Методика ознакомления дошкольников с лесом как экосистемой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает решение определенных задач, среди которых объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; а также формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Содержание работы

Содержание педагогической работы по ознакомлению дошкольников с экосистемой…………………………………………………………...1-4
Характеристика современных технологий ознакомления дошкольников с лесом как с экосистемой…………………………….5-6
Методы и формы ознакомления дошкольников с лесом как с экосистемой……………………………………………………………7-11

Файлы: 1 файл

Ознакомление дошк с экосистемой лес.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

Департамент среднего профессионального и начального профессионального

Образования Томской области

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБОУ «ТГПК»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика ознакомления дошкольников с лесом как экосистемой

 

Домашняя контрольная работа по дисциплине

 Теория и Методика  экологического образования дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Некрасова Г.И.

Выполнила: Конинина Анна Валерьевна,

студентка 531 группы отделения заочного обучения

Домашний адрес: Томская область

Зырянский район село Шиняево

ул. Луговая д.40

Телефон: 89069490686(сот)

89016137743(дом)

 

 

Томск-2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

    1. Содержание педагогической работы по ознакомлению дошкольников с экосистемой…………………………………………………………...1-4
    2. Характеристика современных технологий ознакомления дошкольников с лесом как с экосистемой…………………………….5-6
    3. Методы и формы ознакомления дошкольников с лесом как с экосистемой……………………………………………………………7-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                          1

1. Содержание педагогической работы по ознакомлению дошкольников с экосистемой

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает решение определенных задач, среди которых объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; а также формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

В качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначены среди прочего обладание ребенком установкой положительного отношения к миру, а также знаниями о себе, о природном и социальном мире, элементарными представлениями из области живой природы и естествознания.

Из этого следует, что уже на этапе дошкольного образования ребенок должен получить минимальные знания в области экологической культуры.

Действительно в настоящее время, проблема экологии весьма актуальна, как во всем мире, стране и многих ее регионах в частности.

Экологическая культура – это часть общечеловеческой культуры, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Это осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы. Совокупность знаний и активных проявлений ребёнка, проявление интереса к явлениям природы. Понимание специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия.

Так как у малышей накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру, то именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. У детей этого возраста нужно развивать такие черты

                                                                                                                               2

личности как: доброту, отзывчивость, ответственность, что нашло отражение в ФГОС. Самым лучшим источником познания для дошкольников является непосредственно природа.

А принятие  министерством образования и науки Российской Федерации соответствующего образовательного стандарта дошкольного образования обуславливает и необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

Так, например, в новом издании программы «Детство», переработанной в соответствии с ФГОС, в основной ее части представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, в том числе и в области «Познание». В ней отмечено, что содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение определенных задач, среди которых развитие познавательно-исследовательской и познавательной (конструктивной) деятельности, а также формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Там также выделены задачи экологического воспитания:

  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения;
  • развивать самостоятельность детей в познавательно - исследовательской деятельности;
  • обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон;
  • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности  природы, ориентацию  на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов окружения;
  • поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность.

Так, одна из главных задач – это знакомство с природой родного края, воспитание осознанно-бережного отношения к природе. Именно на

                                                                                                                                 3

краеведческом материале целесообразнее всего осуществлять экологическое образование и воспитание, в частности знакомство с экосистемой. Помимо связи с жизнью это обусловлено также с особенностями мышления дошкольников. Из наглядно-действенного оно развивается в наглядно-образное, требует практической деятельности и непосредственного общения детей с природой.

Прежде всего, самому педагогу следует усвоить понятие «естественная экологическая система», которое представляет собой объективно существующую часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. Исходя из этого, необходимо более простым языком на наглядных примерах:

  • показать и объяснить дошкольникам (помочь сделать вывод) прочность взаимосвязей между элементами экосистемы;
  • показать последствия нарушения этих связей;
  • ознакомить детей со значением каждого элемента экосистемы (помочь сделать соответствующий вывод в процессе рассуждения);
  • показать роль человека в процессе сохранения / нарушения устойчивости экосистем.

На примере экосистемы леса содержание такой работы должно включать: ознакомление с лесом как с сообществом растений и животных (экосистемой), с приспособлением животных к условиям определённой экологической ниши, с взаимосвязью живых организмов цепочками питания, последствиями нарушения цепей питания; расширение, уточнение знаний о правилах поведения в лесу, желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе.

Стоит отметить, что усвоение каждого этапа может проходить по-разному, в зависимости от выбора методов и форм работы с дошкольниками. Поэтому педагог может использовать пассивные методы восприятия информации детьми, например беседа, демонстрация и т.д., что снизит познавательную активность или

 

                                                                                                                              4

обратиться к поисковым методам, что будет гораздо эффективнее и даст хорошие результаты в процессе формирования экологической культуры дошкольников.

Для успешного же формирования начал экологической культуры необходимы следующие условия: тесный контакт с растениями и животными, практическая деятельность, различные формы взаимодействия ребёнка с растениями и животными, систематичность в ознакомлении с растениями и животными с ориентацией на взаимосвязь живого со средой обитания.

 

2. Характеристика современных технологий ознакомления                     5 дошкольников с лесом как с экосистемой

 

Современные тенденции оптимизации методов ознакомления дошкольников с лесом как с экосистемой предполагают технологический подход в обучении; переход от информационно-объяснительных способов обучения к деятельностно-коммуникативным; перевод способов обучения с репродуктивной основы на исследовательскую; варьирование разных способов ввода (по перцептивному, когнитивному, практическому каналам) учебной информации в соответствии с ее многообразием и индивидуальными особенностями восприятия детьми. В современной педагогике преобладают активные и интерактивные методы обучения, среди которых одними из важнейших являются игровые технологии экологического образования детей. Относительно ознакомления с лесом целесообразно применение сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр.

Современные технологии экологического образования предполагают отказ от методов принуждения к обучению и замена их на методы формирования чувства успеха, радости, стимуляция игровой деятельности. Они осуществляют реализацию творческого потенциала детей. Технология организации коллективной познавательной деятельности детей при ознакомлении с природой широко применяется передовыми педагогическими коллективами. Мультимедиа-технологии в ознакомлении детей с экосистемой леса также имеют огромный потенциал и возможности в век компьютерных технологий.

Отметим еще некоторые, среди которых технологии креативного развития детей в процессе экологического образования: игровые технологии приобретения опыта творческой деятельности; исследовательские технологии; коммуникативные технологии; ТРИЗ-технологии в изучении природы.

Технологии проблемного обучения как средство развития дошкольников в процессе ознакомления с лесом предполагают использование проблемных ситуаций, способы их создания, этапы решения проблемных задач.

 

 

                                                                                                                                6

Большую популярность в последнее время имеет метод проектов, позволяющий изучать экосистему леса в долгосрочной перспективе, привлекая огромное разнообразие форм и методов работы.

Что касается форм экологического образования детей, то и тут наметилась в последнее время тенденция к технологии работы в малых группах, особенно важная для развития коммуникативных навыков дошкольников.

 

 

 

 

                                                                                                                                           7

3. Методы и формы ознакомления дошкольников с лесом как с экосистемой        

 

Учитывая психологические и физиологические особенности данного возраста, можно указать следующие методы и формы ознакомления детей с лесом как экосистемой.

Наглядные методы

Наблюдение – основной метод - это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдения за лесом как экосистемой, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о лесе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, они проводятся на занятиях, на  экскурсиях, прогулках. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой  перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые действия.

Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с лесом используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.

Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель

                                                                                                                                 8

формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых по сохранению лесов, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Информация о работе Методика ознакомления дошкольников с лесом как экосистемой