Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:06, контрольная работа
Научно-техническая деятельность человечества в конце XX века стала ощутимым фактором воздействия на природную среду. Тепловое, химическое, радиоактивное и другие виды загрязнения природной среды в последние десятилетия находятся под пристальным вниманием специалистов и вызывают справедливую озабоченность, а иногда и тревогу общественности. По многим прогнозам проблема защиты окружающей среды XXI века станет наиболее значимой для большинства промышленно развитых стран.
Введение
1. Понятие о мониторинге окружающей среды. Цели и задачи. Объект исследования
2. Классификация видов мониторинга
3. Мониторинг состояния природных ресурсов
4. Единая Государственная Система Экологического Мониторинга
5. Системы автоматического мониторинга
6. Организация мониторинга окружающей среды
7. Заключение
Специализированные инспекции аналитического контроля (СИАК) осуществляют надзор за деятельностью ведомственных служб и лабораторий, определяющих содержание загрязняющих веществ в выбросах и сбросах предприятий.
Мониторинг загрязнения абиотической составляющей окружающей природной среды в рамках ЕГСЭМ ведет Государственная служба наблюдения (ГСН) за загрязнением окружающей природной среды.
Основными задачами ГСН являются:
Таким образом, в части
решения чисто экологических
задач ГСН оказывает
В рамках ГСН наблюдения
за загрязнением атмосферного воздуха
проводятся в 284 городах на 664 стационарных
постах, в том числе в 234 городах
- непосредственно
Подсистема мониторинга
загрязнения состоит из центральной
и 10 региональных лабораторий, а также
экспедиционных обследований. Мониторинг
загрязнения морских вод (по химическим
и гидробиологическим показателям)
базируется на данных более чем 500 станций,
расположенных на всех морях России.
В состав сети наблюдений за радиоактивным
загрязнением природной среды входят
1456 гидрометстанций и постов, осуществляющих
измерения мощности экспозиционной
дозы гамма-излучения (1394 пункта), наблюдения
за радиоактивными атмосферными выпадениями
(487 пунктов) и аэрозолями (51 пункт). На
30 пунктах проводятся наблюдения за
содержанием трития в атмосферных
осадках, на 82 - за содержанием стронция
-90 и других долгоживущих радионуклидов
в водах суши и морей. Созданные
в сетевых подразделениях оперативные
группы осуществляют маршрутные и экспедиционные
обследования радиационной обстановки
в районах, прилегающих к радиационно-
Минатом России в рамках системы ЕГАСКРО является ответственным исполнителем разработки подсистемы автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО). В рамках этой подсистемы Сибирским химическим комбинатом создается и внедряется автоматизированная система промышленного мониторинга (АСПРОМ), которая должна обеспечивать выработку управленческих решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности комбината (производство, экология, радиационная и химическая безопасность персонала и населения, управление технологическими процессами и контроль за ними).
Государственный мониторинг
геологической среды (ГМГС) представляет
собой федеральную систему
Среди всех блоков экологического мониторинга в рамках ЕГСЭМ мониторинг биоты является наиболее сложным и наименее разработанным не только в России, но и во всем мире.
Многочисленные публикации
по мониторингу отдельных видов
биоты или проблемам
В настоящее время в системе Госкомэкологии России идет разработка системы мониторинга живой природы в рамках ЕГСЭМ. Она включает три основных блока мониторинга: растительный мир, животный мир, живую природу на охраняемых природных территориях.
Первоочередная задача - определение приоритетных показателей для каждого из блоков мониторинга на федеральном и территориальном уровнях (дифференцированно для наземных, водных и почвенных экосистем).
Методы мониторинга биоты проходят апробацию в рамках разработанной подпрограммы мониторинга особо охраняемых территорий. В ряде заповедников (Центрально-Лесной, Приокско-Террасный) ведется мониторинг биоты эталонных наземных экосистем.
На территории некоторых областей (Амурская, Калужская, Кировская и Курганская) мониторинг биоты выделен в отдельную программу. Цели мониторинга биоты:
Согласно разработанным положениям, на некоторых территориях (Амурская, Калужская, Курганская области) осуществляется следующая деятельность:
5. Системы автоматического мониторинга
Как известно, первые автоматические
системы слежения за параметрами
внешней среды были созданы в
военных и космических
В настоящее время процесс
миниатюризации электронных схем дошел
до молекулярного уровня, делая реальным
полностью автоматизированные, с
всеобъемлющим программным
Основными структурными блоками современных автоматических систем мониторинга являются:
датчики параметров окружающей среды - температуры, концентрации соли в воде, солнечной радиации, ионной формы металлов в водной среде, концентраций основных загрязнений атмосферы и вод, включая СПАВ, гербициды, инсектициды, фенолы, гексахлорциклогексаны (пестициды), бенз(а) пирены и др.;
6. Организация мониторинга окружающей среды
Эффективность любой системы (вида) мониторинга определяется организацией, что представляет собой сложную, многоплановую задачу.
Прежде всего сложность
организации мониторинга
Так, например, система
Важным вопросом организации и функционирования системы мониторинга является ее финансовое обеспечение.
В России наряду с бюджетным
финансированием различных
ФЭФРФ осуществляет финансирование
по направлениям природоохранной деятельности
и федеральным целевым
Вместе с тем
эффективность мониторинга
Конституцией России закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту экологических прав граждан: гарантируют право на охрану здоровья граждан, права на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблагополучных районах и права граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья. Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. регулирует отношения по обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей (условия работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т. п.), при которых отсутствует вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основная ответственность за это возлагается на государство в лице законодательной и исполнительной власти. Однако закон исходит также из того, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - составная часть управленческой, социальной и производственной деятельности всех государственных органов, предприятий, общественных объединений. Закон возлагает на предприятия обязанность осуществления производственного, санитарного и экологического контроля с целью предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечения безопасных условий труда, выпуска продукции, не причиняющей вреда здоровью человека, и др.
Земельный кодекс Российской Федерации ставит своей задачей регулирование земельных отношений в целях рационального использования земель и их охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды. Понятие "охрана земель" включает в себя, в том числе, и защиту земель от загрязнения отходами производства, химическими веществами. Отдельные аспекты охраны окружающей среды и здоровья населения отражены в федеральных законах Российской Федерации "Основы лесного законодательства Российской Федерации", "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", "О континентальном шельфе", "О мелиорации земель", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Административным кодексом Российской Федерации установлена административная ответственность за различные нарушения в области охраны окружающей среды: превышение нормативов ПДВ или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов и др. Уголовным кодексом Российской Федерации, принятым 13 июня 1996 г. и вводимым в действие с 1 января 1997 г., предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления.