Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 01:30, реферат

Описание работы

Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие управления природопользованием. Цель, сущность и функции управления………………………………………………………………………...3
2. Структура и компетенция органов управления……………………………8
3. Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Природопользование.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. № 1594 установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственного земельного комитета Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству. Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной Среды.

В своей деятельности государственные природоохранные  органы  
руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а так же международными договорами Российской Федерации.

 

3. Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимаются способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых. В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления

 

Административно-правовые методы управления заключаются в  разработке и издании правовых и  административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере  природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

 

Особое место  в системе рационального природопользования занимают организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и

реализацию  решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию управления на основе достижения науки и техники.

 

Социально-психологические  методы управления представляют собой  систему средств социального  и психологического воздействия  на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население данного района с целью обеспечения благоприятных погодных условий проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни людей и способности их к труду, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п.

 

Экономические методы управления природопользованием  заключаются в широком использовании  системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.

Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана:

  • обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов;
  • охрану и воспроизводство окружающей природной среды.

При  использовании  экономических методов отпадает необходимость принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального природопользования.

Основными методами управления природопользованием и охраной  окружающей природной среды, определяющими  в настоящее время его характер и основное содержание, являются административные и экономические.

Для периода перехода к рыночной экономике характерным  является резкое усиление экономических  методов в регулировании общественных отношений вообще, в том числе  и в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды. Однако ни о какой замене, и тем более исключении, административных методов в данной сфере отношений не может быть и речи. Напротив, в данной сфере отношений, в отличие от многих других, административно-правовое регулирование и административные методы охраны и обеспечения рационального использования природных ресурсов сохраняют свое значение, несмотря на значительное усиление экономических методов, получивших в последние годы большое применение и разнообразие.

Методы управления природопользования подразделяются на:

  1. Метод обязательных предписаний, который предполагает точное и неукоснительное выполнение управленческого решения, не допуская каких либо отступлений от него. Применяется в случаях, когда не требуется учета местных условий и особенностей при выполнении решения.
  2. Метод рекомендаций выражается в вынесении таких управленческих решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и особенностей и применение этого решения сообразно с ними.
  3. Метод санкционирования или метод ограничения, при котором управленческие решения принимает сам управляемый орган, однако они обретают юридическую силу лишь после утверждения этих решений компетентным органом.
  4. Метод разрешения или полного делегирования прав означает полное самоуправление управляемых органов, при котором они сами принимают управленческие решения, не нуждающиеся в чьем либо утверждении (например - решения Правительства Москвы, принимаемые в пределах его полномочий, установленных законом, не нуждаются в чьем либо утверждении и подлежат исполнению всеми организациями и гражданами на территории г. Москвы).

 

Заключение

Управление в сфере экологии и природопользования представляет собой важнейший элемент организационно-правового воздействия на рациональное природопользование и охрану окружающей среды, обладающий необходимым механизмом такого воздействия, включающим цели управления, формы, методы, принципы управления.

Если формы управления природопользованием  и охраной окружающей среды остаются в основном неизменными, то на различных  этапах развития общества менялся приоритет того или иного метода управления.

При этом обращается внимание не только на методы воздействия  государственных органов, органов местного самоуправления на отношения по природопользованию и охране окружающей среды, но и методы воздействия граждан, общественных объединений на государственные органы с целью заставить их проводить необходимую для народа экологическую политику.

 

Управление в сфере экологии и природопользования — это деятельность не только по осуществлению прав органов управления, но и деятельность по выполнению ими обязанностей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, выступает как правовой институт экологического права.

 

Список литературы:

  1. Варламов А.А., Хабаров А.В. Экология землепользования и охрана природных ресурсов. М., 2004.
  2. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. М., 1998
  3. Глушкова В.Г., Макар С.В.Экономика природопользования. М., 2003 
  4. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» / Российская газета 2002
  5. Закон РФ «Об экологической экспертизе», 1995
  6. Макар С.В. Основы экономики природопользования. М.,1998

 

 

 




Информация о работе Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды