Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:59, реферат

Описание работы

Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Файлы: 1 файл

Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте

Основные причины  возникновения аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок  пассажиров и грузов, в том числе  опасных и особо опасных, относится  к отраслям народного хозяйства  с повышенным риском возникновения  аварийных ситуаций.

Общие причины происшествий на железнодорожном транспорте:

· естественный физический износ технических средств,

· нарушение правил эксплуатации,

· усложнение технологий,

· увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств,

· терроризм,

· рост плотности населения  вблизи железнодорожных объектов,

· несоблюдение населением правил личной безопасности.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия  на переездах, пожары и взрывы непосредственно  в вагонах. Не исключаются размывы  железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных  грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные  вещества, происходят взрывы, пожары цистерн  и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Состав железных дорог  считался наиболее безопасным видом  транспорта. Однако более строгий  анализ показывает, что по показателям  безопасности движения железнодорожный  транспорт занимает третье место  после автомобильного и воздушного. Статические данные последних лет  свидетельствуют о значительном числе пострадавших и погибших в  результате крушений пассажирских поездов. Аварийные ситуации при перевозке  по железным дорогам опасных и  особо опасных грузов приводят к  значительным разрушениям, заражению  местности и поражению токсичными веществами больших масс людей. При  ликвидации последствий таких инцидентов помимо организации медицинской  помощи пострадавшим необходимо проведение комплекса природоохранных мер.

 

Принципы и  правила проведения аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях  на железнодорожном транспорте

 

При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий  транспортных аварий и катастроф  необходимо учитывать следующие их особенности:

- аварии и катастрофы  происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве  случаев при высокой скорости  движения транспорта, что приводит  к телесным повреждениям у  пострадавших, часто к возникновению  у них шокового состояния, нередко  к гибели; несвоевременное получение  достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;

- отсутствие, как правило,  на начальном этапе работ специальной  техники, необходимых средств  тушения пожаров и трудности  в организации эффективных способов  эвакуации из аварийных транспортных  средств;

- трудность в определении  числа пострадавших на месте  аварии или катастрофы, сложность  отправки большого их количества  в медицинские учреждения с  учетом требуемой специфики лечения;

- усложнение обстановки  в случае аварии транспортных  средств, перевозящих опасные вещества;

- необходимость организации  поиска останков погибших и  вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;

- необходимость организации  приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка  и др.) прибывающих родственников  пострадавших и организация отправки  погибших к местам их захоронения;

- необходимость скорейшего  возобновления движения по транспортным  коммуникациям.

Характерными особенностями  железнодорожного транспорта являются:

- большая масса подвижного  состава (общая масса грузового  поезда составляет 3 - 4 тыс. тонн, масса пассажирского состава  - около 1 тыс. тонн, масса одной цистерны - 80-100 тонн);

- высокая скорость передвижения  состава (до 200 км/час), а экстренный  тормозной путь составляет несколько сотен метров;

- наличие на пути следования  опасных участков дорог (мосты,  тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);

- наличие электрического  тока высокого напряжения (до 30 кВ);

- влияние человеческого  фактора на причины аварии (управление  локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);

- многообразие поражающих  факторов и возможность их  комбинированных сочетаний.

Аварийно-спасательные и  другие неотложные работы при ликвидации аварий на железнодорожном транспорте включают:

- сбор информации, разведку и оценку обстановки;

- определение границ опасной  зоны, её ограждение и оцепление;

- проведение аварийно-спасательных  работ с целью оказания помощи пострадавшим;

- ликвидацию последствий  аварии (локализация источника чрезвычайной  ситуации, тушение пожара и др.);

- аварийно-восстановительные  работы на электрических сетях  и коммуникациях.

При столкновениях, резкой остановке  поезда и переворачивании вагонов  пассажирского поезда типичными  травмами пассажиров являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.

В таких случаях аварийно-спасательные работы включают:

- проникновение в вагон  через входные двери, оконные  проемы и специально проделанные люки;

- поиск пострадавших, их деблокирование и эвакуацию;

- оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Особую опасность для  пассажиров представляют пожары в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень  быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и  вентиляции. Он может охватить один вагон за другим. Особенно быстро это  происходит во время движения поезда, когда в течение 15-20 минут вагон  полностью выгорает. Температура  в горящем вагоне составляет порядка 950 °С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут. Пожар  на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5-6 т ) и смазочных материалов (1,5-2 т ).

В случаях, когда пассажирские поезда оказываются заблокированными снежными заносами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой, задача спасателей сводится к обнаружению  пострадавших, их освобождению и оказанию им помощи.

Как показывает опыт, для  ликвидации последствий аварий на железнодорожном  транспорте МПС России располагает  достаточными силами и средствами (на 17 дорогах в состав их сил, предназначенных  для ликвидации чрезвычайных ситуаций, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов). Поэтому, если авария устраняется  в течение суток, привлечение  сил и средств РСЧС, как правило, не требуется. В то же время, если авария связана с десятками погибших и сотнями пострадавших, когда  требуется проведение сложных спасательных работ по извлечению людей из завалов  и разрушенных конструкций вагонов, тогда использование дополнительных сил необходимо.

Взаимодействие сил при  таких чрезвычайных ситуациях крайне важно, так как, кроме чисто технических  проблем (разборки завалов, тушения  пожаров, восстановления железнодорожного пути и т.п.), приходится решать задачи с привлечением дополнительных сил. К таким задачам относятся: охрана общественного порядка; обеспечение  работы пожарной и медицинской службы; опознание и идентификация погибших; розыск, оповещение, встреча и размещение родственников погибших; отправка оставшихся в живых с места катастрофы. Решение этих вопросов возлагается, как правило, на руководителей КЧС и правоохранительных органов.

При возникновении крупных  аварий и катастроф на железнодорожном  транспорте целесообразно назначать  оперативную группу со следующими задачами:

* организация и непосредственное  осуществление в районе катастрофы  непрерывного мониторинга обстановки, оценки масштабов и прогнозирования дальнейшего её развития;

* выработка предложений  и принятие решений по локализации  и ликвидации последствий катастрофы, защите населения и окружающей  среды в зоне чрезвычайной  ситуации;

* привлечение к работам  всех имеющихся в наличии сил  и средств, подготовка предложений  об использовании всех видов ресурсов;

* организация и контроль  оповещения населения, планирование  и организация эвакуации населения  из зоны чрезвычайной ситуации.

Организация работ по спасению пострадавших при авариях на железнодорожных  переездах осуществляется с учетом характера повреждения железнодорожного состава (автомобильного транспорта), характера поражения людей, наличия  вторичных поражающих факторов, имеющихся  технических средств, а также  пожарной, химической и другой опасности грузов.

Основными видами аварийно-спасательных работ при авариях на железнодорожных  переездах являются локализация  и ликвидация воздействия вторичных  поражающих факторов, поиск и деблокирование людей, оказание поражённым первой медицинской  помощи и их эвакуация. При больших  объемах аварийно-спасательных работ  или возникших пожарах по приказу  начальника отделения или начальника железной дороги к месту происшествия направляются восстановительные и  пожарные поезда, действующие по соответствующему плану. Начальник восстановительного поезда по прибытии на место происшествия отвечает за выполнение оперативного плана восстановления движения в  части подъема вагонов, восстановления энергосетей и линии связи. Эти  работы выполняются немедленно с  одной или двух сторон полотна, а  также вне полотна - тягачами, тракторами и другими тяговыми средствами.

Аварии с железнодорожным  пассажирским транспортом, приведшие  к пожару, требуют применения для  ликвидации их последствий специальных  пожарных поездов, пожарных частей и  поисково-спасательных подразделений.

При таких пожарах поражающими  факторами являются: высокая температура, быстро распространяющийся открытый огонь  и отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

Аварии железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку  опасных грузов, могут приводить  к пожарам, взрывам, химическому  и биологическому заражению, радиоактивному загрязнению. Характерной особенностью этих чрезвычайных ситуаций являются значительные размеры и высокая  скорость формирования очага поражения.

Мероприятия по спасению пострадавших в таких чрезвычайных ситуациях  определяются характером поражения  людей, размером повреждения технических  средств, наличием вторичных поражающих факторов.

При спасении пострадавших в аварии при перевозке опасных грузов проводятся:

* разведка и оценка  обстановки, определение границы опасной зоны и её ограждение;

* локализация и ликвидация  последствий поражающих факторов;

* поиск пострадавших, обеспечение  их средствами индивидуальной  защиты и эвакуация из опасной зоны;

* оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

* контроль содержания  опасных веществ в воздухе,  воде и почве.

При горении цистерн с  горючими жидкостями необходимо немедленно организовать их тушение. В случае угрозы перекидывания огня на соседние составы  или транспортные средства, горящие  цистерны отводят в безопасное место, одновременно охлаждая и защищая  соседние вагоны. Горящую цистерну нужно постоянно охлаждать водой, чтобы исключить вероятность  взрыва. При горении паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны закрывают крышку или набрасывают  на нее кошму под защитой пожарных стволов.

Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной и абсорбционными материалами. Возможен отвод растекшейся  жидкости по канавам или обвалование  земли для направления жидкости в безопасное место.

Тушение баллонов со сжатым и сжиженным газом проводится из укрытия. Если нельзя ликвидировать  факел горящего газа, то допускается  его свободное выгорание.

В случае утечки и пролива  химически опасных веществ ХОВ  проводится локализация и обеззараживание  источников химического заражения, следующими способами:

* при обеззараживании  облаков АХОВ - постановка завес  с использованием нейтрализующих  растворов или рассеивание облаков воздушно-газовыми потоками;

* при локализации пролива  АХОВ - обвалование пролива, сбор  жидкой фазы АХОВ в приямки-ловушки;  засыпка пролива сыпучими сорбентами; снижение интенсивности испарения  покрытием зеркала пролива пленкой;  разбавление пролива водой;

* введение загустителей;

* при обезвреживании (нейтрализации)  пролива АХОВ - заливка нейтрализующим  раствором или разбавление пролива  водой с последующим введением  нейтрализаторов; засыпка сыпучими  нейтрализующими веществами или  твердыми сорбентами с последующим  выжиганием; снижение пролива и  грунта, загущение с последующим вывозом и сжиганием.

 

В случае возникновения очага  биологического поражения при аварии на железнодорожном транспорте:

* проводится бактериохимическая разведка и индикация бактериальных средств;

* устанавливается карантинный  режим и обсервация;

* проводится санитарная  экспертиза и контроль зараженности  продовольствия, пищевого сырья,  воды и фуража, их обеззараживание;

* осуществляются противоэпидемические, санитарно-гигиенические, лечебно-эвакуационные  мероприятия.

При организации и проведении мероприятий по ликвидации очага  биологического заражения необходимо учитывать: способность бактериальных  средств вызвать массовые инфекционные болезни; способность некоторых  микробов и токсинов сохраняться  длительное время во внешней среде; наличие и продолжительность  инкубационного периода; сложность  лабораторного обнаружения возбудителя  и длительность определения его  вида; необходимость применения средств  индивидуальной защиты.

Информация о работе Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте