Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 10:38, контрольная работа
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает решение определенных задач, среди которых объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; а также формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Содержание педагогической работы по ознакомлению дошкольников с экосистемой…………………………………………………………...1-4
Характеристика современных технологий ознакомления дошкольников с лесом как с экосистемой…………………………….5-6
Методы и формы ознакомления дошкольников с лесом как с экосистемой……………………………………………………………7-11
Департамент среднего профессионального и начального профессионального
Образования Томской области
ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»
(ОГБОУ «ТГПК»)
Методика ознакомления дошкольников с лесом как экосистемой
Домашняя контрольная работа по дисциплине
Теория и Методика экологического образования дошкольников
Преподаватель: Некрасова Г.И.
Выполнила: Конинина Анна Валерьевна,
студентка 531 группы отделения заочного обучения
Домашний адрес: Томская область
Зырянский район село Шиняево
ул. Луговая д.40
Телефон: 89069490686(сот)
89016137743(дом)
Томск-2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание педагогической работы по ознакомлению дошкольников с экосистемой
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает решение определенных задач, среди которых объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; а также формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
В качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначены среди прочего обладание ребенком установкой положительного отношения к миру, а также знаниями о себе, о природном и социальном мире, элементарными представлениями из области живой природы и естествознания.
Из этого следует, что уже на этапе дошкольного образования ребенок должен получить минимальные знания в области экологической культуры.
Действительно в настоящее время, проблема экологии весьма актуальна, как во всем мире, стране и многих ее регионах в частности.
Экологическая культура – это часть общечеловеческой культуры, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Это осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы. Совокупность знаний и активных проявлений ребёнка, проявление интереса к явлениям природы. Понимание специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия.
Так как у малышей накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру, то именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. У детей этого возраста нужно развивать такие черты
личности как: доброту, отзывчивость, ответственность, что нашло отражение в ФГОС. Самым лучшим источником познания для дошкольников является непосредственно природа.
А принятие министерством образования и науки Российской Федерации соответствующего образовательного стандарта дошкольного образования обуславливает и необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Так, например, в новом издании
программы «Детство», переработанной
в соответствии с ФГОС, в основной ее части
представлено содержание психолого-педагогической
работы по освоению детьми образовательных
областей, в том числе и в области «Познание».
В ней отмечено, что содержание образовательной
области «Познание» направлено на достижение
целей развития у детей познавательных
интересов, интеллектуального развития
через решение определенных задач, среди
которых развитие познавательно-
Там также выделены задачи экологического воспитания:
Так, одна из главных задач – это знакомство с природой родного края, воспитание осознанно-бережного отношения к природе. Именно на
краеведческом материале целесообразнее всего осуществлять экологическое образование и воспитание, в частности знакомство с экосистемой. Помимо связи с жизнью это обусловлено также с особенностями мышления дошкольников. Из наглядно-действенного оно развивается в наглядно-образное, требует практической деятельности и непосредственного общения детей с природой.
Прежде всего, самому педагогу
следует усвоить понятие «естественная
экологическая система», которое представляет
собой объективно существующую часть
природной среды, которая имеет пространственно-
На примере экосистемы леса содержание такой работы должно включать: ознакомление с лесом как с сообществом растений и животных (экосистемой), с приспособлением животных к условиям определённой экологической ниши, с взаимосвязью живых организмов цепочками питания, последствиями нарушения цепей питания; расширение, уточнение знаний о правилах поведения в лесу, желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе.
Стоит отметить, что усвоение каждого этапа может проходить по-разному, в зависимости от выбора методов и форм работы с дошкольниками. Поэтому педагог может использовать пассивные методы восприятия информации детьми, например беседа, демонстрация и т.д., что снизит познавательную активность или
обратиться к поисковым методам, что будет гораздо эффективнее и даст хорошие результаты в процессе формирования экологической культуры дошкольников.
Для успешного же формирования начал экологической культуры необходимы следующие условия: тесный контакт с растениями и животными, практическая деятельность, различные формы взаимодействия ребёнка с растениями и животными, систематичность в ознакомлении с растениями и животными с ориентацией на взаимосвязь живого со средой обитания.
2. Характеристика современных технологий ознакомления 5 дошкольников с лесом как с экосистемой
Современные тенденции оптимизации методов ознакомления дошкольников с лесом как с экосистемой предполагают технологический подход в обучении; переход от информационно-объяснительных способов обучения к деятельностно-коммуникативным; перевод способов обучения с репродуктивной основы на исследовательскую; варьирование разных способов ввода (по перцептивному, когнитивному, практическому каналам) учебной информации в соответствии с ее многообразием и индивидуальными особенностями восприятия детьми. В современной педагогике преобладают активные и интерактивные методы обучения, среди которых одними из важнейших являются игровые технологии экологического образования детей. Относительно ознакомления с лесом целесообразно применение сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр.
Современные технологии экологического образования предполагают отказ от методов принуждения к обучению и замена их на методы формирования чувства успеха, радости, стимуляция игровой деятельности. Они осуществляют реализацию творческого потенциала детей. Технология организации коллективной познавательной деятельности детей при ознакомлении с природой широко применяется передовыми педагогическими коллективами. Мультимедиа-технологии в ознакомлении детей с экосистемой леса также имеют огромный потенциал и возможности в век компьютерных технологий.
Отметим еще некоторые, среди которых технологии креативного развития детей в процессе экологического образования: игровые технологии приобретения опыта творческой деятельности; исследовательские технологии; коммуникативные технологии; ТРИЗ-технологии в изучении природы.
Технологии проблемного обучения как средство развития дошкольников в процессе ознакомления с лесом предполагают использование проблемных ситуаций, способы их создания, этапы решения проблемных задач.
Большую популярность в последнее время имеет метод проектов, позволяющий изучать экосистему леса в долгосрочной перспективе, привлекая огромное разнообразие форм и методов работы.
Что касается форм экологического образования детей, то и тут наметилась в последнее время тенденция к технологии работы в малых группах, особенно важная для развития коммуникативных навыков дошкольников.
3. Методы и формы ознакомления дошкольников с лесом как с экосистемой
Учитывая психологические и физиологические особенности данного возраста, можно указать следующие методы и формы ознакомления детей с лесом как экосистемой.
Наглядные методы
Наблюдение – основной метод - это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдения за лесом как экосистемой, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о лесе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, они проводятся на занятиях, на экскурсиях, прогулках. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые действия.
Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с лесом используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.
Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель
формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых по сохранению лесов, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Информация о работе Методика ознакомления дошкольников с лесом как экосистемой