Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 01:30, реферат

Описание работы

Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие управления природопользованием. Цель, сущность и функции управления………………………………………………………………………...3
2. Структура и компетенция органов управления……………………………8
3. Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Природопользование.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Понятие управления природопользованием. Цель, сущность и функции управления………………………………………………………………………...3
  2. Структура и компетенция органов управления……………………………8
  3. Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Природопользование – это сфера  общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов. Одно из самых сложных объектов управления. Поэтому немало важное значение приобретает исследование управления экологическими процессами и экономикой природопользования.

 

Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов,  сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Управление охраной  окружающей среды – это обеспечение  выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие антропогенной  деятельности на окружающую природную  среду, а также рациональное использование  природных ресурсов, обеспечивающих их воспроизводство.

 

Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой  сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем  последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.  
1. Понятие управления природопользованием. Цель, сущность и функции управления.

 

Управление  природопользованием – это деятельность государства по организации рационального  использования и воспроизводства  природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению  режима законности в эколого-экономических отношениях.

Управление  природопользованием и охраной  окружающей природной среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан  на благоприятную окружающую среду  представляется прежде всего в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

 

Цель управления природопользованием - обеспечение  выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Управление природопользованием осуществляется Правительством области, министерствами и ведомствами, местными органами управления, предприятиями и организациями, непосредственно занятыми эксплуатацией природных ресурсов.

Управление  природопользованием осуществляется посредством научно обоснованного планирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, разработки организационно-технических и экономико-экологических мероприятий по обеспечению равновесия в природной среде и контроля за их выполнением.

   В государственных программах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов определены главные задачи в области охраны природы и рационального природопользования и основные направления природоохранной деятельности на современном этапе. В них поставлены задачи настойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач всех людей.

 

Для управления охраной природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов образованны соответствующие ведомства, на которые возложено решение следующих задач:

  • осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью;
  • разработка и проведение единой научно-технической  политики в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, координация деятельности в этой области;
  • государственный контроль за использованием и охранной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экологической зоны, а также всех полезных ископаемых;
  • подготовка и представление правительству предложений и рекомендаций для включения их в Государственную программу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение принятой программы;
  • разработка предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, утверждение экономических нормативов, правил, стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий;
  • осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил республик и отраслей народного хозяйства, контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники и технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство и реконструкцию предприятий, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов;
  • совместно с территориальными органами управления выдача;
  • разрешений на захоронение и складирование промышленных и бытовых отходов, на выбросы вредных веществ в окружающую среду, водопользование и потребление атмосферного воздуха, предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, утверждение расчетной лесосеки и осуществление контроля за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;
  • руководство заповедниками и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства, а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги;
  • распространение знаний о природе среди широких слоев населения, воспитание граждан в духе бережного отношения и любви к природе;
  • планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями.

 

При ведомствах действуют общественные советы, в которые входят ученые, общественные деятели, представители местных органов управления, руководители предприятий. Эти советы созданы для всестороннего обсуждения крупных проблем природопользования и выработки рекомендаций по их решению.

 

Управление природопользованием  и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.

Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, - тоже разное. Оно складывается из ряда функций управления.

 

Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

  • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
  • подзаконное нормотворчество;
  • координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
  • распоряжение (управление) природными ресурсами;
  • планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
  • экологическое нормирование;
  • экологическая экспертиза;
  • экологическое лицензирование;
  • экологическая сертификация;
  • экологический аудит;
  • наблюдение за состоянием окружающей среды;
  • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействии;
  • контроль за использованием и охраной объектов природы;
  • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

 

Очевидно, что не все  субъекты управления осуществляют перечисленные  функции. Например, такие функции, как  экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в  рамках государственного управления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.

 

2. Структура и компетенция органов управления.

 

Успешное функционирование системы управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации, как и любой системы управления, возможно только при наличии следующих составляющих:

  • эффективной административной структуры органов управления;
  • качественной нормативной правовой базы, регулирующей отношения в данной области;
  • действенных механизмов обеспечения качества окружающей среды: оценки воздействия на окружающую среду; экологического контроля и надзора; экологической экспертизы, экологического аудита, сертификации, лицензирования;
  • экономического механизма регулирования деятельности в данной области.

 

Структура органов управления в области охраны окружающей среды  и природопользования, начиная с начала 90-х годов прошлого века, претерпевала постоянные изменения. Изменялось как количество органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, так и их полномочия. Крупные и незначительные реорганизации проходили с периодичностью от одного до четырех лет. Административная реформа началась в 2004 году и продолжается до последнего времени.

 

Важнейшую роль в управленческой деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды играют подведомственные Министерству природных ресурсов РФ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов, а также Федеральная служба по гидрометеорологи и мониторингу окружающей среды, подведомственная непосредственно Правительству.

 

Управление в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды осуществляют также Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство сельского хозяйства, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство геодезии и картографии и некоторые др.

Кроме того, в охране окружающей среды немалая роль принадлежит  органам исполнительной власти субъектов  Федерации, органам местного самоуправления, гражданам и их общественным объединениям (движение "зеленых" и др.).

 

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

- органом государственного регулирования  безопасности при использовании атомной энергии;

- специально уполномоченным органом  в области промышленной безопасности;

- органом государственного горного  надзора;

- специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

- органом государственного энергетического  надзора;

- специально уполномоченным органом  в области охраны атмосферного воздуха.

 

Заложенная в Законе РФ об охране окружающей природной среды структура органов управления в области охраны окружающей природной среды исходит из установившегося в практике подразделения органов на две категории: общей и специальной компетенции.

 

К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции.

К государственным органам  специальной компетенции относятся  те органы государства, которые в  соответствии с положениями о  них, утвержденными Правительством, либо отдельным принятым правительственным  актом специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции. По объему и характеру своей специальной компетенции они подразделяются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все задачи или блок природоохранительных задач. В их состав входят Госкомэкологии России, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Госкомсанэпиднадзор и Госкомгидромет.

Отраслевые органы осуществляют охрану и использование отдельных природных объектов. В их состав входят: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный земельный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству, Рослесхоз и Федеральная служба геодезии и картографии России.

Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов. В их состав входят: Госгортехнадзор, МВД и Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

Информация о работе Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды