Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 11:04, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является обоснование мониторинга шумового воздействия в городской среде.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
изучены допустимые уровни шума;
описаны основные источники шума в городской среде;
приведены результаты исследования акустического загрязнения городских территорий автомобильным транспортом;
изучены рекомендации по организации наблюдений для оценки акустического загрязнения от различных видов транспорта;
приведен алгоритм создания шумовой карты и дано описание программных продуктов для оценки акустического воздействия
Введение 3
1. АКУСТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 5
1.1 Гигиеническое нормирование шума и последствия превышений по нормативам 6
1.2 Источники шума в городах 8
1.2.1 Автомобильный транспорт как источник шумового загрязнения 10
1.2.2 Железнодорожный транспорт как источник шумового загрязнения 12
1.2.3 Авиационный транспорт как источник загрязнения 14
1.3 Обзор по исследованию акустического загрязнения городских территорий. 16
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ АКУСТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 30
2.1 Мониторинг шума автомобильного транспорта 31
2.2 Мониторинг шума железнодорожного транспорта 34
2.3 Мониторинг авиационного шума 38
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ 46
3.1 Алгоритм создания шумовой карты города 46
3.2 Описание программных продуктов 48
Заключение 55
Список литературы 57
В таблице 1.2. представлены действующие в России допустимые уровни внутреннего и внешнего шума, которые не должны превышать более, чем на 1 дБА базовые модели автомобилей, предназначенные для эксплуатации на общей сети автодорог. Внутренний шум определяется в точках, расположенных в кабине или салоне автомобиля, внешний – в точках, находящихся вне транспортного средства. [19, 20]
Таблица 1.2. – Допустимые уровни внутреннего шума базовых моделей транспортных средств [19]
Тип автомобиля |
Уровни шума транспортных средств, произведенных, дБА | |
до 01.01.91 |
после 01.01.91 | |
Легковые и грузопассажирские |
80 |
78 |
Грузовые и автопоезда для международных перевозок |
82 |
80 |
Остальные грузовые и автопоезда |
84 |
82 |
Автобусы с передним расположением двигателя: - рабочее место водителя - пассажирское помещение |
82 81 |
80 80 |
Автобусы с другим расположением двигателя: - рабочее место водителя - пассажирское помещение (кроме городского автобуса) - пассажирское помещение городского автобуса |
72 82
84 |
78 80
82 |
На шум, создаваемый автомобилями, влияют следующие факторы:
Наименее шумные – это автомобили с электроприводом, их шум на 10 – 15 дБА ниже, чем шум автомобилей с бензиновым приводом. Наиболее шумные – грузовые автомобили с дизельным приводом большой (более 159 кВт) мощности (табл. 1.3.).
Таблица 1.3. – Средние характеристики внешнего шума автомобилей
Тип и класс автомобиля |
Уровни звука, дБА |
Электромобили |
55 |
Легковые автомобили: с бензиновым двигателем с дизельным двигателем |
70 72 |
Автомобили-пикапы с дизельным двигателем |
75 |
Грузовые автомобили: мощностью до 150 кВт мощностью более 150 кВт |
85 90 |
Как видно из таблиц шумовое воздействие, оказываемое базовыми транспортными средствами, приближено к уровню, вредному для организма человека (более 80 дБА), тем более этот факт приобретает особое значение, если учесть, что транспортные потоки создают постоянную шумовую нагрузку на акустическую среду в зоне влияния автодорог. [6]
Воздействие шума железнодорожного транспорта на окружающую среду и пассажиров чрезвычайно многообразно. По интенсивности этот шум занимает промежуточное положение между авиационным и автомобильным, но по числу источников шума различного происхождения ему нет равных.
Можно выделить три основных объекта, на которые воздействует шум от железнодорожного транспорта:
На примагистральных территориях и в селитебной зоне основными источниками шума в окружающей среде (табл. 1.4.) являются:
Таблица 1.4. – Интенсивность шума от железнодорожного транспорта
Источник шума |
Расстояние, м |
Уровень звука , дБА |
Движение подвижного состава со скоростью 60 – 80 км/ч |
25 |
70 – 85 |
Движение поезда по мосту со скоростью 60 – 80 км/ч |
25 |
80 – 90 |
Движение подвижного состава со скоростью 150 – 200 км/ч |
25 |
85 – 95 |
Электровозы |
25 |
75 – 80 |
Тепловозы |
25 |
80 – 95 |
Путевые машины вибрационного действия, щебнеочистительные машины |
25 |
80 – 95 |
Соударение вагонов |
25 |
95 – 100 |
Звуковые сигналы локомотивов и электроподвижного состава |
25 |
100 – 110 |
Тяговые подстанции |
25 |
45 – 50 |
Сортировочные станции |
100 - 150 |
70 – 85 |
В вагоне транспортного средства воздействует в основном шум от качения колеса по рельсу, а также работа вспомогательных агрегатов (компрессора, электродвигателя и пр.). в метрополитене дополнительный источник шума – отражение звука от поверхности тоннеля. Уровни шума в вагонах даны в табл. 1.5.[6]
Таблица 1.5. – Шум в вагонах при движении со скоростью 60 – 80 км/ч
Вид поезда |
Уровень звука, дБА |
Пассажирские поезда |
60 – 70 |
Электроподвижной состав |
70 – 85 |
Метрополитен |
80 - 90 |
Из всех видов городского транспорта наиболее шумный трамвай. Стальные колеса трамвая при движении по рельсам создают уровень шума на 10 дБА выше, чем колеса автомобиля при соприкосновении с асфальтом. Трамвай создает шумовые нагрузки при работе двигателя, открывании дверей, подаче звуковых сигналов. Эквивалентный уровень звука трамвая составляет 75 – 96 дБА.[17]
В РФ подвержено воздействию шумов от авиатранспорта, так как воздушные трассы из более 300 аэропортов проходят над населенными пунктами, а большая часть эксплуатируемого в России парка воздушных судов не удовлетворяет современным требованиям по шумовым характеристикам.
Парк самолетов гражданской авиации непрерывно обновляется, на авиалиниях появились новые турбореактивные и турбовинтовые самолеты. Увеличиваются пассажиро и грузоперевозки, строится большое количество аэродромов и аэропортов, реконструируются существующие. Нередко аэропорты гражданской авиации оказываются расположенными в непосредственной близости от жилой застройки, а воздушные трассы проходят над многочисленными населенными пунктами. Авиационный шум оказывает существенное влияние на шумовой режим территории в окрестностях аэропортов. Уровень шума зависит от направления взлетно-посадочных полос и трасс пролетов самолетов, интенсивности полетов в течение суток, сезонов года, от типов самолетов, базирующихся на данном аэродроме, и т. д. При круглосуточной интенсивной эксплуатации аэропортов эквивалентные уровни звука на жилой территории достигают в дневное время 80 дБА, в ночное - 78 дБА, максимальные уровни колеблются от 92 до 108 дБА
Одним из наиболее мощных источников шума являются вертолеты и самолеты особенно сверхзвуковые. В таблице 1.6. показана интенсивность шума от различных видов воздушного транспорта. [17]
Таблица 1.6. – Интенсивность шума от видов воздушного транспорта.
Источник шума |
Уровень звука, дБА |
Вертолет |
106 |
Турбовинтовый самолет |
105-115 |
Реактивный самолет |
110-120 |
В России допустимые уровни авиационного шума определяет ГОСТ 22283–88 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения» (табл. 1.7.)
Таблица 1.7. – Нормы авиационного шума
Время суток |
Допустимые эквивалентные уровни звука, дБА |
Максимально допустимые уровни звука, дБА |
День (7.00–23.00) Ночь (23.00–7.00) |
65 55 |
85 75 |
Требования отечественного ГОСТ 22283–88 жестче аналогичных зарубежных нормативов, что видно из табл. 1.8. (разница составляет 15 -23 дБА).[6]
Таблица 1.8. – Нормы шума в зарубежных аэропортах
Время суток |
Максимально допустимые значения уровня звука, дБА | |||
Нью-Йорк, США, аэропорт Кеннеди |
Лондон, Англия, аэропорт Хитроу |
Амстердам, Нидерланды, аэропорт Шипхолл |
Цюрих, Швейцария, аэропорт Клотен | |
День Ночь |
99 89 |
97 89 |
98 98 |
100 95 |
При тех высоких требованиях к точности и надежности управления современным самолетом, которые предъявляются к экипажу летательного аппарата, повышенные уровни шумов оказывают отрицательное воздействие на работоспособность и быстроту принятия информации экипажем. Шумы, создаваемые самолетами, вызывают ухудшение слуха и другие болезненные явления у работников наземных служб аэропорта, а также у жителей населенных пунктов, над которыми пролетают самолеты. Отрицательное воздействие на людей зависит не только от уровня максимального шума, создаваемого самолетом при полете, но и от продолжительности действия, общего числа пролетов за сутки и фонового уровня шумов. На интенсивность шума и площадь распространения существенное влияние оказывают метеорологические условия: скорость ветра, распределение ее и температуры воздуха по высоте, облака и осадки.
Особенно острый характер проблема шума приобрела в связи с эксплуатацией сверхзвуковых самолетов. С ними связаны шумы, звуковой удар и вибрация жилищ вблизи аэропортов. Современные сверхзвуковые самолеты порождают шумы, интенсивность которых значительно превышает предельно допустимые нормы.[8]
Около 70 % крупных городов имеют проблему высокого шумового загрязнения. Из общего шумового загрязнения крупного мегаполиса на долю транспорта приходится около 80-90 %, поэтому исследование шумового загрязнения от транспорта является необходимым для дальнейшего принятия мер по защите от шумового воздействия.[12]
Исследования шумового загрязнения в Ростове-на-Дону.
Информация о работе Обоснование программы мониторинга шумового воздействия в городской среде