Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:48, доклад
Энергосбережение (экономия энергии) – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на рациональное использование и экономное расходование топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Энергосбережение – важная задача по сохранению природных ресурсов.
Усиление роли энергосбережения во всех областях экономики связано с объективной тенденцией повсеместного увеличения спроса на энергетические ресурсы при их недостатке и неэффективном использовании, а также постоянным ростом стоимости энергоносителей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Энергосбережение (экономия энергии) – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на рациональное использование и экономное расходование топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Энергосбережение – важная задача по сохранению природных ресурсов.
Усиление роли энергосбережения во всех областях экономики связано с объективной тенденцией повсеместного увеличения спроса на энергетические ресурсы при их недостатке и неэффективном использовании, а также постоянным ростом стоимости энергоносителей.
Серьезные вопросы перед белорусской экономикой сегодня ставит энергетика. Идет напряженный поиск путей и способов ее оздоровления, поднятия на новый уровень. Безусловно, краеугольным камнем в этом деле является снижение энергоемкости экономики. За последние несколько лет в данном направлении предприняты вполне конкретные шаги и получены определенные положительные результаты.
Целью исследования является исследование потенциала энергосбережения в Республике Беларусь с учётом отечественного и зарубежного опыта.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и реализованы следующие задачи: оценить современное состояние экономики с точки зрения экономии энергии; исследовать основные методические подходы к решению проблем энергосбережения в современных условиях с учетом отечественного и зарубежного опыта разработки и реализации стратегии энергосбережения; выявить и систематизировать основные направления и методы управления процессами энергосбережения.
1. потенциал энергосбережения республики беларусь
К сожалению, современная экономика Беларуси энергорасточительна. Во многом это объясняется тем, что в наследство от Советского Союза страна получила значительное количество морально и физически устаревших ресурсозатратных производств, рассчитанных на массовое использование дешевого сырья и энергоресурсов – прежде всего, природного газа. Тем не менее, показатель энергоемкости ВВП за этот период уменьшился почти вдвое. Энергоемкость белорусской экономики хотя и ниже, чем у наших соседей Украины и России, все же уступает среднемировому уровню в 5 раз, в 8 раз – западноевропейскому и в 15 раз – Японии.
Уровень потребления топлива в Беларуси необоснованно велик. По данным МАГАТЭ, в 1995–2000 годах энергоемкость ВВП Республики Беларусь в сравнении с развитыми странами со сходными климатическими условиями была выше в 2,5–3 раза. С 1995-го по 2008 год она снизилась более чем в 2 раза, тогда как за этот же период в западных странах – лишь на 30 – 40%. Но все же сохраняется разрыв в 1,5 раза не в нашу пользу. Если брать мировую экономику в целом, то энергоемкость белорусского ВВП в 2009 году превышала средний показатель примерно на столько же – в 1,6 раза (в 1995 году − 2,9 раза). А вот по отношению к России и Украине этот показатель ниже в 1,2 – 1,3 раза. Потенциал энергосбережения в Беларуси оценивается в 12 млн тонн условного топлива, что равняется 40% от нынешнего уровня потребления.
Следовательно, перед Беларусью стоит задача всемерно снижать энергоемкость отечественной экономики.
Сегодня этот показатель лучший среди стран СНГ. По данным Международного энергетического агентства, в 2004 году энергоемкость ВВП (в т н. э./тыс. долларов США в ценах 2000 года по ППС) Дании составляла 0,13, Японии, Германии и Франции – 0,16, Швеции, США и Польши – 0,21–0,22, Финляндии и Канады – 0,26–0,28, а в Беларуси – 0,43. Если разделить общий объем потребляемого страной природного газа на количество ее жителей, то в 2006 году в Беларуси на среднего потребителя приходилось 2100 газа, в Италии и Франции – 700–800 , в Финляндии и Швеции – 1000–1100 . Глава правительства также сообщает, что энергоемкость ВВП должна быть снижена к уровню 2005 года не менее чем на 31% в 2010 году, не менее чем на 50% – в 2015-м, не менее чем на 60% – в 2020 году. Кроме того, в 2012 году не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии должно обеспечиваться за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии. Беларусь обладает уникальным потенциалом энергосбережения, который высоко оценивается не только отечественными, но и зарубежными специалистами. По некоторым данным, почти третья часть его сосредоточена в топливно-энергетических отраслях, еще 30–35% – в промышленности, и 25–27% – в жилищно-коммунальном хозяйстве. Исходя из положенных в основу стратегии параметров долгосрочного социально-экономического развития страны, структурная перестройка экономики позволит скомпенсировать определенную часть прироста энергопотребления. В то же время предусматривается интенсивная реализация организационных и технологических мер экономии топлива и энергии, т.е. проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных и технологических мер по экономии энергоресурсов поможет сгладить чувствительность национальной экономики при дальнейшем росте цен на углеводородное сырье.
В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить более быстрое освоение части потенциала энергосбережения за счет реализации малозатратных мероприятий. Именно здесь государство имеет наиболее благоприятные возможности управления эффективным потреблением энергоресурсов. К слову, скачкообразный рост цен на энергоресурсы сразу же отразился на жилищно-коммунальных тарифах для населения. Однако ЖКХ постоянно работает над повышением энергоэффективности. На реализацию комплекса этих мероприятий выделены материальные средства.
По мнению некоторых авторитетных специалистов в области энергосбережения, намеченные задачи вполне реальны. Анализ зарубежного опыта говорит о том, что прогнозируемое увеличение энергоэффективности сопоставимо со снижением энергоемкости ВВП в развитых странах в период нефтяного кризиса 70-х годов прошлого столетия. Однако мировой опыт показывает, что без поддержания в течение длительного времени относительно высоких цен на ТЭР проблему резкого снижения энергоемкости ВВП не решить.
Отметим, что
отечественная экономика и
Даже в условиях рыночной экономики нельзя недооценивать роль и возможности государственной политики в области энергосбережения. Без государственного влияния, как через прямые механизмы воздействия, так и через различные опосредованные формы, вряд ли можно рассчитывать на формирование и успешное функционирование рынка энергосбережения. Надежда только на рыночные силы и структурные сдвиги в экономике при отсутствии активной государственной политики повышения энергоэффективности, как показывает мировой опыт, не позволит добиться темпов снижения энергоемкости больше чем на 1-1,5% в год.
Со своей стороны отметим, что в Беларуси в последнее время все более возрастает роль государства в стимулировании инвестиций в сферу энергосбережения. Это проявляется через работу профильного государственного органа, который занимается разработкой, внедрением и контролем за соблюдением нормативов и стандартов в области энергосбережения и энергоэффективности.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КУРС НА ЭКОНОМИЮ
Принципиальный поворот в деле энергосбережения наступил, когда в июне 2007 года была принята Директива Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Именно она и стала отправной точкой активизации мер, направленных на энергосбережение и поиск альтернативных источников энергии для экономики.
В Директиве прописано, что «наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями, важнейшим приоритетом энергетической политики Республики Беларусь является… максимально эффективное использование топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов». А это, как отмечается в документе, требует чрезвычайного режима их экономии, жесткого контроля над их расходованием и изменения всей системы ресурсосбережения. Отсюда – вывод, что «экономия и бережливость становятся ключевыми факторами поступательного социально-экономического развития независимого белорусского государства».
Директива определила целый ряд целей и задач в этом направлении и обязала Совет Министров принять все меры по установлению режима экономии энергоресурсов, доработать Концепцию энергетической безопасности Республики Беларусь и ряд других документов, направленных на модернизацию белорусской энергетической системы и увеличение использования собственных топливно-энергетических ресурсов. Предусматривались такие меры, как, например, перевод котельных, расположенных в малых населенных пунктах (кроме чернобыльской зоны), с мазута на местные виды топлива (для чего их решено было преобразовывать в мини-ТЭЦ), или оснащение квартир счетчиками расхода холодной и горячей воды.
В числе мер – ежегодное увеличение использования в ЖКХ местных видов топлива и техническое переоснащение производства на основе внедрения энергосберегающих технологий. А чтобы реализовать поставленные задачи, Директива потребовала активнее привлекать иностранные инвестиции в эту сферу, стимулировать частную инициативу, переходить на энергосберегающее проектирование и строительство зданий, рассматривать любые проекты развития производств с малой энергоемкостью.
Наряду с модернизацией производств на основе внедрения энергосберегающих технологий были повышены требования к эффективности научно-технической и инновационной политики. Правительству и Национальной академии наук было поручено принять программу технического переоснащения и модернизации целого ряда производств, включая литейные, термические, гальванические и др. Поручалось также разработать и внедрить энергосберегающие технологии добычи, производства, транспортировки и использования топливно-энергетических ресурсов. Особое внимание уделялось расширению использования возобновляемых и альтернативных источников энергии. К примеру, предписывалось разработать программы активизации использования торфа, бурых углей и отходов деревообработки, делать упор на культивацию быстрорастущих видов деревьев для топливных нужд.
В документе был продуман и вопрос о стимулировании руководства предприятий в этих целях. К примеру, степень экономии энергетических ресурсов и использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также вторичных энергоресурсов становилась одним из критериев оценки работы руководителей организаций. Их зарплата ставилась в зависимость от этого, а Комитету государственного контроля было поручено проверять, насколько экономно предприятия используют энергию и ресурсы.
После этого Правительство активизировало свою деятельность в сфере энергетики. Уже в сентябре 2007 года оно утвердило Республиканскую программу по преобразованию котельных в мини-ТЭЦ на 2007-2010 годы. Она предусматривала преобразование 52 котельных в мини-ТЭЦ. Еще через месяц, в октябре 2007 года, Правительство утвердило Программу технического переоснащения и модернизации литейных, термических и гальванических и других энергоемких производств. Она позволила ввести международные нормативы на таком производстве более чем на 50% и сократить износ производственных фондов белорусской энергосистемы до 56%.
В декабре 2009 года было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1593 «Об установлении заданий по доле местных видов топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива…», позволившее только по итогам 2010 года довести долю местных энергетических ресурсов в балансе топлива до 20%.
В январе 2010 года Правительство приняло постановление № 92 «О дополнительных мерах по рациональному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов в 2010 году», а в феврале – постановление № 248 «О мерах по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на период до 2012 года».
Реализация этих документов, а также Системы дополнительных мер по снижению энергоемкости ВВП позволили только в 2010 году снизить потребление топливно-энергетических ресурсов почти на 10%.
Затем еще через месяц, в феврале 2010 года, Совет Министров утвердил Концепцию развития теплоснабжения в Республике Беларусь на период до 2020 года, а в июле того же года – Государственную программу строительства энергоисточников на местном возобновляемом топливе на период 2010-2015 годов. Этот документ предусматривает ввод в эксплуатацию 161 источника, в основном на древесном топливе, что позволит заменить до 500 млн природного газа.
В августе 2010 года Совет Министров поручил Департаменту по энергоэффективности подготовить предложения по реализации в 2011 – 2015 годах национального проекта «Нетрадиционная энергетика». Согласно им, предусмотрено строительство 12 мини-ТЭЦ, ввод в эксплуатацию 121 установки на вторичных энергоресурсах и геотермальной энергии, строительство 43 комплексов по производству биогаза, 52 гидроэлектростанций и ветроэнергетических установок. Все это позволит заменить свыше 574 млн природного газа.
Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт энергосбережения