Охрана окружающей среды на объектах НГК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:22, реферат

Описание работы

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные требования) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами в области охраны окружающей среды.

Файлы: 1 файл

Okhrana_okruzhayuschey_sredy_na_obektakh_NGK.docx

— 39.31 Кб (Скачать файл)

Охрана окружающей среды на объектах НГК.

По Федеральному закону «Об  охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные требования) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами в области охраны окружающей среды.

В общем виде природоохранные  требования к объектам нефтегазового  комплекса сформулированы в ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ) «Требования в области  охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки». Эта статья содержит следующие правовые нормы:

1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод  в эксплуатацию и эксплуатация  объектов нефтегазодобывающих производств,  объектов переработки, транспортиров- ки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законода- тельством в области охраны окружающей среды.

2. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе  в эксплуатацию и эксплуатации  объектов нефтегазодобывающих производств,  объектов переработки, транспортировки,  хранения и реализации нефти,  газа и продуктов их перера- ботки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

3. Строительство и эксплуатация  объектов нефтегазодобывающих производств,  объектов переработки, транспортировки,  хранения и реализации. Основные требования в области охраны окружающей среды на предприятиях нефтегазового комплекса нормативов (ст. 23, п. 1, 2), осуществлению выбросов на основании разрешений (ст. 23, п. 4), соблюдению утвержденных технологий и нормативов качества окружающей среды (ст. 39) отражены и конкретизированы в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ст. 12, 14, 16). Порядок разработки нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) определен постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него». Разработка нормативов ПДВ осуществляется в нашей стране уже около 30 лет в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями». Нормативы качества атмосферного воздуха установлены в гигиенических нормативах, утвержденных постановлением Главного са- нитарного врача РФ: ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (с доп. и изм. ГН 2.1.6.1765-03, ГН 2.1.6.1983-05 и ГН 2.1.6.1986-06) и ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уров- ни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе насе- ленных мест» (с доп. и изм.). При разработке нормативов ПДВ учитываются санитарные правила СанПиН ции нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

4. Строительство и эксплуатация  объектов нефтегазодобывающих производств,  объектов переработки, транспортировки  и хранения нефти и газа, расположенных  в акваториях вод- ных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, допускаются при наличии положительных заключений государственной эко- логической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель.

 

Как следует из п. 1 указанной  статьи, на объекты нефтегазового  комплекса распространяются все  требования к субъектам хозяйственной  деятельности в области охраны окружающей среды. Основные из этих требований отражены в ст. 23, 24, 30, 32–39, 51, 52, 54, 55, 61, 67, 73 данного закона.

Требования в области  охраны окружающей среды, содержащиеся в указанных статьях, тесно связаны с нормами других федеральных законов и конкретизированы в подзаконных нормативных правовых актах.

Требования по разработке нормативов допустимых выбросов и технических нормативов (ст. 23, п. 1, 2), осуществлению выбросов на основании разрешений (ст. 23, п. 4), соблюде- нию утвержденных технологий и нормативов качества окружающей среды (ст. 39) отражены и конкретизированы в Федеральном законе «Об охране амосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ст. 12, 14, 16).

Порядок разработки нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) определен постановлением Правительства  РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вред- ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него». Разработка нормативов ПДВ осуществляется в нашей стране уже около 30 лет в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями». Нормативы качества атмосферного воздуха установлены в гигиенических нормативах, утверж- денных постановлением Главного санитарного врача РФ: ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (с доп. и изм. ГН 2.1.6.1765-03, ГН 2.1.6.1983-05 и ГН 2.1.6.1986-06) и ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (с доп. и изм.). При разработке нормативов ПДВ учитываются санитарные правила СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдаются в соответствии с приказами Фе- деральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 07.02.2007 № 56 и от 19.02.2007 № 84.

Требования Федерального закона «Об охране окружающей среды в отношении охраны озонового слоя атмосферы» не отражены в других федеральных законах и реализуются в нормах специальных постановлений Правительства РФ о регулировании производства, потребления, ввоза в Россию и вывоза из России озоноразрушающих веществ ( о т 0 8 . 0 5 . 1 9 9 6 № 5 6 3 , от 05.05.1999 № 490, от 09.12.1999 № 1 3 6 8 , о т 1 9 . 1 2 . 2 0 0 0 № 1 0 0 0 , от 27.08.2005 № 539). Разрешение на трансграничное перемещение озоно- разрушающих веществ и содержащей их продукции выдается в соответствии с приказом Ростехнадзора от 24.09.2004 № 101.

Требования об охране окружающей среды от негативного физического  воздействия (ст. 55) не предполагают получения каких-либо разрешений и реализуются в нормах законодательства о санитарноэпидемиологическом благополучии населения путем уста- новления нормативов предельно допустимых уровней таких воздействий. Рассмотренные выше требования ст. 23 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в отношении сбросов загрязнений в водные объекты в настоящее время практически не конкретизированы и, по существу, оказались в правовом «вакууме», т.е. они не связаны с нормами других законов и даже противоречат им. В новом Водном кодексе РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ содержится лишь рамочное требование установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, что не идентично понятию сброса загрязняющих веществ. При этом утрачены применявшиеся ранее для разработки нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) нормативы качества воды в водных объектах, которые содержал «Перечень рыбохозяйственных нормативов: предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих  рыбохозяйственное назначение» (утвержден Государственным комитетом РФ по рыболовству 28 апреля 1999 г., № 96), поскольку по Федеральному закону от 03.06.2006 № 73-ФЗ (ст. 4) со дня вве- дения в действие нового Водного кодекса (т.е. с 01.01.2007) законодательные акты СССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются недействующими. По существу, в настоящее время разработка ПДС регламентируется только зако- нодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В соответствии с СанПиН 2.1.7.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (раздел 6) для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно до- пустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты, которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной СЭС.

ПДС устанавливаются для  каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в том числе продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска. При расчете ПДС ассимилирующая способность водных объектов не должна учитываться. При наличии в сточных водах химических веществ, содержащихся в воде фонового створа (принятого для расчета ПДС) на уровне ПДК, в расчетах ПДС не должны учитываться процессы разбавления.

В соответствии с СанПиН 2.1.7.980-00 водопользователи обязаны:

– проводить согласованные с органами и учреждениями государственной СЭС или по предписаниям указанных органов и учреждений организационно-технические, санитарно-эпидемиологические или иные мероприятия, направленные на соблюдение гигиени- ческих нормативов качества воды водных объектов;

– обеспечивать проведение работ по обоснованию безопасности и без- вредности для здоровья человека материалов, реагентов, технологических процессов и устройств, ис- пользуемых при очистке сточных вод, в канализационных, гидротехнических сооружениях и других технических объектах, которые могут привести к загрязнению поверхностных вод;

– обеспечивать контроль состава  сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;

– своевременно, в установленном  порядке, информировать органы и  учреждения государственной СЭС  об угрозе возникновения, а также  при возникновении аварийных  ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водо- пользования.

Нормативы качества воды водных объектов, действующие в настоящее  время, установлены в гигиенических  нормативах ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» и ГН 2.1.5.1316-03 «Ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», которые существенно мягче ранее упомянутых нормативов для рыбохозяйственных водоемов. Разрешение на сброс загрязняющих веществ выдает- ся в соответствии с приказом Ростехнадзора от 10.07.2006 № 675.

Правовые нормы, регулирующие установление лимитов на выбросы  и сбросы (с превышением ПДВ  или ПДС), содержатся в приказе Ростехнадзора от 20.02.2007 № 87.

Непосредственно с требованиями нормирования выбросов и сбросов  загрязняющих веществ в целях  охраны атмосферного воздуха и водных объектов связано требование Федерального закона «Об охране окружающей среды» (ст. 52) по установлению защит- ных и охранных зон. Размер санитарно- защитных зон и условия деятельности в пределах их территории регламентированы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов», водоохранных зон – Водным кодексом от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ст. 65).

Требования Федерального закона «Об охране окружающей среды» (ст. 24, 30, 32, 33, 36, 38, 39, 51) в отношении  обращения с отходами дополнены  и конкретизированы в нормах Федеральных  законов «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», «О безопасности гидротехнических сооружений».

В соответствии с Федеральным  законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (с  доп. и изм.) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения этих проектов определен постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 и приказом Министерства при- родных ресурсов РФ от 11.03.2002 № 115. При разработке и утверждении нормативов образования отходов реализуются требования законодательства о безопасном размещении отходов.

Наиболее значимым является требование о лицензировании в области обращения с опасными отходами, установленное федеральными законами «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 17) и «Об отходах производства и потребления» (ст. 9). По постановлению Правительства РФ от 26.08.2006 № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (далее – лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

б) перечень опасных отходов, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности для окружающей среды и здоровья человека, а также сведений о составе отходов);

в) копия положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, представленных для обоснования лицензии;

г) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с опасными отходами, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

е) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Информация о работе Охрана окружающей среды на объектах НГК