Отечественный и зарубежный опыт энергосбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:48, доклад

Описание работы

Энергосбережение (экономия энергии) – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на рациональное использование и экономное расходование топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Энергосбережение – важная задача по сохранению природных ресурсов.
Усиление роли энергосбережения во всех областях экономики связано с объективной тенденцией повсеместного увеличения спроса на энергетические ресурсы при их недостатке и неэффективном использовании, а также постоянным ростом стоимости энергоносителей.

Файлы: 1 файл

РЕФ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ВВЕДЕНИЕ

Энергосбережение (экономия энергии) – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на рациональное использование и экономное расходование топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Энергосбережение – важная задача по сохранению природных ресурсов.

Усиление роли энергосбережения во всех областях экономики связано с объективной тенденцией повсеместного увеличения спроса на энергетические ресурсы при их недостатке и неэффективном использовании, а также постоянным ростом стоимости энергоносителей.

Серьезные вопросы  перед белорусской экономикой сегодня  ставит энергетика. Идет напряженный  поиск путей и способов ее оздоровления, поднятия на новый уровень. Безусловно, краеугольным камнем в этом деле является снижение энергоемкости экономики. За последние несколько лет в  данном направлении предприняты  вполне конкретные шаги и получены определенные положительные результаты.

  Целью исследования является исследование потенциала энергосбережения в Республике Беларусь с учётом отечественного и зарубежного опыта.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены и реализованы следующие задачи: оценить современное состояние экономики с точки зрения экономии энергии; исследовать основные методические подходы к решению проблем энергосбережения в современных условиях с учетом отечественного и зарубежного опыта разработки и реализации стратегии энергосбережения; выявить и систематизировать основные направления и методы управления процессами энергосбережения.

 

1. потенциал энергосбережения республики беларусь

К сожалению, современная  экономика Беларуси энергорасточительна. Во многом это объясняется тем, что в наследство от Советского Союза страна получила значительное количество морально и  физически устаревших ресурсозатратных производств, рассчитанных на массовое использование дешевого сырья и  энергоресурсов – прежде всего, природного газа. Тем не менее, показатель энергоемкости ВВП за этот период уменьшился почти вдвое. Энергоемкость белорусской экономики хотя и ниже, чем у наших соседей Украины и России, все же уступает среднемировому уровню в 5 раз, в 8 раз – западноевропейскому  и в 15 раз – Японии.

Уровень потребления  топлива в Беларуси необоснованно  велик. По данным МАГАТЭ, в 1995–2000 годах энергоемкость ВВП Республики Беларусь в сравнении с развитыми странами со сходными климатическими условиями была выше в 2,5–3 раза. С 1995-го по 2008 год она снизилась более чем в 2 раза, тогда как за этот же период в западных странах – лишь на 30 – 40%. Но все же сохраняется разрыв в 1,5 раза не в нашу пользу. Если брать мировую экономику в  целом, то энергоемкость  белорусского ВВП в 2009 году превышала средний  показатель  примерно на столько  же – в 1,6 раза (в 1995 году − 2,9 раза). А вот  по отношению к России и Украине  этот показатель  ниже в 1,2 – 1,3 раза. Потенциал энергосбережения  в Беларуси оценивается в 12 млн тонн условного топлива, что  равняется 40% от нынешнего уровня потребления.

Следовательно, перед Беларусью стоит задача всемерно снижать энергоемкость  отечественной экономики.

Сегодня этот показатель лучший среди стран СНГ. По данным Международного энергетического агентства, в 2004 году энергоемкость ВВП (в т н. э./тыс. долларов США в ценах 2000 года по ППС) Дании составляла 0,13, Японии, Германии и Франции – 0,16, Швеции, США и Польши – 0,21–0,22, Финляндии и Канады – 0,26–0,28, а в Беларуси – 0,43. Если разделить общий объем потребляемого страной природного газа на количество ее жителей, то в 2006 году в Беларуси на среднего потребителя приходилось 2100 газа, в Италии и Франции – 700–800 , в Финляндии и Швеции – 1000–1100 . Глава правительства также сообщает, что энергоемкость ВВП должна быть снижена к уровню 2005 года не менее чем на 31% в 2010 году, не менее чем на 50% – в 2015-м, не менее чем на 60% – в 2020 году. Кроме того, в 2012 году не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии должно обеспечиваться за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии. Беларусь обладает уникальным потенциалом энергосбережения, который высоко оценивается не только отечественными, но и зарубежными специалистами. По некоторым данным, почти третья часть его сосредоточена в топливно-энергетических отраслях, еще 30–35% – в промышленности, и 25–27% – в жилищно-коммунальном хозяйстве. Исходя из положенных в основу стратегии параметров долгосрочного социально-экономического развития страны, структурная перестройка экономики позволит скомпенсировать определенную часть прироста энергопотребления. В то же время предусматривается интенсивная реализация организационных и технологических мер экономии топлива и энергии, т.е. проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных и технологических мер по экономии энергоресурсов поможет сгладить чувствительность национальной экономики при дальнейшем росте цен на углеводородное сырье.

В среднесрочной  перспективе необходимо обеспечить более быстрое освоение части потенциала энергосбережения за счет реализации малозатратных мероприятий. Именно здесь государство имеет наиболее благоприятные возможности управления эффективным потреблением энергоресурсов. К слову, скачкообразный рост цен  на энергоресурсы сразу же отразился  на жилищно-коммунальных тарифах для  населения. Однако ЖКХ постоянно работает над повышением энергоэффективности. На реализацию комплекса этих мероприятий выделены материальные средства.

По мнению некоторых  авторитетных специалистов в области  энергосбережения, намеченные задачи вполне реальны. Анализ зарубежного  опыта говорит о том, что прогнозируемое увеличение энергоэффективности сопоставимо  со снижением энергоемкости ВВП  в развитых странах в период нефтяного  кризиса 70-х годов прошлого столетия. Однако мировой опыт показывает, что  без поддержания в течение  длительного времени относительно высоких цен на ТЭР проблему резкого снижения энергоемкости ВВП не решить.

Отметим, что  отечественная экономика и особенно промышленный сектор располагают большим количеством разработок в области прорывных энергоэффективных технологий. В то же время реализация государственной политики управления энергосбережением должна базироваться на качественно новых подходах, позволяющих создать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективном использовании имеющегося потенциала энергосбережения. В условиях, когда основные производственные фонды некоторых отраслей устарели, на первый план выходит реализация проблемы широкомасштабного внедрения повышающих энергоэффективность общепромышленных инновационных технических решений, разработанных на основе отечественных перспективных технологий, не уступающих зарубежным образцам и удовлетворяющих спрос потребителей и производителей энергетических ресурсов. Задача состоит в том, чтобы за счет проведения целенаправленной государственной политики создать устойчивую и эффективную систему инвестирования в энергосбережение, исключив возможные финансово-экономические риски.

Даже в условиях рыночной экономики нельзя недооценивать  роль и возможности государственной политики в области энергосбережения. Без государственного влияния, как через прямые механизмы воздействия, так и через различные опосредованные формы, вряд ли можно рассчитывать на формирование и успешное функционирование рынка энергосбережения. Надежда только на рыночные силы и структурные сдвиги в экономике при отсутствии активной государственной политики повышения энергоэффективности, как показывает мировой опыт, не позволит добиться темпов снижения энергоемкости больше чем на 1-1,5% в год.

Со своей  стороны отметим, что в Беларуси в последнее время все более возрастает роль государства в стимулировании инвестиций в сферу энергосбережения. Это проявляется через работу профильного государственного органа, который занимается разработкой, внедрением и контролем за соблюдением нормативов и стандартов в области энергосбережения и энергоэффективности.

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КУРС НА ЭКОНОМИЮ

Принципиальный  поворот в деле энергосбережения наступил, когда в июне 2007 года была принята Директива Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы  экономической безопасности государства». Именно она и стала отправной  точкой активизации мер, направленных на энергосбережение  и поиск  альтернативных источников энергии  для экономики.

В Директиве  прописано, что «наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями, важнейшим приоритетом энергетической политики Республики Беларусь является…  максимально эффективное использование  топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов». А это, как отмечается в документе, требует чрезвычайного  режима их экономии, жесткого контроля над их расходованием и изменения  всей системы ресурсосбережения. Отсюда – вывод, что «экономия и бережливость становятся ключевыми факторами  поступательного социально-экономического развития независимого белорусского государства».

Директива определила целый ряд целей и  задач  в этом направлении и  обязала  Совет Министров принять  все  меры по установлению режима экономии энергоресурсов, доработать Концепцию  энергетической безопасности Республики Беларусь и ряд других документов, направленных на модернизацию белорусской  энергетической системы и увеличение использования собственных топливно-энергетических ресурсов. Предусматривались такие  меры, как, например, перевод котельных, расположенных в малых населенных пунктах (кроме чернобыльской зоны), с мазута на местные виды топлива (для чего их решено было преобразовывать  в мини-ТЭЦ), или оснащение квартир  счетчиками расхода холодной и горячей  воды.

В числе  мер  – ежегодное увеличение использования  в ЖКХ местных видов топлива  и техническое переоснащение  производства на основе внедрения энергосберегающих  технологий. А чтобы реализовать  поставленные задачи, Директива потребовала  активнее привлекать иностранные инвестиции  в эту сферу, стимулировать частную  инициативу, переходить на энергосберегающее  проектирование  и строительство  зданий, рассматривать любые проекты  развития производств с малой  энергоемкостью.

Наряду  с модернизацией  производств  на основе внедрения  энергосберегающих  технологий были повышены требования к эффективности научно-технической  и инновационной политики. Правительству и Национальной академии наук было поручено принять программу технического переоснащения и модернизации целого ряда производств, включая литейные, термические, гальванические и др. Поручалось также разработать и внедрить энергосберегающие технологии добычи, производства, транспортировки и использования топливно-энергетических ресурсов. Особое внимание уделялось расширению использования возобновляемых и альтернативных источников энергии. К примеру, предписывалось разработать программы активизации использования торфа, бурых углей и отходов деревообработки, делать упор на культивацию быстрорастущих видов деревьев для топливных нужд.

В документе  был продуман и вопрос о стимулировании руководства предприятий в этих целях. К примеру, степень экономии энергетических ресурсов и использования  местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также вторичных  энергоресурсов становилась одним  из критериев оценки работы руководителей  организаций. Их зарплата ставилась  в зависимость от этого, а Комитету государственного контроля было поручено проверять, насколько экономно предприятия  используют энергию и ресурсы.

После этого Правительство  активизировало свою деятельность в сфере энергетики. Уже в сентябре 2007 года оно утвердило  Республиканскую программу по преобразованию котельных в мини-ТЭЦ  на 2007-2010 годы. Она предусматривала преобразование 52 котельных в мини-ТЭЦ. Еще через  месяц, в октябре 2007 года, Правительство  утвердило Программу технического переоснащения и модернизации литейных, термических и гальванических и  других энергоемких производств. Она  позволила ввести международные  нормативы на таком производстве более чем на 50% и  сократить износ производственных фондов белорусской энергосистемы до 56%.

В декабре 2009 года было принято  постановление  Совета Министров  Республики Беларусь № 1593 «Об установлении заданий по доле местных видов топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного  топлива…», позволившее только по итогам 2010 года довести долю местных энергетических ресурсов в балансе топлива до 20%.

В январе 2010 года Правительство  приняло постановление  № 92 «О дополнительных мерах по рациональному  и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов в 2010 году», а в феврале – постановление № 248 «О мерах по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на период до 2012 года».

Реализация  этих документов, а также Системы  дополнительных мер по снижению энергоемкости  ВВП позволили только в 2010 году снизить  потребление топливно-энергетических ресурсов почти на 10%.

Затем еще через  месяц, в феврале 2010 года, Совет Министров  утвердил Концепцию  развития теплоснабжения в Республике Беларусь на период до 2020 года, а в  июле того же года –  Государственную  программу строительства  энергоисточников на местном возобновляемом топливе  на период 2010-2015 годов. Этот документ  предусматривает ввод в эксплуатацию  161 источника, в основном на древесном  топливе, что позволит заменить до 500 млн природного газа.

В августе 2010 года Совет Министров поручил  Департаменту по энергоэффективности  подготовить предложения по реализации в 2011 – 2015 годах национального проекта «Нетрадиционная энергетика». Согласно им, предусмотрено строительство  12 мини-ТЭЦ, ввод в эксплуатацию  121 установки на вторичных энергоресурсах и геотермальной энергии, строительство  43 комплексов по производству биогаза, 52 гидроэлектростанций и ветроэнергетических  установок. Все это позволит заменить свыше 574 млн природного газа.

Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт энергосбережения