Методы прогнозирования состояния окружающей среды в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

В системе прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны важное место должно отводиться прогнозированию состояния окружающей среды природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические процессы, но и природные явления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..5
1 Теоретические аспекты прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………………………….…......7
1.1 Задачи, цели и принципы прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………………………………..7
1.2 Понятие и сущность методов прогнозирования состояния окружающей среды в регионе……………………………………………………………..….19
2 Государственное регулирование прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………………….…..24
2.1 Законодательное регулирование процедуры прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………24
2.2 Нормативное регулирование прогнозирования состояния окружающей среды в регионе……………………………………………………………….…27
2.3 Административное регулирование прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………..30
2.4 Экономическое регулирование прогнозирования состояния окружающей среды в регионе………………………………………………………………...32
3 Анализ существующих методов прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………………………35
3.1 Процедура проведения прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………………………………..35
3.2 Анализ экологических показателей Орловского региона……...................38
4 Совершенствование методов прогнозирования состояния окружающей среды в регионе на основе зарубежного и Российского опыта…………….43
4.1 Зарубежный опыт в совершенствовании прогнозирования состояния окружающей среды на примере США……………………………………….43
4.2 Совершенствование Российского опыта в прогнозировании состояния окружающей среды…………………………………………………………….46
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованной литературы………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 157.40 Кб (Скачать файл)

Повышение эффективности  землепользования связано с оптимальным  распределением земель по сферам и  отраслям народного хозяйства. Охрана земельных ресурсов представлена показателями "рекультивация земель" и "капитальные  вложения на охрану и рациональное использование земельных ресурсов".

Лесные и другие биологические  ресурсы. В соответствии с народнохозяйственным значением леса разделены на две  группы. Первую группу составляют леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические  и оздоровительные функции; вторую группу представляют эксплуатационные леса, также выполняющие водоохранные, защитные и климаторегулирующие  функции. По группам возраста насаждения распределяются следующим образом: молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые и перестойные.

Эколого-экономическое значение, состояние и своеобразие леса как средства производства и природного комплекса обусловливают специфику  прогнозирования и планирования охраны лесов и рационального  использования лесных насаждений.

Режим лесопользования в  первую очередь определяется размером расчетной лесосеки. Расчетная лесосека - это норма ежегодных объемов  рубок леса или количество готовой  продукции, которая может быть изъята из дальнейшего воспроизводства  для заготовки лесоматериалов. Она  рассчитывается исходя из наличия спелой древесины и потребности в  ней, характера воспроизводства, а  также соблюдения принципа непрерывного и неистощимого пользования лесом. Эксплуатация леса в пределах расчетной  лесосеки является необходимым условием эффективного использования лесных ресурсов.

Рациональное лесопользование  предполагает как вырубку, так и  восстановление лесов. Современное  воспроизводство лесных ресурсов обеспечивается благодаря проведению в необходимых размерах лесохозяйственных мероприятий по посадке леса, содействию естественному возобновлению, уходу за молодняком, созданию и расширению питомников.

Острой является проблема охраны лесных ресурсов от пожаров. С  целью ее решения разрабатываются  государственные программы. Наиболее эффективна авиационная охрана лесов  от пожара, применяемая, прежде всего  в многолесных и малонаселенных районах. Кроме того, применяются  и другие природоохранные мероприятия, например биологический метод защиты леса от вредителей и болезней.

Охрана лесных ресурсов включает защиту лесов от вредителей и болезней биологическими методами и авиационную  охрану лесов от пожаров.

Прогнозирование и планирование распространяются также и на другие виды биологических ресурсов. Главная  цель - сохранение биологического разнообразия животного мира страны, рациональное использование биологических ресурсов, достижение оптимальной численности  охотничье-промысловых и других животных[9].

 

 

1.2 Понятие и сущность  методов прогнозирования состояния  окружающей среды в регионе

 

 

Экологическое прогнозирование - предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человечества.

Настойчивое стремление человека к знанию будущего не случайно. Оно  важно и в мелочах, и в крупном. Малейшая ошибка может обернуться трагическим  уроком.

   Когда мы говорим о природном экологическом равновесии, то подразумеваем, что это равновесие очень подвижно. Завтра природа будет не той, что сегодня.

    Если же мы на нее как-то воздействуем, то она будет еще и не той, что была бы в своем саморазвитии. Отсюда значение прогноза в экологии трудно переоценить. Главной целью прогноза является оценка предполагаемой реакции окружающей природной среды на прямое или опосредованное воздействие человека, решение задач будущего рационального использования природных ресурсов в связи с ожидаемыми состояниями окружающей среды. Современные прогнозы должны проводиться, исходя из общечеловеческих ценностей, главными из которых является человек, его здоровье, качество окружающей среды, сохранение планеты Земля как дома для человека[7].

Методы прогнозирования  последствий антропогенного воздействия  на окружающую среду. Все методы прогнозирования  можно объединить в две группы: логические и формализованные.

 

  Рисунок 1 – методы прогнозирования окружающей среды.

 

В связи с тем что  в экологии, и в частности в  природопользовании, приходится большей  частью иметь дело со сложными зависимостями  природного и социально-экономического характера, то в первую очередь используют логические методы, которые устанавливают связи между объектами. К логическим относят методы индукции, дедукции, экспертных оценок, аналогии.

Методом индукции устанавливают причинные связи предметов и явлений. Индуктивным методом исследование обычно начинают со сбора фактических данных, выявляются черты сходства и различия между объектами и делаются первые попытки обобщения. Так, для составления прогноза погоды необходимо провести соответствующие наблюдения и измерения, после чего можно сделать вывод в целом о погоде на сутки.

При дедуктивном  методе идут наоборот, от общего к частному, т. е., зная общие положения и опираясь на них, приходят к умозаключению. Этот метод помогает определить стратегию прогнозных исследований. Индуктивный и дедуктивный методы тесно связаны между собой.

Метод аналогий исходит из того, что закономерности развития одного процесса с определенными поправками можно перенести на другой процесс, для которого необходимо составить прогноз. Метод аналогий чаще всего применяют при разработке локальных прогнозов. Так, при прогнозировании влияния будущего водохранилища на окружающую среду можно использовать данные по уже имеющемуся водохранилищу, которое находится в сходных условиях.

При отсутствии об объекте  прогноза достоверных сведений и  если объект не поддается математическому  анализу, то в этом случае используют метод экспертных оценок, суть которого состоит в определении будущего на основании мнения квалифицированных специалистов-экспертов, привлекаемых для вынесения оценки по проблеме. Существуют индивидуальная и коллективная экспертизы. Для прогнозирования методом экспертных оценок специалисты используют статистические, картографические и другие материалы.

В современном прогнозировании  ведущие позиции занимает именно метод экспертной оценки. В экологии прямой экспертной деятельностью можно считать экологическую экспертизу, которая базируется на эколого-экономико-социальном исследовании, анализе и оценке объекта экспертизы в

целях принятия решения.

Статистические  методы прогнозирования — научная и учебная дисциплина, к основным задачам которой относятся разработка, изучение и применение современных математико-статистических методов прогнозирования на основе объективных данных; развитие теории и практики вероятностно-статистического моделирования экспертных методов прогнозирования; методов прогнозирования в условиях риска и комбинированных методов прогнозирования с использованием совместно экономико-математических и эконометрических (как математико-статистических, так и экспертных) моделей. Научной базой статистических методов прогнозирования является прикладная статистика и теория принятия решений.

Современные компьютерные технологии прогнозирования основаны на интерактивных  статистических методах прогнозирования  с использованием баз эконометрических данных, имитационных (в том числе  на основе применения метода статистических испытаний) и экономико-математических динамических моделей, сочетающих экспертные, математико-статистические и моделирующие блоки

Экстраполяция подразумевает  выявление и развитие тенденций  в системе отношений общества и природы под влиянием различных  факторов. Экстраполяция опирается  на выявление и воспроизведение  устойчивых процессов функционирования и развития социоэкосфер. Однако экстраполяция  всех тенденций в экологической  системе невозможна. Выходом из этой ситуации является системный анализ социоприродных объектов и процессов. С позиций системного подхода  природные процессы и преобразования человеком природы интерпретируются по-разному. Но поскольку рассмотрение природных образований в качестве экологических систем уже имеет определенную традицию, то можно говорить о существовании предпосылок системной экстраполяции[8].

При составлении  почвенных, почвенно-геохимических, почвенно-гидрологических  и др. прогнозов значительную роль играет учет максимально возможного набора влияющих параметров, скоростей  и обратимости протекающих процессов, исходных свойств, а также параметров меняющихся внешних условий. Несмотря на сложность задач этой категории (типичные задачи — прогноз урожайности, прогноз устойчивости зданий и сооружений, прогноз приживаемости растений, прогноз буферной емкости почв по отношению к загрязнителям и  др.), в почвоведении накоплен значительный опыт, позволяющий оценить риски  возможных изменений, их степень, время  действия активных факторов и условий, скорость и обратимость изменений. Во многих случаях представление  об этих параметрах даже на качественном уровне позволяет снизить издержки и избежать непредвиденных эксплуатационных затрат, а оценка санитарно-эпидемиологического  состояния почв — предотвратить  риски угрозы жизни и здоровья людей, за которые предусмотрена  уголовная ответственность[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственное регулирование состояния окружающей среды в регионе

 

 

2.1 Законодательное регулирование  процедуры прогнозирования состояния  окружающей среды в регионе

 

 

Общие требования к прогнозированию  экологической обстановки закреплены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития». 
 Под прогнозированием экологической обстановки понимается система научно обоснованных представлений о тенденциях изменения состояния окружающей среды в РФ с учетом экономических, социальных, демографических и иных факторов, состояния научно-технического потенциала и т.д.

При проведении прогноза состояния  окружающей среды производиться  анализ результатов экологической  экспертизы и оценки воздействия  на окружающую среду. Проведение этих мероприятий регулируется Федеральным  законом Российской федерации от 10 января 2002 г. N7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Закон принят государственной  думой 20 декабря 2001 года, одобрен советом  федерации 26 декабря 2001 года.

Согласно закону:

Оценка воздействия  на окружающую среду проводится в  отношении планируемой хозяйственной  и иной деятельности, которая может  оказать прямое или косвенное  воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности  субъектов хозяйственной и иной деятельности.  
 Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений. 

Требования  к материалам оценки воздействия  на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. 

Государственная экологическая  экспертиза – один из важнейших и эффективных правовых инструментов, с помощью которого удается предотвратить нанесение вреда окружающей среде. Она выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений.

Один из основных принципов  экологической экспертизы – принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений. Объекты экологической экспертизы делятся на две группы – федерального уровня и уровня субъектов Федерации – и перечислены соответственно в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Государственная экологическая  экспертиза проводится при выполнении заказчиком двух необходимых условий: предоставление всех материалов и предварительная оплата. Государственный орган, уполномоченный на организацию и проведение экспертизы, обязан начать ее не позднее чем через один месяц после выполнения заказчиком указанных условий: создать экспертную комиссию, как правило, из внештатных экспертов; утвердить персональный состав комиссии, ее руководителя и секретаря, организовать получение экспертами материалов, заседания экспертной комиссии, подготовку сводного заключения. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать шести месяцев.

В настоящее время функции  проведения государственной экологической  экспертизы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении Министерства природопользования России. Часть проектов рассматривает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору при Правительстве РФ[9].

Результатом экспертизы является заключение, которое содержит выводы: во-первых, о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности, во-вторых, о возможности реализации объекта экспертизы. Заключение может быть положительным или отрицательным и считается одобренным, если с его выводами согласно квалифицированное большинство списочного состава экспертной комиссии.

Информация о работе Методы прогнозирования состояния окружающей среды в регионе