Контрольная работа по «Правовым основам природопользования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

№1. Учение о взаимодействии общества и природы.
№2. Возникновение, изменение и прекращение права экологопользования.
№3. Правоотношения по управлению недрами: функции, классификация ПИ, гос. Регулирование недропользованием, гос. Система лицензирования недропользования, виды и сроки недропользования.
№4. Основные принципы международного экоправа.
№5. Понятие и виды экологического вреда способы и принципы его возмещения.
№6. Чем характеризуется советский период в истории правового регулирования экологических отношений.

Файлы: 1 файл

правовые.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

– предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов  на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного  водоснабжения.

№4. Основные принципы международного экоправа.

Принципы международного права — это наиболее важные и  общепризнанные нормы поведения  субъектов международных отношений  по поводу наиболее важных вопросов международной  жизни, так же являются критерием  законности других норм, выработанных государствами в сфере международных  отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принцип неприменения силы и угрозы силой

 Согласно п. 4 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых  Наций воздерживаются в их  международных отношениях от  угрозы силой или её применения  как против территориальной неприкосновенности  или политической независимости  любого государства, так и каким-либо  другим образом, несовместимым  с целями Объединённых Наций». Обязанность неприменения силы  распространяется на все государства,  а не только на государства-члены  ООН.

Применение вооруженной  силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство. Статья 51 Устава ООН прямо исключает  применение вооруженной силы одним  государством против другого в случае принятия последним мер экономического или политического порядка.

Совет Безопасности ООН в  случае, если рекомендованные для  разрешения конфликтов меры невооруженного характера посчитает недостаточными, «уполномочивается принять такие  действия воздушными, морскими или  сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или  восстановления международного мира и  безопасности. Такие действия могут  включать демонстрации, блокаду и  другие операции воздушных, морских  или сухопутных сил Членов Организации».

Принцип разрешения международных споров мирными средствами

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, «все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные  споры мирными средствами таким  образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Данный принцип  конкретизирован в Декларации о  принципах международного права 1970 года и Заключительном акте СБСЕ. В этих документах закреплена обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», обязанность «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным».

 

Принцип невмешательства  в дела, входящие во внутреннюю компетенцию  государств

Современное понимание данного  принципа в общей форме зафиксировано  в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения  государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его  внутреннюю компетенцию.

В частности, каждое государство  имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства  в какой-либо форме со стороны  какого бы то ни было другого государства  и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать  вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение  строя другого государства путем  насилия, а также вмешиваться  во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Принцип обязанности  государств сотрудничать друг с другом

В соответствии с Уставом  ООН государства обязаны «осуществлять  международное сотрудничество в  разрешении международных проблем  экономического, социального, культурного  и гуманитарного характера», а  также обязаны «поддерживать  международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные  коллективные меры». Данный принцип  также был зафиксирован в уставах  многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Конкретные формы сотрудничества и его объём зависят от самих  государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных  обязательств.

Принцип равноправия  и самоопределения народов

Безусловное уважение права  каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных  отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН  — «развивать дружественные отношения  между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения  народов…». Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение в  документах ООН — в Декларации о предоставлении независимости  колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов  Заключительного акта ОБСЕ особо  подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой.

Принцип суверенного  равенства государств

Каждое государство обязано  уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Основное назначение принципа суверенного  равенства — обеспечить юридически равное участие в международных  отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально  одинаковыми правами и обязанностями.

№5. Понятие и  виды экологического вреда способы  и принципы его возмещения

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния  окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических  требований, и связанное с ним  любое умаление охраняемого законом  материального и нематериального  блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и  юридических лиц. Составными частями  экологического вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный  вред. Экологический ущерб прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий землетрясений, наводнений и т.п.

Экологический ущерб (вред) часто связан с упущением выгоды, т.е. неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

№6. Чем характеризуется  советский период в истории правового  регулирования экологических отношений.

Советский период (1917–1991 гг.) характеризуется заметной активизацией нормотворчества в экологической сфере, однако, по оценкам ученых, примерно до 1970х годов приоритет отдавался природоресурсным вопросам. В целом это было обусловлено необходимостью закрепить монополию вновь созданного государства на все природные ресурсы на его территории.

 Начало советскому  периоду в экологическом законодательстве  положили декреты Совета народных  комиссаров РСФСР: «О земле» (1917 г.), «О лесах» (1918 г.), «О санитарной  охране жилищ» (1919 г.),

«О недрах земли» (1920 г.), «Об  охоте» (1920 г.). «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.).

 Вместе с тем начинается  работа над отраслевой кодификацией, к первому этапу которой можно  отнести принятые в 1922 г. Земельный  кодекс РСФСР и в 1923 г. Лесной кодекс РСФСР.

 В 1960 г. был принят  первый законодательный акт природоохранного  характера — Закон РСФСР «Об  охране природы в РСФСР».

 Второй этап кодификации в советском периоде пришелся на 1970е — начало 1980х годов, когда были приняты Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), законы РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.) и «Об охране и использовании животного мира» (1982 г.). В этом проявился комплексный подход к проблемам правового регулирования экологических вопросов на законодательном уровне.

 Однако, по оценкам ученых, советский период в целом характеризовался преобладанием в числе регуляторов общественных экологических отношений подзаконных актов, к числу которых можно отнести совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов», от 1 декабря 1978 г. «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» и от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в которых закреплялась необходимость осуществления планирования природоохранных мероприятий и совершенствования экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, предусматривалось образование единого координирующего природоохранного органа — Государственного комитета СССР по охране природы.

 Особняком следует  выделить Земельный кодекс РСФСР  (1991 г.), законы РСФСР «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.) и «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), которые можно отнести к законодательным актам переходного периода, положившим начало современному экологическому законодательству Российской Федерации.

Литература:

  1. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2002.
  2. Основы экологического аудита. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
  3. Крассов О.И. Экологическое право. Издательство Норма, 2004.

Информация о работе Контрольная работа по «Правовым основам природопользования»