Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 00:53, реферат
Традиционно понятие ноосферы связывают с именем Владимира Ивановича Вернадского. Однако сам термин был впервые использован не им.
Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870-1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием.
• История понятия «ноосфера»
• Современные взгляды на ноосферу
• Семь шагов в направлении ноосферы
• Список используемой литературы
Московский
государственный университет
Реферат по экологии
на тему
«Ноосфера.
Учение о ноосфере В.И. Вернадского и современные взгляды»
Приготовила:
Проверила:
Москва, 2011г.
Содержание
История понятия «ноосфера»
Традиционно понятие ноосферы связывают с именем Владимира Ивановича Вернадского. Однако сам термин был впервые использован не им.
Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870-1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/23 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).
Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом.
В основе теории ноосферы
Леруа лежат представления
Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.
Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L'évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l'élan) и длительности (durée).
Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.
Уже в первые годы ХХ века Вернадский начал говорить о том, что влияние Человека на окружающую Природу возрастает настолько быстро, что не за горами то время, когда оно превратится в основную геолого-творческую силу. Человек должен взять на себя ответственность за будущее развитие Природы. Процесс развития окружающей среды и общества станет неразрывным, Биосфера перейдет в сферу ума, в ноосферу, когда развитие планеты будет направляться силой Ума.
Впервые сам термин «ноосфера» прозвучал в 1924 г. в Париже на научном семинаре, где обсуждался доклад В. Вернадского о концепции развития биосферы. Его предложил Е. Леруа, а потом этими понятием пользовался П. Тейяр де Шарден. Сам термин «ноосфера» В. Вернадский начал употреблять в последние годы своей жизни.
Сам Вернадский в статье «Несколько слов о ноосфере», впервые опубликованной в 1944 году писал следующее:
«…Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли - с ее биосферой.
Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту.
В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера»...
«…Младшие современники Ч. Дарвина - Д. Д. Дана (1813-1895) и Д. Ле-Конт (1823-1901), два крупнейших североамериканских геолога (а Дана к тому же минералог и биолог) выявили еще до 1859г. эмпирическое обобщение, которое показывает, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении… Это явление было названо Дана "цефализацией", а Ле-Контом "психозойской эрой".
Исходя из геологической роли человека, А. П. Павлов (1854-1929) в последние годы своей жизни говорил об антропогенной эре, нами теперь переживаемой. Он не учитывал возможности тех разрушений духовных и материальных ценностей, которые мы сейчас переживаем вследствие варварского нашествия немцев и их союзников, через десять с небольшим лет после его смерти, но он правильно подчеркнул, что человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей.
Эта геологическая сила сложилась геологически длительно, для человека совершенно незаметно. С этим совпало изменение (материальное прежде всего) положения человека на нашей планете.
В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно. Наше пребывание в 1937-1938гг. на плавучих льдах Северного полюса это ярко доказало. И одновременно с этим, благодаря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно. Перелеты и перевозки достигли скорости нескольких сот километров в час и на этом они еще не остановились.
Все это результат цефализации Дана (1856), роста человеческого мозга и направляемого им его труда.
В историческом состязании, например в войне такого масштаба, как нынешняя, в конце концов побеждает тот, кто этому закону следует. Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы. Я употребляю здесь понятие "закон природы", как это теперь все больше входит в жизнь в области физико-химических наук, как точно установленное эмпирическое обобщение.
Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости.
Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера"».
«Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах».
В работе Вернадского
«Биосфера и ноосфера», опубликованной
в журнале «Американский
Из определения перехода биосферы в ноосферу следует заключить, что вся жизнь устремляется к сознанию и ещё более развитым ментальным состояниям. Технология не может быть итогом жизни, а является всего лишь промежуточной стадией, способствующей появлению планетарного сознания – вначале в виде киберсферы, а затем в виде качественно иного состояния, истинной ноосферы. Это означает, что эволюция устремлена в сторону утончения ментальной чувствительности и сознания человека. Описывая следующую геологическую эпоху как Эру Психозоя (одухотворение материи), Вернадский смог доказать, что появление ноосферы соизмеримо с большими геологическими событиями прошлого. Причиной этого является воздействие, например, современной научной мысли и её технологического применения.
Согласно Вернадскому, биосфера XX века трансформируется в ноосферу, которая была порождена, прежде всего, ростом науки, научного понимания и социальной активности человека, основанной на этом понимании. С момента наступления эры механизации – частоты 12:60 механистического времени – совокупная научная мысль увеличила свой потенциал настолько, что способна оказывать влияние на фундаментальном уровне, на геологическую эволюцию Земли. Следовательно, появление ноосферы может произойти только при сопутствующем ему появлении «научной причины».
В 1938г. Вернадский предположил, что «изменения биосферы научной мыслью через посредство организованного труда человека является не случайным проявлением, которое зависит от воли человечества, а первоначально является природным процессом, глубинные истоки которого подготавливались эволюционным процессом на протяжении сотен миллионов лет…» Таким образом, ноосфера скорее является функцией высших законов эволюции, чем случайного выбора и выживания более приспособленного. Если достижение высшего ментального развития является целью биологической эволюции, тогда соответственным образом должны изменяться жизненные стандарты и приоритеты. Поэтому Вернадский заявляет, что «человечество способно и должно преобразовать сферу своей жизни собственной работой и мышлением, преобразовать её радикально по сравнению с прошлым…» Поистине радикальное преобразование должно начаться с представления парадигмы, что находится за пределами экономического человека. Хомо ноосферикус вместо хомо экономикуса? Тогда мы действительно будем на совершенно иной почве.
Если процесс трансформации биосферы в ноосферу происходит согласно природному закону, то какова природа этого перехода и что мы уже знаем об этом? Не существует ли, в таком случае, неких основополагающих принципов, управляющих последовательностью мутации – биосферно-ноосферным переходом – которые мы можем определить и благодаря этому лучшим образом провести себя через те бурные годы, что непосредственно ожидают нас?
Согласно неомарксистскому восприятию Вернадского, появится новая, трансформированная стадия человеческого общества, подтверждающая ноосферу. Конечно, приход ноосферы произведёт такое новое общество, но это будет следствием. Какова же природа причины – ноосферы? Несмотря на то, что Вернадский говорит о наступлении Эры Психозоя (эры ноосферы), он на самом деле не описывает ноосферу как ментальную структуру, а говорит только о триумфе настоящего рационального мышления, то есть мышления, согласованного с законами, управляющими природой и эволюцией биосферы.
Однако вплоть до своей смерти в 1945г. Вернадский стремился обратить внимание, по крайней мере, своих русских политиков и руководителей, что процесс биосферно-ноосферного перехода является неизбежным и что им следует принимать это во внимание и составлять соответствующие планы. Смысл при этом состоял в том, что ноосфера не будет согласована с нынешними принципами экономического детерминизма и поэтому её появление вызовет необходимость переосмысления нынешнего политического и социоэкономического порядка человеческой цивилизации. Вопрос состоит в том, по-прежнему ли человечество, ещё больше погружённое в материализм, без границ или прецедента, что вызывало сомнения даже у Вернадского, имеет желание или возможность по собственной воле объединиться и совершить подобную перемену.
В своё время, в 1968 году, через достаточно большой период после смерти Вернадского, ЮНЕСКО созвало большой симпозиум по биосфере – единственное подобное событие из когда-либо проводимых официально. Вслед за этим в 1972г. Организация Объединённых Наций организовала в Стокгольме первый Саммит по вопросам Окружающей Среды. Несмотря на то, что это вызвало определённую обеспокоенность в направлении осознания окружающей среды, истинное решение человечества было установлено в следующем году в Римском Клубе на конференции «Ограничения роста». Тогда корпоративной элитой было решено поддерживать стандартную мировую модель, то есть сохранять нынешнюю скорость промышленного роста, несмотря на то, что было понятно, что к 2020г. эта линия приведёт к большому кризису. Вследствие этической несостоятельности людей, стандартная мировая модель была превышена при торжестве денежной политики и её порождения – глобализации. В результате этого мы сейчас проживаем этот предсказанный кризис на несколько лет «раньше».
Вследствие принятия стандартной мировой модели, ООН (под председательством Мауриса Стронга) созвала второй конгресс по вопросам окружающей среды – Саммит Земли в Рио – только в 1992г., то есть 20 лет спустя после первой конференции ООН по вопросам окружающей среды. После этого саммита появилось понятие «устойчивого развития». По своей сути являющееся модификацией «стандартной мировой модели», устойчивое развитие предполагает «озеленение промышленного общества», что ускоряет экономическую эксплуатацию менее развитых стран и применяет такую новую концепцию как «экотуризм», однако не учитывает нынешнего стандарта жизни богатых стран. Саммит в Рио прошёл точно тогда, когда G-7 (Группа Семи промышленных наиболее развитых стран) только обрела свою силу как контролирующая силовая элита – новый мировой порядок – управляющая делами глобализованного общества. Это привело к эпохе триумфа денежной политики.
Информация о работе Ноосфера. Учение о ноосфере В.И. Вернадского и современные взгляды