п.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, – создание художественного произведения и т.д.). Например, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О животном мире» для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром  заинтересованное юридическое лицо подает заявку по установленной форме  в орган исполнительной власти субъекта РФ. Факт подачи соответствующим лицом  указанной заявки будет являться юридическим актом, направленным на достижение конкретных юридических  последствий. Намерение же построить  какой-либо промышленный объект (автозаправочную  станцию, нефтехимический завод  и т.д.) является юридическим поступком, поскольку независимо от воли инициатора намечаемой хозяйственной деятельности возникает необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду, а в дальнейшем – государственной  экологической экспертизы. Противоправными  юридическими фактами являются факты, ведущие к нарушению норм экологического законодательства и привлечению  виновных лиц к юридической ответственности (уголовной, административной и т.д.). Бездействие также является юридическим  фактом и относится к поведению (действию). Как правило, бездействие (пассивное поведение) является негативным поведением (например, неоказание помощи капитаном судна другому судну, которое терпит бедствие, и т.д.).

№3. Правоотношения по управлению недрами: функции, классификация  ПИ, гос. Регулирование недропользованием, гос. Система лицензирования недропользования, виды и сроки недропользования.

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов России. Реализация общей федеральной политики недропользования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения по согласованию с субъектами Федерации.

Управление государственным  фондом недр в настоящее время возложено на Федеральное агентство по недропользованию, подведомственное Министерству природных ресурсов РФ.

Закон «О недрах» (ст. 23) определяет основные требования по рациональному использованию и охране недр. Это:

– соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в

пользование и недопущение  самовольного пользования недрами;

– обеспечение полноты  геологического изучения, рационального  комплексного ис-

пользования и охраны недр;

– проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего дос-товерную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

– проведение государственной  экспертизы и государственный учет запасов полез-

ных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

– обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов  основных и совместно с

ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

– достоверный учет извлекаемых  и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

– предотвращение загрязнения  недр при проведении работ, связанных  с пользованием недрами, особенно при  подземном хранении нефти, газа или  иных веществ и материалов, захоронении  вредных веществ и отходов  производства, сбросе сточных вод;

– соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по

добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых;

– предупреждение самовольной  застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

Информация о работе Контрольная работа по «Правовым основам природопользования»