Содержание
Содержание…………………………………………………………………………………………………………………….1
стр.
Понятие, принципы и функции маркетинга…………………………………………………………………..2
стр.
Понятие
комплекса маркетинга……………………………………………………………………………………..2
стр.
Маркетинговая
информация………………………………………………………………………………………….6
стр.
Маркетинговые исследования……. ………………………………………………………………………………..6
стр.
Сегментирование
рынка…………………………………………………………..…………………………………….7
стр.
Стимулирование
сбыта……………………………………………………………………………………………………7
стр.
Список используемой литературы………………………………………………………………………………….8
стр.
Маркетинговая
деятельность предприятия
Понятие, принципы и
функции маркетинга
Маркетинг
- 1) предпринимательская деятельность,
которая управляет продвижением
товаров на рынок от производителя
к потребителю; 2) планирование и
воплощение замысла, ценообразования,
продвижения и реализация товаров
и услуг.
Сущность
маркетинга можно представить как
решение следующих вопросов:
· Какую
необходимо производить продукцию?
· Кто покупает
данный продукт, и почему не покупают?
· На каком
рынке продавать?
· Какова
цена товара?
· Когда и сколько нужно производить,
когда снижать объем продукции?
Функции маркетинга.
- Аналитическая функция.
- изучение рынка как такового;
- изучение потребителей;
- изучение фирменной структуры;
- изучение товаров;
- анализ внутренней среды предприятия.
- Производственная функция.
- организация производства нового товара;
- организация снабжения;
- управление качеством.
- Сбытовая функция.
- организация системы товародвижения;
- организация сервиса;
- организация системы ФОССТИС (формирование спроса и стимулирования сбыта);
- формирование товарной и ценовой политики.
- Функция управления и контроля.
- организация стратегического и оперативного планирования и контроля;
- информационное обеспечение управления;
- коммуникативная функция.
Понятие комплекса
маркетинга
- Комплекс маркетинга - одно из основных понятий современной системы маркетинга. Комплекс маркетинга - набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы (4Р): товар, цена, методы распространения и продвижения.
- Товар - это набор изделий и услуг, которые фирма предлагает целевому рынку.
- Цена - денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.
- Распространение - всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей.
- Продвижение - всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.
- 1. Товар
- Товар является одним из элементов комплекса маркетинга, наряду с ценой, методами распространения и продвижения. Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть не только физические объекты, но и услуги, лица, места, организации, идеи и т.д.
- Следует отличать понятие «товар» от понятия «товарной единицы». Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Например, зубная паста - товар, а тюбик пасты «Колгейт» фирмы «Колгейт» стоимостью 25 руб. - товарная единица.
- Существует три уровня товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением.
- 1. Товар по замыслу - сердцевина понятия товара в целом. На этом уровне дают ответ на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель? Ведь, по существу, любой товар-это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы. Например, покупатели приобретают не сверла определенного диаметра, а отверстия того же диаметра. Поэтому, задача деятеля рынка - выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него.
- 2. Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Губная помада, компьютеры и т.д. - все это товары в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: качеством, свойствами, внешним оформлением, марочным названием и упаковкой.
- 3. И, наконец, разработчик может предусмотреть предоставление дополнительных услуг и выгод (поставку и кредитование, монтаж, послепродажное обслуживание, гарантии), составляющих товар с подкреплением. Если рассматривать компьютер, то подкреплением к товару служат инструкции, рабочие программы, услуги по доставке, программированию, ремонту, гарантии и др. Идея подкрепления товара заставляет деятеля рынка присмотреться к существующей у клиента системе потребления в целом.
2. Цена
Прежде чем приступить к рассмотрению
методик ценообразования, необходимо
осознать, что ценовая политика продавца
зависит от типа рынка. Экономисты выделяют
четыре типа рынков, каждый из которых
ставит свои проблемы в области ценообразования:
- Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене.
- Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товар по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.
- Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какая-то сталелитейная компания снизит свои цены на 10 %, покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
- При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И, наоборот, в случае нерегулируемой монополиифирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Тут и боязнь введения государственного регулирования, и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка.
3. Распределение
Большинство производителей предлагают
свои товары рынку через посредников.
Каждый из них стремится сформировать
собственный канал распределения. Канал распределения - совокупность фирм или отдельных лиц,
которые принимают на себя или помогают
передать кому-то другому право собственности
на конкретный товар или услугу на их пути
от производителя к потребителю.
Число уровней канала
Каналы распределения можно
охарактеризовать по числу составляющих
их уровней. Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет
ту или иную работу по приближению товара
и права собственности на него к конечному
покупателю. Поскольку определенную работу
выполняют и сам производитель, и конечный
потребитель, они тоже входят в состав
любого канала.
- Канал нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга) состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи - торговля вразнос, посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины (производитель - потребитель).
Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На
потребительских рынках этим посредником
обычно бывает розничный торговец, а на
рынках товаров промышленного назначения
им нередко оказывается агент по сбыту
или брокер
- (производитель - розничный торговец - потребитель).
- Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становится оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры (производитель - оптовый торговец - розничный торговец - потребитель).
- Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли, которые крупные оптовики, как правило, не обслуживают (производитель - оптовый торговец - мелкооптовый торговец - розничный торговец - потребитель).
Существуют каналы и с большим
количеством уровней, но они встречаются
реже. С точки зрения производителей,
чем больше уровней имеет канал
распределения, тем меньше возможностей
контролировать его.
Маркетинговая информация
Планирования,
осуществления и контроля эффективности
маркетинговых мероприятий менеджерам
требуется разнообразная информация.
Маркетинговая информация позволяет предприятию:
- снизить финансовый риск и опасность
для образа фирмы;
- получить конкурентные преимущества;
- следить за маркетинговой средой;
- координировать стратегию;
- оценивать эффективность деятельности;
- подкреплять интуицию менеджеров.
Обычно
маркетинговую информацию подразделяют
на первичную и вторичную.
Первичная
информация - это данные, получаемые
в результате специально проведенных
для решения конкретной маркетинговой
проблемы полевых исследований. Достоинства
первичной информации:
- сбор в соответствии с точно поставленной
целью;
- известна и контролируема методология
сбора;
- результаты доступны для компании и могут
ограждаться от конкурентов;
- известна надежность.
Недостатки:
- большое время на сбор и обработку;
- дороговизна;
- сама фирма не всегда может собрать все
необходимые данные.
Вторичная
информация - это данные, собранные
ранее для целей, отличных от целей
конкретного маркетингового исследования.
Источники вторичной информации
делятся на внутренние (документация
фирмы: бюджеты, отчеты, счета, запасы,
предыдущие исследования и др.) и внешние.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Маркетинговый анализ — изучение, прогноз
рынка товаров и услуг, спроса и предложения,
поведения потребителей, рыночной конъюнктуры,
динамики цен с целью лучшего продвижения
своих товаров на рынок, увеличения их
сбыта, продаж.
Сегментирование рынка
|
Любая фирма сознает, что ее товары
не могут нравится сразу всем покупателям.
Покупателей этих слишком много,
они широко разбросаны и отличаются
друг от друга своими нуждами и
привычками. Некоторым фирмам лучше
всего направить свое внимание на
обслуживание определенных частей, или
сегментов, рынка. Каждая компания должна
выявить наиболее привлекательные сегменты
рынка, которые она в состоянии эффективно
обслуживать. |
Сегментирование рынка.
Рынок состоит
из покупателей, а покупатели отличаются
друг от друга по самым разным параметрам.
Разным может быть все, потребности,
географическое положение, ресурсы, покупательские
отношения привычки в конце концов.
И любой из этих переменных можно
воспользоваться в качестве основы
для сегментирования рынка.
Стимулирование сбыта
Наряду
с рекламой, важное место в продвижении
продукта на рынке занимает стимулирование сбыта —
разработка мероприятий, различного рода
нововведений по стимулированию сбыта,
ускорению восприятия продукта (особенно
нового) потенциальными потребителями.
Но только этим элементом стимулирование
сбыта не ограничивается. Если вы выбрали
сегмент, на котором будет оперировать
ваше предприятие, выделили целевой рынок,
то предстоит также определить те приемы,
наборы мер по работе с торговыми посредниками
и потребителями по стимулированию их
заинтересованности в сбыте именно вашей
продукции.