Общая характеристика экологической функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Значительным достижением последних десятилетий стало то, что система и содержание функций государств демократического типа, к каковым относится и Российская Федерация, начали существенно трансформироваться с учетом экологического фактора. Данную проблему можно назвать актуальной не только для нашего государства, но и для всего мирового сообщества в целом. Важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих его деятельность в государственных сферах планетарного масштаба, затрагивающих всю цивилизацию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..1

Глава 1. Функции государства
1.1. Понятие и признаки функций государства………………………….2-4
1.2. Классификация функций государства………………………………4-9
Глава 2. Общая характеристика экологической функции государства
2.1. Роль экологической функции в деятельности государства…………9-8
2.2. Внутренняя экологическая функция государства…………………10-13
2.2. Внешняя экологическая функция государства ……………………14-17
2.3. Формы осуществления экологической функции государства……17-21
Заключение…………………………………………………………………..22
Список использованной литературы:……………………………………

Файлы: 1 файл

Экологическая функция государства.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..1

 

Глава 1. Функции государства 

1.1. Понятие и признаки  функций государства………………………….2-4

1.2. Классификация функций  государства………………………………4-9

Глава 2. Общая характеристика экологической функции государства

2.1. Роль экологической  функции в деятельности государства…………9-8

2.2. Внутренняя экологическая  функция государства…………………10-13

2.2. Внешняя экологическая  функция государства ……………………14-17

2.3. Формы осуществления  экологической функции государства……17-21

Заключение…………………………………………………………………..22

Список использованной литературы:……………………………………23-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Значительным достижением  последних десятилетий стало  то, что система и содержание функций  государств демократического типа, к  каковым относится и Российская Федерация, начали существенно трансформироваться с учетом экологического фактора. Данную проблему можно назвать актуальной не только для нашего государства, но и для всего мирового сообщества в целом. Важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих его деятельность в государственных сферах планетарного масштаба, затрагивающих всю цивилизацию.

В настоящее время во многих странах усилился удельный вес экологической функции, которая становится одной из наиболее приоритетных функций государства, особенно в свете концепции устойчивого развития общества. В данной работе рассмотрены международный и внутригосударственный аспекты экологической функции государства, а также основные способы осуществления экологической функции государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Функции  государства

 

1.1. Понятие  и признаки функций государства

Функция в теории государства  и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. На современном этапе развития науки показано, что на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации, среди которых можно назвать ядерное вооружение, демографические, сырьевые, экологические и иные глобальные проблемы. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации как таковой, поскольку они реализуются исключительно в воздействии на общественные отношения [1].

Среди других государственных  и негосударственных явлений функции государства выделяют следующие их общие черты:

  1. Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отожествляются и не могут отожествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Это не просто механическое сложение, а осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.
  2. Функции государства всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.
  3. В функциях государства прослеживается прямая связь  не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на данном этапе его развития основными целями и задачами. Постановка перед государством на определенном этапе его развития соответствующих задач объективно обуславливает осуществление конкретных функций. Приоритетность и масштаб реализации функций в значительной мере обуславливается важностью и масштабностью целей и задач государства. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. Аналогичная ситуация в обществе складывается и во время экономических кризисов или экологических катастроф.
  4. Функции государства не стоит отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.
  5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства [3].

Функции государства, несмотря на отличия в содержании, формах и методах их реализации, по своей  сути одинаковы у любого государства, находящегося на одном определенном этапе развития [1]. Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общество в целом [4].

Особенно следует отметить, что функции государства некоторыми правоведами рассматриваются как «направление деятельности», а не как непосредственную деятельность. В то же время действие предполагает функционирование какой-либо системы (механизма), в силу чего сведение содержания понятия «функции государства» исключительно к видам его деятельности также представляется не вполне обоснованным, так как ведет к отождествлению понятий «функции государства» и «функционирование государственного механизма» [1].

 

1.2. Классификация функций государства

 

В настоящее время  приводят следующие способы классификации  функций государства.

Можно выделить внутренние и внешние функции государства.

Внутренние  функции представляют собой основные направления разнообразной деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям государства относятся:

1) экономическая, которая  состоит в выработке и координации  стратегических направлений развития  экономики страны;

2) социальная, которая состоит в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

3) культурно-воспитательная, направленная на формирование  человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

4) охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном  проведении в жизнь гарантий  законности, реальном воплощении  правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;

5) природоохранительная (экологическая) функция, направленная  на защиту окружающей среды.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене задач и целей. Эти функции зависят от политического режима, типа государства, от этапов развития одного о того же государства, от складывающейся в мире обстановки, от характера взаимоотношений между государствами [2]. К внешним функциям государства относятся:

1) оборона страны;

2) взаимовыгодное сотрудничество  с зарубежными странами;

3) межгосударственное  экономическое и политическое сотрудничество государств;

4) культурное и научно-техническое  сотрудничество

А.В. Венгеров критикует такое деление функций, считая, что это определенное наследство, доставшееся современной отечественной теории государства от ее предыдущего марксистско-ленинского методологического подхода. На предыдущем этапе в теории государства классификация функций жестко привязывалась к классовой сущности государства. Внутренние функции проходили по «ведомству» классовой сущности государства, например, хозяйственно-организаторская функция наиболее ярко характеризовала социалистическое государство, ведь его назначение, как декларировалось, сводилось к построению социалистической экономики. Исторический опыт показал, что это не так. И на современном этапе как раз требуется отказ от государственного патернализма, уход от уравнительной психологии и социального иждивенчества, вытекающих из организаторско-хозяйственной функции государства.

Внешним функциям, как правило, отводилась роль общесоциальных функций: борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т.п., хотя зачастую все это имело демагогический характер. Сейчас разделение функций на внутренние и внешние утратило в известной степени свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот. По мнению А.В. Венгерова экологическая и другие функции государства могут быть охарактеризованы как глобальные [5].

К основным функциям государства  предлагается относить: управленческо-обеспечительную (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества) и охранительную (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).

Кроме такой традиционной классификации, функции государства можно поделить в зависимости от продолжительности их существования (на постоянные и временные), в зависимости от социальной значимости (на выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев, групп и представляющие интересы всего общества). Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в тот или иной конкретно-исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций, можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе [1].

Кроме этого возможно деление функций государства в зависимости от сфер их приложения (на политические, идеологические, социальные, экономические) и от форм их реализации (на правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) [2].

Классификация функций  государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеральном государстве – эта функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого их участников этого союза государств [3].

Возможна классификация  функций государств и исходя из принципа разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, судебные. Особенность данной классификации заключается прежде всего в том, что она отражает механизм реализации государственной власти и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной [6].

Функции государства  не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Пример такой функции – охрана природы [1].

Вопрос о функциях государства  имеет не только теоретическое, но и  практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности [3].

 

Глава 2. Общая характеристика экологической функции государства

2.1. Роль экологической функции в деятельности государства

 

Экологический фактор оказывает  определенное влияние на эволюцию функций государства, суть которого заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный каллапс, глобальный кризис [5].

Информация о работе Общая характеристика экологической функции государства