Методика ознакомления дошкольников с лесом как экосистемой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает решение определенных задач, среди которых объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; а также формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Содержание работы

Содержание педагогической работы по ознакомлению дошкольников с экосистемой…………………………………………………………...1-4
Характеристика современных технологий ознакомления дошкольников с лесом как с экосистемой…………………………….5-6
Методы и формы ознакомления дошкольников с лесом как с экосистемой……………………………………………………………7-11

Файлы: 1 файл

Ознакомление дошк с экосистемой лес.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

Практические методы

Дидактические игры -  в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о лесе и явлениях для него характерных, растениях и животных, их взаимосвязи. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь. Например, « Кто что ест?», Что это за птица?», «Найди детеныша для мамы», «Четвертый лишний», «Чей хвост, чья голова?», «Отгадайте, что за растение», «Узнай и расскажи», "Загадай, мы отгадаем", «Что растет в лесу», «Кто живет в лесу», «Третий лишний», « Отвечай одним словом», Что было бы, если из леса исчезли…», «Береги природу!» и др.

Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами и др. Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.

Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Поймай листок», «Листопад», «К названному дереву беги», «Узнай растение», «Пустое место», «Узнай по голосу», «Голубь», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Пчелки и ласточки», «Перелет птиц» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «По грибы», «В лесу», «Зоопарк», «Лесник», «Охота».

Элементарные опыты -  это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как

                                                                                                                               9

способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует  специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.

Словесные методы

Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами, касающимися леса. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.

Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, игры, чтение, рассказы. Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.

Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности. Среди произведений, имеющих отношение к лесу можно назвать следующие К.Ушинский «Спор деревьев», А.Лопатина «Липкины дары», «Жизнь дерева», «Зеленая страна», русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики»; рассказы из пособия Т.А. Шорыгиной  «Какие звери в лесу?», Е. Пермяк «Русские сказки о природе», Н.Сладков « Сказки леса», В.Бианки «Сказки» и др.

 

 

 

                                                                                                                               10

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с экосистемой леса являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы и др.

Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии -  это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.

Экскурсия – это занятие, на котором дети непосредственно знакомятся с природой в естественных условиях, а именно в лесу. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Пребывание на свежем воздухе в лесу, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя в лесу.

Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных, соотносит эти наблюдения с лесом. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде

                                                                                                                              11

прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах:  сгребают опавшие листья, очищают дорожки  от снега, поливают растения.

Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Интересной формой работы являются акции, например, «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов». Дети рисуют плакаты, выступают в роли спасателей леса. Они призывают всех беречь леса родного края, рассказывают о роли ели, леса в жизни человека и животных. А также экологические праздники и развлечения.

По количеству вовлеченных в процесс ознакомления с лесом как экосистемой выделяют следующие формы: совместная деятельность взрослых и детей в процессе экологического образования, самостоятельная (индивидуальная) экологически ориентированная деятельность детей, парная, работа в малых группах, групповая, коллективная форма.

 

Разработка экологического проекта по данной теме

Презентация экологического проекта «ЛЕС – ЭТО ДОМ ДЛЯ МНОГИХ ЖИЛЬЦОВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

    1. Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию.Спб,2008.
    2. Лучич М.В.Детям о природе. М.,1998
    3. Николаева С.Н. Юный эколог. М.,2010.
    4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания. М.,2004.
    5. Николаева С.Н.Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.,1995.
    6. Николаева С.Н.Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М.,2005.
    7. Рыжакова Н.А. Невидимые ниточки природы. М.,2003.

Информация о работе Методика ознакомления дошкольников с лесом как экосистемой