Общая характеристика экологической функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Значительным достижением последних десятилетий стало то, что система и содержание функций государств демократического типа, к каковым относится и Российская Федерация, начали существенно трансформироваться с учетом экологического фактора. Данную проблему можно назвать актуальной не только для нашего государства, но и для всего мирового сообщества в целом. Важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих его деятельность в государственных сферах планетарного масштаба, затрагивающих всю цивилизацию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..1

Глава 1. Функции государства
1.1. Понятие и признаки функций государства………………………….2-4
1.2. Классификация функций государства………………………………4-9
Глава 2. Общая характеристика экологической функции государства
2.1. Роль экологической функции в деятельности государства…………9-8
2.2. Внутренняя экологическая функция государства…………………10-13
2.2. Внешняя экологическая функция государства ……………………14-17
2.3. Формы осуществления экологической функции государства……17-21
Заключение…………………………………………………………………..22
Список использованной литературы:……………………………………

Файлы: 1 файл

Экологическая функция государства.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Россия является участницей встреч на высшем уровне министров  окружающей среды стран Большой  восьмерки, с 1991 года сотрудничает с  Организацией экономического сотрудничества и развития в рамках программы технической помощи странам с переходной экономикой. Бывшие союзные республики, за исключением стран Балтии и Украины, создали Межгосударственный экологический совет на основе Соглашения 1992 года «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды». Руководители природоохранных ведомств одиннадцати стран СНГ – членов Межгосударственного экологического совета – раз в год встречаются для обсуждения и координации действий по проблемам экологии. Созданы одиннадцать рабочих групп по выполнению соглашений о сотрудничестве в области экологической информации, мониторинга, трансграничных рек, по охране перелетных птиц, млекопитающих и мест их обитания, по трансграничным перевозкам опасных отходов. Россия выполняет роль координатора среди стран СНГ по ряду экологических вопросов, в том числе по вопросу создания Межгосударственного центра экологического мониторинга. Завершается работа над Красной книгой, охватывающей все страны СНГ.

В рамках Арктического Совета Россия участвует, наряду с другими семью арктическими странами, в реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики, предусматривающей мониторинг, сохранение фауны и флоры, охрану морской среды и готовность к чрезвычайным ситуациям. Результатом этой стратегии, принятой на встрече в 1991 году, явилось активное сотрудничество, свободный обмен информацией и публикациями научных исследований и оценок.

Вхождение России в международное  экологическое правовое пространство стало еще одним мощным импульсом  в развитии экологического сознания российских граждан. А ведь именно развитие экологического сознания населения является условием успешного осуществления экологической политики государства.

 

Несмотря на разделение экологической функции на внутреннюю и   внешнюю, приведенные данные об участии Российской Федерации в международных проектах  показывают, что нельзя четко выделить внешнюю или внутреннюю функции государства. Это связано с тем, что в конечном счете экологическая функция любого государства должна заключаться в сохранении биосферы Земли в целом. Большое количество глобальных экологических проблем (сохранение озонового слоя, глобальное потепление, кислотные дожди, загрязнение мирового океана) невозможно решить в рамках только внутренней государственной политики или только международных экологических проектов.

 

2.3. Формы осуществления экологической функции государства

 

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды обеспечивается:

- планированием и нормированием  качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- социальным и государственным  страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения;

- предоставлением каждому  реальных возможностей для проживания  в условиях благоприятной для  жизни и здоровья окружающей  природной среды;

- возмещением в судебном  или административном порядке  вреда, причиненного здоровью  граждан в результате загрязнения  окружающей природной среды и  иных вредных воздействий на  нее, в том числе последствий  аварий и катастроф;

- государственным контролем  за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения [12].

Таким образом, экологическая  функция государства выражается большей частью в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. [4]. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной cреды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания [16]. Следует отметить, что действия государства по дифференцированию и отбору интересов, подлежащих к переводу на охраняемый законом уровень, имеют во многом дискретный характер, что объясняется «неидеальностью» государства как механизма публичной власти, осуществляемой в интересах всего общества. Соответственно, общезначимые экологические интересы еще далеко не в должной степени отражаются государством в его политике и в законодательстве [11].

Нормативно-правовые акты природоохранной деятельности имеют  ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность заключается в том, что правовые нормы данной отрасли, как было отмечено выше, имеют прописку в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

К этому следует добавить, что экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные. правовые механизмы. Используя экономические, научно-технические, политико-юридические, культурно-просветительные средства, государство проводит в жизнь программу защиты и улучшения природной среды обитания человека. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация ее интересов потребует внесения определенных корректив в экономическое развитие страны. Уже сегодня, например, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами выделяет «научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества». С учетом складывающиеся обстановки, возможно, в скором будущем придется сменить акценты в сторону повышения значимости экологических приоритетов [8].

Важным принципом охраны окружающей природной среды, как уже упоминалось, является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. К основным принципам относится также рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей среды. Необходимо учитывать требования по воспроизводству природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Деятельность общества и государства, всех граждан в сфере охраны окружающей природной среды основана на соблюдении требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения

Таким образом можно  выделить следующие направления деятельности государства при выполнении экологической функции:

- Государство принимает  меры по нормированию качества  окружающей природной среды. На  основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный воздух, водные источники и почву) вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

- Государство регулирует  общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

- Государство осуществляет  меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений.

- Государство осуществляет  деятельность по выявлению и  пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства [3].

Особенно хочется отметить важную задачу государства – повышение  уровня экологического сознания граждан. Это особенно актуально для нашей  страны, в которой эффективность природоохранной деятельности государственных органов остается достаточно низкой и нам еще только предстоит совершенствовать механизмы выполнения экологической функции государства. Как показывает опыт других стран, формирование экологической политики государства зависит от деятельности общественных огранизаций [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одним из приоритетных направлений  реализации экологической функции  государства сегодня может считаться  построение обоснованных экономических  отношений между природопользователями, государством и обществом по поводу использования и охраны объектов окружающей среды. В основу таких отношений должен быть положен принцип обеспечения общественных экологических интересов при осуществлении природопользования, реализуемый посредством справедливого распределения выгод от соответствующей деятельности и возможно полной компенсации причиняемого при этом экологического вреда. Экологическая функция государства пересекается здесь с его функциями экономического характера и деятельностью в качестве не властвующего субъекта (собственника природных ресурсов), что неизбежно порождает противоречивость государственной политики. С целью обеспечения в подобных отношениях публичных экологических интересов государство в своей деятельности должно исходить из связанности конституционной обязанностью использовать природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.

Нельзя не согласиться  с М.И. Васильевой, что в сфере государственной, а точнее – национальной экологической политики задача обеспечения публичных экологических интересов должна решаться посредством построения и последующей реализации системы экономических, политических, организационных, идеологических, а также правовых приоритетов. Главным правовым приоритетом может считаться предупреждение и наиболее полное возмещение экологического вреда. Приоритет в таком звучании не конкурирует с актуальными направлениями совершенствования законодательства, не претендует на изменение целей эколого-правового регулирования и государственной политики охраны окружающей среды, но обозначает пути их достижения, указывает точку приложения правового воздействия на отношения по охране окружающей среды [11].  

Список использованной литературы:

 

    1. Байрамов Ф.Д., Аббасов Ф.Н. К вопросу о понятии «функции государства». История государства и права, 2003, №5, 8-11.
    2. Бошно С.В. Теория государства и права. М., 2005.
    3. Теория государства и права: курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко, М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
    4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права, М.: Юристъ, 2003.
    5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник, М.: 2006.
    6. Теория государства и права. Под ред.: Н.А. Катаев, В.В. Лазарев, Уфа, 1994.
    7. Дзейтов С.А. Государство и экологическая безопасность (теоретико-правовой аспект): Автореф. Дис. … канд. Юрид. Наук. СПб, 1994. – Цитировано по: Мамонов В.В., Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 2003, №2, 39-42. 
    8. Мамонов В.В. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 2003, №2, 39-42. 
    9. Теория государства и права. Под ред. Кутафина, М.: 1994.
    10. Воеводин Л.Д. Статус личности в России, М.: 1999
    11. Васильева М.И. Публичные экологические интересы: проблемы теории. Экологическое право, 2004, №4, 12-20.
    12. Комментарий к Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (по разделам). Под ред. С.А. Боголюбова, Юридический дом «Юстицинформ», 2002.
    13. Боголюбов С.А. Развитие законодательства об охране окружающей среды. Экологическое право, 2004, №1, 6-9.
    14. Болотова А.А. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России. Общественные науки и современность, 2002, №1.
    15. Вербицкий В.В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности РФ: Автореф. Дис. Канд. Рид. Наук. М., 1999. – Цитировано по: Мамонов В.В. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 2003, №2, 39-42. 
    16. Мастушкин М.А., Административная реформа и государственное экологическое управление. Государственная служба, 2004, №4, 78-85.
    17. Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам. Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 43-54.
    18. Копылов М.Н. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность». Правоведение, 2000, №1, 115-119.

Информация о работе Общая характеристика экологической функции государства