Нормативно-правовое регулирование природно-охранной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 08:20, реферат

Описание работы

В соответствии с Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» вышеперечисленные принципы экономики природопользования конкретизированы для хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, в следующих принципах:
соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно - обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

Содержание работы

Введение .....................................................................................................................3
Нормативно-правовое регулирование природно-охранной деятельности в РФ.................................................................................................................................4
2. Наднациональные механизмы регулирование природопользования..............7
3. Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды...........................................................................................................................12
Список использованной литературы .....................................................................13

Файлы: 1 файл

Нормативно-правовое регулирование природно-охранной деятельности в РФ.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение .....................................................................................................................3

  1. Нормативно-правовое регулирование природно-охранной деятельности в РФ.................................................................................................................................4

2.    Наднациональные механизмы регулирование природопользования..............7

3.    Понятие экономического механизма охраны окружающей  природной среды...........................................................................................................................12

Список использованной литературы .....................................................................13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Экологическая безопасность в РФ поддерживается определенными нормативно-правовыми документами, к числу которых относятся Конституция РФ, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011).

В соответствии с Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» вышеперечисленные принципы экономики природопользования конкретизированы для хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, в следующих принципах:

  • соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; 
  • научно - обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственности органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде;
  • независимости контроля в области охраны окружающей среды;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 
  • соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
  • ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
  • международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нормативно-правовое регулирование

природно-охранной деятельности в РФ

 

Приведенные законодательно-нормативные акты отражают только основные требования, на которые необходимо ориентироваться при оценке экологической безопасности.

Основами обеспечения данных законов служат подзаконные нормативно- правовые акты — санитарные нормы и правила, технические стандарты, ГОСТ, СНИП и др.), методические рекомендации и т. п. Таким образом, они регламентируют качество окружающей среды посредством нормативов при выполнении технических решений.

Источниками природно-ресурсного права являются на наднациональном уровне международные соглашения и конвенции, на национальном — законы, указы, акты, распоряжения и постановления.

Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей.

В составе Государственной Думы действуют Комитет по экологии Комитет по природным ресурсам и природопользованию.

В состав Комитета Государственной Думы по экологии входят девять депутатов, представляющих фракции и депутатские группы в Государственной Думе.

Комитет состоит из семи подкомитетов: по экологической безопасности; по экологии человека; по устойчивому развитию; по особо охраняемым природным территориям; по региональной экологической политике; по промышленной экологии; по бюджетной и информационной политике.

Основные направления деятельности Комитета:  

  • осуществление предварительной экспертизы законопроектов в области охраны окружающей природной среды и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой; 
  • осуществление подготовки заключений по законопроектам, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; 
  • организация и проведение парламентских слушании, касающихся вопросов охраны окружающей природной среды; 
  • проведение экспертизы, подготовка заключений и предложений по законопроектам, находящимся на рассмотрении в Государственной Думе и затрагивающим вопросы охраны окружающей природной среды.

За период существования Комитета были приняты и подписаны Президентом Российской Федерации федеральные законы, например:

  • "Об особо охраняемых природных территориях"
  • "Об экологической экспертизе"
  • "О геодезии и картографии"
  • "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
  • "Об охране атмосферного воздуха"
  • "Об обращении с радиоактивными отходами"

Существенных правовых норм, регулирующих общественные отношения, в тексте подготовленных проектов не наблюдалось, помимо аналогичных предписаний, содержащихся в Федеральном законе об охране окружающей среды.

В структурах исполнительных органов власти имеется значительное число органов, осуществляющих управление и контроль в различных областях природопользования.

При Совете Безопасности РФ действует Межведомственная комиссия по экологической безопасности, созданная в целях реализации возложенных на Совет Безопасности РФ задач в области обеспечения экологической безопасности России.

Природоохранные функции (в той или иной степени) выполняют:

  • Министерство природных ресурсов и экологии РФ (МПР);
  • Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 
  • Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была установлена система федеральных органов исполнительной власти, состоящая из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Данным Указом Федеральному агентству по недропользованию были переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере недропользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
  • Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
  • Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору при правительстве РФ (Ростехнадзор). 20 мая 2004 г. Указом Президента Российской Федерации Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). Создано на основании Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 путём преобразования ранее существовавшего Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству.

Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, - экологические преступления.

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содержащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262).

В ряд статей УК РФ введены новые квалифицирующие признаки экологических составов преступлений - совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.)

В виде санкций за экологические преступления применяются штраф (до 1млн. руб. например, за незаконную вырубку деревьев), лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок (до 8 лет за уничтожение или повреждение лесов, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов и т.д).

Но обычно штрафы ограничиваются суммами от 20 до 100 тысяч рублей.

Административная ответственность применяется специально уполномоченными органами государственного экологического управления.

Органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, статьями 7.6, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4 - 8.6, 8.12, частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.15, 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 - 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьями 8.39, 8.41 КоАП РФ.

Сегодня экологические отчисления предприятий не покрывают даже десятой доли необходимых финансовых затрат на охрану окружающей среды. Минимальные разовые инвестиции на водные очистные сооружения в масштабах страны оцениваются в 705 млрд рублей, или 35 млрд рублей в год. Фактически предприятия заплатили за вредные стоки в 2008 году всего 4,8 млрд рублей.

Минприроды РФ предлагает увеличить штрафы за выброс загрязняющих веществ предприятиями в атмосферу. Сегодня суммарный объем платежей по штрафам составляет 18-19 млрд руб. К 2020 году Министерство надеется увеличить этот показатель в 5 раз — до 90 млрд руб.

Минприроды предлагает ввести с 1 января 2014 года повышающие коэффициенты к действующему уровню платежей. Для временно разрешенных нормативов - 25-кратный коэффициент к действующему уровню платежей, а для воздействия сверх разрешенного стократное увеличение.

В российском законодательстве важна проблема возмещения ущерба биологическим системам, который не связан напрямую с ущербом третьим лицам и не регулируется Гражданским кодексом РФ. Отметим, что похожие проблемы имеют место не только в России, но и в странах Запада.

В Европейском союзе существует директива, согласно которой может компенсироваться не только прямой ущерб здоровью и собственности, но и сопутствующий экологический ущерб. Природно-ресурсное законодательство стран СНГ и Восточной Европы долгое время строилось на концепции государственной собственности на средства производства и на природные ресурсы в частности.

 

2 Наднациональные механизмы регулирование природопользования

 

В эпоху глобализации экологические проблемы выходят за национальные рамки, становятся общей проблемой не только выживания, но и сохранения человеческого рода.

В 1946 г. была создана Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), одним из направлений деятельности которой стала охрана окружающей среды (ООС). Уже в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО возник Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) — международная научно-консультативная организация для сохранения природных богатств Земли. В 1966 г. была издана международная Красная книга, в которой содержались списки видов, находящихся на грани вымирания. По решению Стокгольмской конференции (1972) была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и установлен Всемирный день охраны окружающей среды — 5 июня. Большую известность получили следующие конвенции по ООС международного значения:

  • Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях (1971),
  • Лондонская конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972), 
  • Парижская конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1973),
  • Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния(Базель, 1979),
  • Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Берн, 1979).

В 1980 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений». В 1982 г. была принята Всемирная хартия природы.

Одним из важнейших результатов Конференции ООП по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) стал документ под названием «Программа действий. Повестка дня на XXI век», а также Конвенция о биологическом разнообразии, Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Заявление о Принципах в отношении лесов. В 1994 г. была принята Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование природно-охранной деятельности в РФ