Мониторинг и кадастр природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа по дисциплине «Мониторинг и кадастр природных ресурсов» на тему: «Технология Мониторинга природных ресурсов сельскохозяйственного землепользования ЗАО «Флагман» в условиях Тюменской области» разработана в соответствие с заданием на курсовое проектирование, состоит из графической и текстовой части.

Содержание работы

Реферат 3
Введение 4
1. Классификация и характеристика природных ресурсов 5
1.2 Общая классификация природных ресурсов 5
1.2 Характеристика природных ресурсов объекта исследования 7
2. Мониторинг природных ресурсов 10
2.1 Теоретические основы мониторинга 10
2.2 Технология мониторинга природных ресурсов сельскохозяйственного землепользования в условиях Тюменской области 12
2.2.1 Характеристика использования природных ресурсов 15
2.2.2 Установление видов и объема загрязнений от объектов негативного воздействия на окружающую среду 18
3. Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель 22
3.1 Экономическая оценка ущерба от деградации почв и земель 22
3.2 Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель химическими веществами 24
3.3 Экономическая оценка ущерба от захламления земель 26
4. Проектное предложение по снижению экологического напряжения природных ресурсов 28
4.1 Установление режима использования земель в границах 28
экологических зон 28
4.2 Инженерная защита по сохранению природного потенциала природных ресурсов 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

мониторинг.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

2.2 Технология  мониторинга природных ресурсов сельскохозяйственного землепользования в условиях Тюменской области

 

Мониторинг природных  ресурсов – это комплексная система  наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природных ресурсов.

Технология мониторинга  природных ресурсов включает в себя следующие разделы (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1- Блок- схема  технологии мониторинга природных  ресурсов

 

    1. Объект наблюдения: выбирается объект наблюдения, в нашем случае это природные ресурсы;
    2. Наблюдение за состояние природных ресурсов:

Водные ресурсы - мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов и наблюдения за режимом ведутся в системе Росгидромета. Учет водных ресурсов и подземных вод осуществляет Министерство природных ресурсов.

Государственный учет за использованием минеральных вод  и лечебных грязей, а так же контроль их запасов осуществляется территориальными советами профессиональных союзов.

Земельные ресурсы - мониторинг земельных ресурсов осуществляется землепользователями и государственными землеустроительными органами. Все  сведения связанные с землепользованием  регистрируются в Государственном  земельном кадастре.

Мониторинг  минерально-сырьевых ресурсов ведется  на различных стадиях их освоения. Геологическое изучение недр, учет состояния и движения запасов  полезных ископаемых входят в компетенцию  органов Министерства природных  ресурсов РФ. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор России. Последний представляет собой специализированный контрольный орган, который осуществляет наряду с надзором за состоянием безопасности работ в промышленности надзор за соблюдением порядка пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья.

Биологические ресурсы. Учет охотничьих и промысловых  животных возложен на службы Главохоты  РФ, которая на основании имеющихся сведений составляет прогнозы рационального использования животных ресурсов. Отсутствие кадастров животного мира и слабая их инвентаризация не позволяют говорить о существовании мониторинга.

Мониторинг  лесных ресурсов включает в себя учет лесною фонда, охрану лесов от пожаров, санитарно-лесопатологический контроль и контроль за рубкой и восстановлением лесов, а также специализированный мониторинг производственно-территориальных комплексов, зон экологического неблагополучия, северных территорий и др. Мониторинг строится на двух уровнях: региональном и локальном. Учет лесного фонда и фоновый мониторинг осуществляют при проведении непрерывного и периодического лесоустройства.

    1. Оценка фактического состояния природных ресурсов:

- экологическая  оценка природных ресурсов- информационная оценка наблюдений, изменений состояния природных ресурсов. Выраженная в качественном состоянии природных ресурсов (уровень ПДК загрязняющих веществ и др.);

- экономическая  оценка природных ресурсов- это  денежное выражение народно-хозяйственного экономического эффекта от рационального использования ограниченных ресурсов биосферы и запасов полезных ископаемых.

Целью оценки является улучшения использования воспроизводства  и охраны природных ресурсов.

Основной вид  оценки - эксплуатационная оценка ресурсов, т.е. народнохозяйственный экономический эффект получаемый в результате рациональной комплексной эксплуатации этого ресурса.

    1. Прогнозное состояние:

Прогнозирование в природопользовании- предсказание в динамике природно - ресурсного потенциала и потребности в природных ресурсах в локальном, региональном и глобальном масштабе.

Прогноз использования  природных ресурсов - это предварительное  определение объема природных ресурсов, которые могут быть вовлечены  в хозяйственный оборот с учетом экологических, социальных, технических и экономических ограничений и возможностей.

В основу прогнозирования  состояния природных ресурсов залажены следующие методы:

- индикативное  планирование - это национальный  план страны с макро- экономическом  обоснованием показателей экономики и мерами регулирования экономических процессов при неизменности принципа самостоятельности хозяйствующих лиц;

- программно-целевое  планирование - это совокупность  направлений действий, увязанных  в пространстве, по времени, содержанию, ресурсам, исполнителям, ориентированных на достижении одной цели в ходе решения масштабной цели;

- бюджетное  планирование - это составление и  исполнение бюджетного плана,  являющаяся частью финансово-бюджетного  регулирования;

- налоговое  планирование - это система сбора, фиксации и обработки информации, необходимой в будущем для правильного использования природных ресурсов.

5. Регулирование  состояния и использования природных  ресурсов:

- контроль за  использованием природных ресурсов (лицензированное природопользование, система платежей за загрязнение природных ресурсов);

- мероприятия  по комплексному и рациональному  использованию природных ресурсов - предполагает выбор оптимального  варианта достижения экологического, экономического и социального  эффекта при использовании природных ресурсов (комплексное использование природных ресурсов предполагает использование безотходных и малоотходных технологий, повторное использование вторичных ресурсов, инвестиции государства в природоохранную деятельность и т.д.).

2.2.1 Характеристика использования  природных ресурсов

 

Рациональное использование  природных ресурсов и охрана окружающей среды – одна из важнейших проблем  современного общества в эпоху развития научно-технического прогресса, сопровождающегося  активным воздействием на природу.

Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных  ресурсов, предотвращение возможных  вредных последствий человеческой деятельности, поддерживание и повышение  продуктивности привлекательности  природных комплексов и отдельных природных объектов.

Комплексное использование  природных ресурсов предполагает использование  безотходных и малоотходных технологий, повторное использование вторичных  ресурсов. С точки зрения воспроизводственного аспекта, комплексное использование природных ресурсов включает широкий круг проблем.

Истощение природных  ресурсов делает дальнейшую их разработку экономически и экологически нецелесообразно.

Принципы рационального  использования природных ресурсов:

- соответствие  характера и способов использования конкретным местным условиям;

- предвиденье  и предотвращение негативных  последствий природопользования;

- повышение  интенсивности освоения;

- сохранение  научных и эстетических ценностей;

- соблюдение  целесообразных, экономически обоснованной  очередности хозяйственного освоения;

- в комплексное  использование;

- уменьшение  или устранение потерь на всех  этапах природопользования;

- всемерная экологизация  производственных процессов.

Сельскохозяйственное землепользовании ЗАО «Флагман» характеризуется разнообразием растительного мира (рисунок 2.2).


 

Рисунок 2.2 –  Растительный мир

 

Проанализировав рисунок 2.2 можно выявить следующие особенности:

- наибольшую площадь  распространения занимает березовый лес (53%-566,8га). Эти породы деревьев расположены по всему землепользованию. И представлены большими лесными массивами.

- меньшую площадь распространения  занимает смешанный лес (27%-288,6га).

- остальная  растительность  представлена осиновым лесом  (20%-213,8га).

         Почвы в данном землепользовании не пригодны для произрастания осиновых лесов, именно поэтому ее количество столь мало, по отношению к другим породам.

Землепользование ЗАО «Флагман» характеризуется  разнообразием животного мира, представленном на рисунке 2.3

Рисунок 2.3 –  Животный мир

 

Проанализировав диаграмму  можно сделать следующий вывод:

- наибольшую площадь  занимают такие животные как  ондатра и водная крыса (61%-1487,4га). Они обитают преимущественно около рек, озер, болот.

- значительно меньшую площадь занимают такие животные как хомяк, перепел, лисица (30%-731,5га). Их можно встретить практически на всей территории землепользования, большие скопления их наблюдаются в лесной зоне, на территориях Казанского лесхоза.

- наименьшую по величине  площадь будут занимать такие  животные как горностай, тетерев  (9%-219,5га).

2.2.2 Установление видов и объема  загрязнений от объектов негативного  воздействия на окружающую среду

 

Загрязнением  называют поступление в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистем.

Прямое административное регулирование предполагает установление лимитов выбросов для каждого источника загрязнения, за которыми следят государственные службы. Если у предприятия выбросы не превышают лимита, плата за квоту все равно взимается.

С целью установления нормативов определяются стандарты  качества среды. Исходя из того состояния  природы, за пределы которого выйти  нельзя, местные власти определяют лимиты для предприятий и выдают соответствующие «лицензии на загрязнение».

Экономические меры управления качеством среды весьма разнообразны: налоги на продукты, потребление которых неизбежно вызывает загрязнение окружающей среды (налог на бензин, содержащий свинец), целевые субсидии (направленные на реализацию специальной программы, установку природоохранного оборудования), налоговые льготы и т.д.

Рисунок 2.4- загрязнение  ресурсов

 

В сельскохозяйственном землепользовании ЗАО «Флагман» загрязнение ресурсов подразделяют на 3 вида: зона сильного, среднего и слабого загрязнения (рисунок 2.4). Эти зоны выделены возле населенных пунктов и объектов утилизации (кладбище, скотомогильники), т.к. эти объекты подвержены большему антропогенному воздействию. От загрязняющих веществ в первую очередь страдают: пашня, пастбища и сенокосы. Болота, водные ресурсы и лесные насаждения подвержены меньшему влиянию т.к. они расположены не так близко от населенных пунктов и объектов утилизации.

В зону сильного загрязнения входят следующие сельскохозяйственные угодья: пашня (6,7%-42,3га), пастбище (2,5%-15,38га), сенокос (2%-12,78га), болото (2,6%-16,25га), водные объекты (4,5%-28,05га), лес (0,3%-0,9га).

В зону среднего загрязнения входят следующие сельскохозяйственные угодья: пашня (11,68%-73,23га), пастбища (7,4%-46,15га), сенокосы (4,1%-25,48га), болото (1,9%-12,01га), водные ресурсы (2,9%-18,65га), лес (0,6%-4,3га).

В зону слабого  загрязнения входят следующие сельскохозяйственные угодья: пашня (26,4%-165,3га), пастбища (15,5%-158,7га), сенокосы (6,9%-43,1га), болото (1,8%-11,12га), водные ресурсы (1.1%-7,2га), лес (1,1%-7,3га).

Общая площадь  землепользования ЗАО «Флагман» составляет 5869,7 га, из которых на 626,5 га воздействуют загрязняющие вещества. Общая площадь сельскохозяйственных угодий, на которую воздействует загрязнение, составляет 626,5 га, на этих землях необходимо провести мероприятия по улучшению экологического состояния этих угодий. Если не провести вовремя мероприятия по улучшению этих земель, то виды сельскохозяйственных угодий могут навсегда выйти из сельскохозяйственного оборота в землепользовании.

Определяющее  значение для контроля и управления качеством окружающей среды имеют  гигиенические нормативы, направленные в первую очередь на профилактику неблагоприятного воздействия загрязняющих веществ на здоровье человека.

 

3. Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель

3.1 Экономическая оценка ущерба  от деградации почв и земель

 

Деградация  почв и земель представляет собой  совокупность природных и антропогенных  процессов, приводящих к изменению  функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

Под степенью деградации почв и земель понимается характеристика их состояния, отражающая ухудшение  состава и свойств. Крайней степенью деградации является уничтожение почвенного покрова и порча земель.

Выделяются  следующие основные типы деградации почв и земель:

Информация о работе Мониторинг и кадастр природных ресурсов