Отчет по практике в АО «Васильковский ГОК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 10:18, отчет по практике

Описание работы

Целью прохождения практики является анализ и оценка состояния окружающей среды на территории Акмолинской области, ознакомление с разработками комплекса природоохранных мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задачи:
1.анализ современного экологического состояния Акмолинской области;
2.ознакомление с характеристиками предприятий Акмолинской области и их влияния на экологическую обстановку области;

Файлы: 1 файл

Экология акмилинской области.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Та же динамика прослеживается на выбросах от стационарных источников загрязнения атмосферы. Выбросы от стационарных источников за 4-ый квартал 2013 года (41779,42 тонны) по сравнению с 4-ым кварталом 2012 года (47631,88 тонны) уменьшились на 12,3%, а за 2013 год (132336,99 тонны) по сравнению с 2012 годом (130087,78 тонны) имеет место возрастание массы загрязнений на 1,7%.

Масса выброшенных стационарными источниками твёрдых частиц за год увеличилась на 6,4%, а масса газообразных веществ уменьшилась на 2,3%.

Объём выбросов от автотранспорта также незначительно увеличился, что объясняется главным образом увеличением количества зарегистрированного автотранспорта в 2013 году (110472 единиц) по сравнению с 2012 годом (103746 единиц). Если за 4-ый квартал по этому показателю наблюдается рост на 8% (21766,12 тонны в 4-ом квартале 2013 года против 20166,72 тонны в 4-ом квартале 2012 года), то за год – рост на 5,2% (99601,29 тонны за 2013 год против 94660,69 тонны за 2012 год). Отчётность по данному показателю от предприятий носит очень слабый, нерегулярный характер.

Сама близость показателей отчётного и прошлогоднего годовых периодов по выбросам, малозаметность колебаний в ту или другую сторону свидетельствуют о стабилизации загрязнения атмосферы над Акмолинской областью и об отсутствии в данной сфере опасных скачкообразных изменений. Следовательно, касательно выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по Акмолинской области можно говорить о достижении первых экологических приоритетов, намеченных в Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2012–2013 годы, – приоритетов стабилизации загрязняющего воздействия на природу.

Низкий уровень экологической культуры населения приводит к ежегодному образованию стихийных навалов мусора близ населённых пунктов. Кроме того, общий экономический подъём в республике предопределил активизацию деятельности промышленных горнодобывающих предприятий, следствием чего является бурный рост объёмов образуемых вскрышных пород.

Произведена инвентаризация всех стационарных источников выбросов в атмосферу, крупных и мелких котельных, а также автотранспортных средств. Уточнены данные по сжигаемым объёмам топлива в районах и выбросам передвижных источников. Так, в городе Кокшетау насчитывается 34 автозаправочных станции и 48 относительно крупных котельных, из которых 7 работают на жидком топливе и 41 – на твёрдом (в т.ч. 6 с установленным пылеочистным оборудованием). Всего же по Акмолинской области имеется 1465 относительно крупных котельных, в т.ч. 97 с установленным золоулавливающим оборудованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выбросы загрязняющих  веществ в атмосферу 

2.1. Предельно допустимые выбросы и концентрации загрязняющих веществ

 

Нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются для каждого конкретного источника загрязнения атмосферы и в целом по предприятию. Анализ результатов расчетов рассеивания на существующее положение показал, что на границе санитарно – защитной зоны нет превышения предельно допустимых концентрации загрязняющих веществ, следовательно, величины выбросов загрязняющих веществ (г/с, т/год) для всех источников, выбрасывающих выше перечисленные вещества предложены в качестве нормативов предельно допустимых выбросов. Для предприятия в целом величины нормативов предельно допустимых выбросов достигнут максимального значения в 2010 году.

Оценка выбросов при аварийном режиме работы на предприятии. В процессе работы предприятия, выработаны решения предусматривающие действия при возникновении аварийных ситуаций. Такими ситуациями являются: нарушения противофильтрационного слоя установки кучного выщелачивания, перелив цианистых растворов из емкостей, нарушение технологических трубопроводов, разгерметизация оборудования, нарушение тары предназначенной для хранения цианидов, отключение электроэнергии. В связи с тем, что аварийные ситуации можно лишь условно предположить, выбросы от них не нормируются. Проведенный анализ вероятности и масштабов аварийных ситуаций, свидетельствуют, что при разработке карьера и работе участка кучного выщелачивания золота, с учетом предусмотренных мероприятий по контролю, предотвращению и оперативной ликвидации аварийных ситуаций, ожидать крупных техногенных аварий не следует.

В случае возникновения неконтролируемой ситуации на предприятии предусмотрен План ликвидации возможных аварийных  ситуаций, в котором определены организация и производство аварийно-восстановительных работ, определены обязанности должностных лиц, участвующих в ликвидации аварий. Для определения фактических нарушений и наиболее эффективных мер по очистке и восстановлению территории по окончании аварийно-восстановительных работ необходимо вести мониторинг состояния окружающей среды, который заключается в проведении комплексного обследования площадки, подвергшейся неблагоприятному воздействию. После установления характера и масштабов аварии в границах зоны влияния аварии организовывается постоянно действующий режим мониторинга со сгущением в зоне влияния аварии точек наблюдения. В случае аварийной ситуации, связанной с разливами цианидов, наблюдения ведутся в течение двух месяцев после её завершения.

Характеристика санитарно – защитной зоны. Устройство санитарно – защитной зоны между предприятием и жилой настройкой является одним из основных воздухо-охранных мероприятий, обеспечивающих требуемое качество атмосферного воздуха в населенных пунктах.

Минимальное расстояние от источников выброса до границы СЗЗ, согласно СанПиН №3792 от 8.07.2005 года принимается следующим:

  • Для объектов основного производства (обогатительная фабрика) – 500 м;
  • Отвалы и шламонакопители при добыче цветных металлов (породные отвалы, хвостохранилище) не менее 1000 м;
  • Для вспомогательных производств (металлообработка, сварочные работы, АЗС) – не менее 100м;
  • Для объектов по добыче горных пород открытой разработкой – не менее 1000 м.
  • Отвалы, шламонакопители при добыче цветных металлов – 1000 м.
  • Для горно-обогатительного производства – 1000 м.

Санитарно-защитная зона для горнорудного производства не является способом предотвращения негативного влияния на окружающую среду, так как влияние от производства охватывает обширные территории, в данном случае СЗЗ устанавливается с целью исключения воздействия на население выбросов в атмосферу от низких и неорганизованных источников (пыление складов хранения исходного сырья и вскрышных пород, испарение от мазутохранилищ, вентиляционных выбросов от вспомогательного оборудования, сварочных постов и т.д.).

В границах СЗЗ предприятий первого и второго класса не допускается размещение предприятий пищевой промышленности, комплексов водопроводных сооружений для хозяйственно-питьевых целей, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

При организации СЗЗ необходимо учесть следующие факторы: одним из основных ее факторов является обеспечение защиты воздушной среды населенных пунктов от промышленных загрязнений. В качестве мероприятий применяется озеленение зон газоустойчивыми древесно-кустарниковыми насаждениями.

Растения, которые используются для озеленения СЗЗ, довольно эффективны и достаточно устойчивы к загрязнению атмосферы и почвы промышленными выбросами.

Вновь создаваемые зеленые насаждения решаются посадками плотной структуры изолирующего типа, которые создают на пути загрязненного воздушного потока механическую преграду, осаждая и поглощая часть  вредных выбросов, или посадками ажурной структуры фильтрующего типа, выполняющими роль механического и биологического фильтра загрязненного воздушного потока.

Деревья основной породы в изолирующих посадках высажены через 3 м в ряду при расстоянии 3 м между рядами: расстояние между деревьями сопутствующих пород-2-2,5 м.

Для Акмолинской области рекомендуется следующий ассортимент деревьев и кустарников:

Породы, устойчивые против производственных выбросов:

    • деревья (клен ясенелистный, ива белая, форма полукруглая, шелковица белая)
    • кустарники (акация желтая, бузина красная, жимолость татарская, лох узколистный, чубушник обыкновенный, шиповник краснолистный)
    • лианы (виноград пятилистный)

Породы, относительно устойчивые против производственных выбросов:

    • деревья (береза бородавчатая, вяз обыкновенный, вяз перистоветвистый, осина, рябина обыкновенная, тополь китайский, тополь берлинский, яблоня сибирская, ясень зеленый, ясень обыкновенный)
    • кустарники (барбарис обыкновенный, боярышник обыкновенный, дерен белый, ива козья, клен гиниала, клен татарский, птелея трехлистная,  пузыреплодник клинолистный, сирень обыкновенная, смородина золотистая, смородина черная, спирея Вангутта, спирея иволистная, шиповник обыкновенный).

 

2.2 Плата за выбросы загрязняющих веществ

 

Согласно «Экологическому кодексу РК» для каждого предприятия органами охраны окружающей среды устанавливаются лимиты выбросов в атмосферу на основе нормативов предельно допустимых выбросов. На период достижения нормативов предельно допустимых выбросов устанавливаются лимиты природопользования с учетом экологической обстановки в регионе, видов используемого сырья, технического уровня, применяемого природоохранного оборудования, проекты показателей и особенностей технологического режима работы предприятия, а также уровня фонового загрязнения окружающей  среды.

Платежи взимаются с предприятия как за установленные лимиты выбросов загрязняющих веществ, так и за их превышение.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных  лимитов рассматривается как плата за использование природного ресурса (особенности природной среды к нейтрализации вредных веществ).

Плата за выбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов применяется в случаях невыполнение предприятием обязательств по соблюдению согласованных лимитов выбросов загрязняющих веществ.

 Величена платежей за превышение  лимитов загрязняющих веществ  определяется в кратном размере  по отношению к нормативу платы за допустимое загрязнение среды.

Согласно методическим рекомендациям по определению платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, утвержденных Министром экологии и биоресурсов Республики Казахстан С.А. Медведевым

11.03.1995г. лимит платы за предприятие  определяется:

П=Мц*КI*Р, где

Мц- приведенный годовой лимит выброса загрязняющих веществ в том  году, усл. т/год;

КI- коэффициент приведения загрязняющего вещества, учитывающий относительную опасность загрязняющего вещества, определяется по формуле: К1=1/ПДК

ПДК – предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ

(мг/м3);

Р- норматив платы за выбросы в атмосферу, устанавливаемый за 1 усл.т. выброшенных  в атмосферу загрязняющих  веществ для Акмолинской области составляет 241,8 тенге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Комплекс природоохранных мероприятий по защите окружающей среды

3.1  Мероприятия  по регулированию  выбросов в период неблагоприятных  метеорологических  условий

 

Для улучшения экологической обстановки в регионе необходимо принятие комплекса мер организационного характера, по уменьшению загрязнения атмосферы и в целом по снижению техногенного влияния АО «Васильковский ГОК», на состояние окружающей среды.

Организационные мероприятия включают в себя решение следующих организационно-технологических вопросов

  • тщательную технологическую регламентацию проведения работ;
  • организацию системы сбора, транспортировки растворов, исключающую загрязнение окружающей среды;
  • организацию  экологической  службы  надзора  за  выполнением  проектных решений;
  • организацию и  проведение  работ  производственного мониторинга загрязнения окружающей природной среды;
  • обязательное экологическое сопровождение всех видов деятельности.

Загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое выбросами промышленных предприятий и других объектов в большой степени зависит от метеорологических условий. В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. В такие периоды нельзя допускать возникновения высокого уровня загрязнения. Для решения данной задачи необходимо заблаговременное прогнозирование таких условий и своевременное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу.

Согласно «Методических указаний регулирования выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» РД 52.04.52-85 в период НМУ работы должны осуществляться согласно определенному графику.

Информация о работе Отчет по практике в АО «Васильковский ГОК»