Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:59, реферат

Описание работы

Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Файлы: 1 файл

Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

В случае радиоактивного загрязнения  территорий и технических средств  основными мероприятиями по ликвидации их последствий являются:

* локализация и ликвидация  источников радиоактивного загрязнения;

* дезактивация загрязненной  территории и технических средств;

* сбор и захоронение  радиоактивных отходов;

* выявление людей, повергшихся  радиоактивному облучению, их  медицинское обследование санитарная  обработка.

 

Работы в опасной зоне должны выполняться при условии  постоянного дозиметрического контроля.

Время пребывания спасателей в опасной зоне зависит от мощности эквивалентной дозы облучения и  определяется в каждом конкретном случае. Зараженная одежда, обувь, личные вещи направляются на дезактивацию или захоронение.

 

Краткая характеристика крупнейших железнодорожных аварий и катастроф

 

Самые страшные последствия  имеют железнодорожные катастрофы, связанные с крупными пассажирскими  перевозками:

· 22 октября 1949 года близь  городка Нови Двор в Польше сошел  с рельсов скорый поезд "Гданьск-Варшава", крушение завершилось гибелью 200 человек;

· 28 сентября 1954 года восточнее  города Хайдарабада в Индии произошла  одна из самых крупных железнодорожных  катастроф, следовавший по мосту  экспресс рухнул в реку, погибли 1172 человека;

· 8 октября 1952 года в Харрой-Вилдстоуне (Англия) два двигавшихся поезда врезались в третий, стоявший на месте, жертвами стали 112.пассажиров;

· 3 мая 1962 года в столице  Японии Токио столкнулись сразу  три поезда, погибли 163 человека;

· 16 февраля 1970 года в северной Нигерии в результате железнодорожной  аварии умерли 150 человек, и еще 50 погибли  во время столкновения автобуса, перевозившего  раненых в больницу, с грузовиком;

· 4 июня 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша - Улу-Теляк произошла железнодорожная катастрофа под Уфой - крупнейшая в истории России и СССР. В момент прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск-Адлер» и № 212 «Адлер-Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь-Урал-Поволжье». Погибли 575 человек 181 из них - дети, ранены более 600;

· 22 апреля 2004 г., Северная Корея, провинция Пхенан-Пукто, железнодорожная станция Йончхон (Ренчхон) - взрыв грузового поезда, перевозившего, по одной версии, нефтепродукты, по другой - взрывчатку. Возможная причина - соприкосновение корпуса вагона с находившимся под высоким напряжением электрическим кабелем. Погибли не менее 160 человек, в том числе 76 детей, скончались позже в больнице не менее 15 человек, получили травмы не менее 1249 человек, разрушены полностью 1850 домов и строений, частично - 6350, в воздухе оказалось распылено неопределенное количество аммиачной селитры. Катастрофа, в районе которой власти объявили чрезвычайное положение и заблокировали все телефонные линии, произошла девять часов спустя после того, как по этому же пути проследовал поезд, перевозивший руководителя страны Ким Чен Ира из г. Пекина (Китай) в г. Пхеньян (Северная Корея);

· в июле 2005 г. в пакистанской провинции Синд близ узловой станции Годки состав "Карачи экспресс" врезался в стоявший на путях поезд "Кветта экспресс". Сошедшие с рельсов вагоны ударили третий состав, находившийся на параллельных путях, в котором также были люди. По официальным данным, погибли от 130 до 165 человек. Независимые источники полагали, что жертв было более 300, ранено до тысячи человек;

· 23 января 2006 года в Черногории в результате схода с рельсов  и падения в 150-метровый каньон реки Морача поезда погибли более сорока человек, в том числе пятеро детей. Около двухсот пассажиров получили ранения различной степени тяжести. По оценкам специалистов, авария произошла из-за отказа тормозов локомотива на крутом повороте;

· 27 ноября 2009 года скорый поезд  номер 166 сообщением Москва - Санкт-Петербург  потерпел крушение на Октябрьской железной дороге примерно в километре от административной границы Новгородской и Тверской областей. Согласно основной версии правоохранительных органов, причиной катастрофы стал теракт. В результате трагедии погибло 27 человек. Более 90 получили ранения;

· 19 июля 2010 г. в 01.54 (00.24 мск) на станции Саинтия в 190 км от столицы штата Западная Бенгалия города Колката (Индия) произошло столкновение поездов. В стоявший на станции пассажирский поезд "Вананчал Экспресс", который следовал с шестичасовым опозданием, на полном ходу врезался другой поезд - "Уттарбанга Экспресс". Сила удара была такова, что один из вагонов поднялся в воздух и уперся в пассажирский переход над путями. Число погибших составило 60 человек. Более ста пострадавших оказались в больницах;

· в ночь на 22 июня 2010 г. в  республике Конго в результате железнодорожной  катастрофы погибли 76 человек. Инцидент произошел недалеко от станции Янга (Yanga), расположенной в 60 км от Пуэнт-Нуара на юге страны, считающимся экономическим центром. Четыре вагона пассажирского состава сошли с путей и сорвались в овраг;

· 28 мая 2010 г. скорый поезд "Гьянешвари Экспресс" сошел с рельсов в индийском штате Западная Бенгалия. С путей сошли локомотив и 13 из 24 вагонов экспресса, а затем в упавшие вагоны врезался товарный поезд, который шел в противоположном направлении. Погибли более 150 человек. Причиной этого происшествия стали действия сторонников партизан-маоистов, действующих в этом районе. Как выяснило следствие, злоумышленники разобрали часть путей в знак протеста против якобы имевших место карательных акций полиции в отношении местного населения.

 

Особенности оказания первой медицинской помощи при авариях  на железнодорожном транспорте

 

Оказание медицинской  помощи пострадавшим при крушениях  и авариях на первом, наиболее сложном  этапе ликвидации последствий, имеет  свои особенности. К месту происшествия по установленному регламенту и в  кратчайшие сроки в составе восстановительного поезда следует санитарный вагон  с медицинской бригадой, необходимым  оснащением и экипировкой. Кроме  того, в зависимости от тяжести  медицинских последствий регламентирован  выезд на место происшествия ответственных  работников, главных и ведущих  специалистов медицинского отдела РЖД, управлений и отделов здравоохранения железных дорог, дорожных и отделенческих больниц, а также медицинских бригад соответствующих профилей (хирургических, реанимационных и др.).

Целесообразно привлечение  специалистов высокой квалификации (как правило, хирургов), имеющих  большой опыт организационной работы в условиях ЧС. Обычно пораженных подразделяют на четыре категории, которые различаются  по приоритету в оказании медицинской  помощи и эвакуации в лечебные учреждения:

I - находящиеся в терминальном состоянии и нуждающиеся в облегчении страданий (около 10 %).

II - находящиеся в тяжелом состоянии и нуждающиеся в неотложных мероприятиях (около 20 %);

III - находящиеся в состоянии  средней тяжести, помощь которым  может быть отсрочена (около  30 %);

IV - легкопораженные, нуждающиеся  преимущественно в амбулаторной  помощи (около 40 %).

При категоризации пораженных первой группы медицинский персонал традиционно испытывает трудности, так как в обычных условиях для спасения жизни этим пострадавшим используются все доступные силы, средства и методы медицины.

Следует учитывать, что среди  пораженных может оказаться большое  число детей, особенно в отпускной  период (до 45 %). Во всех случаях летальность  среди них значительно выше, чем  взрослых. В стационары дети раннего  возраста, как правило, не поступают, они погибают на месте происшествия. Дети, получившие травмы, ожоги, отравления и т. п., подлежат первоочередной госпитализации, поскольку нуждаются в срочном  оперативном вмешательстве, детоксикации и в то же время щадящем лечении, что может быть обеспечено при условии привлечения к этой работе высококвалифицированных специалистов педиатрического профиля.

Опыт медицины катастроф  показывает, что независимо от используемой методики медицинской сортировки может  иметь место недооценка или переоценка тяжести состояния пораженных. При  недооценке состояния пострадавших с повреждениями, потенциально угрожающими  жизни, возрастает вероятность госпитализации в непрофильные медицинские учреждения, что приводит к осложнениям и  возрастанию смертности. Переоценка, составляющая приблизительно 50 %, считается  приемлемой, поскольку способствует уменьшению числа пораженных, тяжесть  состояния которых недооценена. Кроме того, одной из ошибок в  медицинском обеспечении пораженных при крушениях и авариях является поверхностная оценка объемов необходимых  лечебно-эвакуационных мероприятий  без учета реальной обстановки, что  приводит к недостатку привлечения  медицинских ресурсов. Все медицинские  формирования и учреждения должны придерживаться единых принципов в оказании медицинской  помощи и дальнейшем лечении пораженных, так как отступление от них  нередко приводит к тяжелым и  необратимым последствиям.

Для обеспечения доступа  медперсонала к пострадавшему необходимо главное:

· удалить фрагменты транспортного  средства вокруг пострадавшего;

· не эвакуировать пострадавшего  с места происшествия до прибытия «Скорой помощи»;

· обеспечить доступ персоналу  «Скорой помощи» к пострадавшему  наиболее быстрым и легким путем (через двери, окна, посредством частичного или полного удаления крыши);

· определить состояние пострадавшего  и возможность общения с ним.

Немедленная эвакуация пострадавшего  из аварийного транспортного средства производится:

· при пожаре (угрозе взрыва);

· из-под воды;

· из агрессивной (токсичной) среды;

· при невозможности остановить на месте сильное кровотечение.

Для скорейшей стабилизации состояния пострадавшего необходимо:

· привести пострадавшего  в сознание;

· обеспечить свободное дыхание;

· зафиксировать шейные позвонки;

· остановить серьезные кровотечения;

· зафиксировать позвоночник;

· предотвратить переохлаждение.

Необходимо разбирать  транспортное средство до возможности  эвакуации пострадавшего из зоны аварии. Внимание! Три основных правила  спасений:

1. Никогда не извлекайте  пострадавшего из-под обломков  до оказания ему первой медицинской  помощи при травмах и стабилизации  его состояния.

2. Разбирайте транспортное  средство вокруг пострадавшего,  а не вытаскивайте пострадавшего  из поврежденного транспортного  средства.

3. Пострадавший после  извлечения должен находиться  в таком же или лучшем, чем  до начала спасательных работ,  состоянии.

Отклонение от этих правил возможно лишь при угрозе для жизни пострадавшего или спасателей.

Задачи первой медицинской  помощи:

1. Сохранить жизнь пострадавшего:

· до прибытия бригады скорой помощи;

· во время транспортировки  в лечебное учреждение (больницу или  госпиталь).

2. Уменьшить осложнения  травматического и ожогового  шока, синдрома длительного сдавливания,  приводящих к смерти пострадавшего в ближайшие сутки после поступления в стационар.

Система организации первой медицинской помощи предусматривает  комплекс мероприятий, осуществляемых последовательно (поэтапно):

первый этап - оказание медицинской  помощи на месте происшествия;

второй этап - оказание медицинской  помощи в пути следования в лечебное учреждение;

третий этап - оказание медицинской помощи в лечебном учреждении.

Медицинская помощь на месте происшествия включает:

1)оказание медицинской помощи пострадавшим медицинскими работниками, вызванными для оказания медицинской помощи пострадавшим (бригада скорой медицинской помощи, фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов, врачи сельских участковых больниц и амбулаторий и другие);

2)оказание самой взаимопомощи лицами, оказавшимися на месте происшествия (шофера, работники ГИБДД, работники дорожных предприятий и др.).

Эффективность первой медицинской  помощи в результате чрезвычайной ситуации, связанной с авариями на железнодорожном  транспорте, на месте происшествия зависит от уровня подготовки лиц, оказывающих  эту помощь. Вместе с тем для  всех является обязательным проведение следующих мероприятий:

1. Экстренная эвакуация  пострадавших из зоны, угрожающей  его жизни и жизни спасателей (пожар, угроза взрыва или падения с высоты):

· экстренная эвакуация пострадавших из вагонов поезда одним спасателем;

· экстренная эвакуация пострадавших из вагонов поезда командой спасателей;

· экстренное перемещение пострадавших из опасной зоны.

2. Тушение горящей одежды  и волос.

3. Оценка состояния пострадавшего:

· определение реакции зрачков на свет;

· определение пульса на сонной артерии;

· определение признаков внешнего дыхания;

· определение места и  вида (артериальное, венозное) кровотечения;

· определение признаков  комы;

· определение признаков перелома костей конечностей;

· определение признаков  повреждения костей таза, позвоночника, ребер и грудины;

· определение признаков  синдрома длительного сдавливания;

· измерение артериального давления;

· подсчет частоты сердечных сокращений;

· аускультация лёгких;

· электрокардиография.

4. Комплекс сердечно-легочной реанимации:

· дефибриляция;

· непрямой массаж сердца;

· искусственное дыхание способом “изо рта в рот”;

· искусственное дыхание способом “маска-рот”;

· искусственное дыхание  с помощью аппарата ИВЛ с предварительной инкубацией трахеи.

5. Освобождение дыхательных путей в случае комы:

· способом поворота пострадавшего  на живот и удаление слизи и  рвотных масс из ротовой полости  и носа с помощью салфетки или резинового баллончика;

· проведение инкубации трахеи и очищение дыхательных путей  вакуумными экстракторами (электрическими, механическими).

6.Временная остановка кровотечения:

· наложение кровоостанавливающего жгута;

· наложение давящей повязки;

· способом максимального сгибания конечности.

7. Наложение защитных  жгутов и давящих повязок на  конечности в случае синдрома длительного сдавливания.

8. Внутривенное введение:

· плазмозаменяющих жидкостей;

· ощелачивающих растворов;

· гормонов и тонизирующих сердечную деятельность и дыхание  лекарственных средств.

9. Ингаляция кислородно-воздушных  смесей с помощью кислородных  или дыхательных аппаратов.

В заключении можно сказать  что, основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Железнодорожные катастрофы имеют ряд особенностей, которые затрудняют оказание медицинской помощи и проведение аварийно-спасательных работ. Основными являются:

Информация о работе Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте