Понятие благоустройства и озеленения городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проанализировать системы благоустройства и озеленения на основе Генерального плана города Оренбурга.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
дать понятие системы благоустройства и озеленения;
изучить общую характеристику Генерального плана города;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт благоустройства и озеленения;
проанализировать социально-экономические сферы города Оренбурга;
сделать анализ системы благоустройства и озеленения города Оренбурга;
разработать рекомендации по совершенствованию системы благоустройства и озеленения.

Файлы: 1 файл

озеленение и финансовое хозяйство города.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Генеральные планы  городов и поселений в различных  странах различны по названию, составу, функциям и правовому статусу. Реконструкция, застройка и освоение территорий ряда крупных городов ведётся без какого-то ни было единого документа планирования и зонирования территории.

В России, как  и во многих странах Запада, генплан  как юридический документ носит рекомендательный характер, то есть не является источником градостроительного права. На уровне города, поселения в роли такового выступают правила землепользования и застройки, включающие карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. По мере перехода страны на рыночные рельсы наблюдается постепенное сокращение сроков действия и уменьшение градорегулирующей роли генплана в пользу документов более низкого уровня — проектов планировки и межевания.

В генеральном  плане закладываются основные направления стратегии развития города. При изменении принципов управления должны измениться и принципы создания генеральных планов, но, то, что генеральный план развития города это главный, одновременно и опорный и итоговый документ при принятии градостроительных решений, сомнению подвергнуто быть не может. Но при произошедшей децентрализации управления территориальным и социально-экономическим развитием городов, неизбежным шагом должно стать изменение методологии разработки генерального плана развития города и всего комплекса градостроительной документации.

Генеральный план - это объемный градостроительный документ, предназначенный в основном для ограниченного круга профессионалов, рабочий инструмент, позволяющий определить градостроительное поле на территории города, градостроительный ресурс, потенциал градостроительных возможностей на запрашиваемой территории. Широкому кругу граждан, а также потенциальным инвесторам и застройщикам генплан интересен в качестве свода принятых решений, которые представлены в основном чертеже. Основной чертеж должен быть опубликован, равно как и правила землепользования и застройки, которые и призваны определять в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, являясь нормативным правовым актом местного самоуправления. Правила содержат выводы генерального плана, разграничивают сферы градостроительной деятельности по уровням влияния:

  • государственный (строительство метрополитена, завода оборонного назначения);
  • субъекта федерации (предприятия регионального значения, установление границ зон особого регулирования, границ пригородных зон);
  • муниципальный (развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, формирование фонда перераспределения городских земель);
  • частный (использование и строительство объектов недвижимости или имущественных комплексов) [7, с. 23].

 Именно правила  землепользования и застройки  должны играть роль проводника  градостроительной идеологии (миссии  города, заложенной в генеральном  плане) от власти, выступающей  от имени городского сообщества, защищающей интересы всего населения (руководствуясь публичным, административным правом) к каждому конкретному гражданину, будь то собственник жилья или владелец коммерческого предприятия, интерес которого не всегда совпадает с интересом всего города, в силу многих субъективных и объективных обстоятельств (например, когда речь идет о сносе объекта частной собственности для обеспечения условий строительства теплотрассы или запрещении возведения объекта нового строительства на конкретной территории). Гражданин, при осуществлении градостроительной деятельности руководствуется частным, гражданским правом (его персональное право может быть подтверждено градостроительным паспортом объекта недвижимости или свидетельством регистрации права собственности). Для того чтобы взаимодействие между обществом и гражданином приобрело форму партнерских отношений и постепенно перешло в стадию взаимопонимания, правила землепользования и застройки должны стать открытым доступным документом и приобрести статус источника градостроительного права. Очень важно, не допускать сокращения названия документа, как это сделано в Градостроительном кодексе Правила землепользования и застройки (далее правила застройки). Таким сокращением разделяется единый процесс, устанавливается приоритетность «застройки» перед «землепользованием», провоцируется ведомственная разобщенность (застройкой руководят органы градостроительства, а землепользованием земельные комитеты). В новом Земельном кодексе РФ эта ошибка не повторилась.

Таким образом, можно сказать, что генеральный план развития города - это инструмент управления городским развитием. А генеральный план и правила землепользования и застройки необходимо рассматривать, как единую систему документов, обеспечивающих осуществление градостроительной деятельности в городе.

 

 

    1. Международный и российский опыт благоустройства и озеленения городов

 

Сначала изучим российский опыт благоустройства и  озеленения городов РФ. В России озеленение городов проводится планомерно, в соответствии с ходом строительства, реконструкции и благоустройства городов. Это дает большие преимущества перед возможностями строительства.

Для оздоровления внешней среды предусматриваются  постепенный вынос из жилых районов  промышленных предприятий, выделяющих вредные выбросы, а также изменение на них технологических процессов, герметизация аппаратуры и внедрение эффективных обезвреживающих устройств. ТЭЦ и котельные переводятся с многозольного топлива на газ, сооружаются высокие, эффективно рассеивающие дымовые трубы и т.д. Вновь строящиеся промышленные предприятия, ж/д станции и узлы, ТЭЦ располагаются на расстояниях, определяемых действующими санитарными нормами, их строительство ведётся по технологическим схемам, обеспечивающим максимальную степень утилизации отходов для предупреждения загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями и водоёмов неочищенными стоками.

В жилых районах  комплексно благоустраиваются территории микрорайонов, где наряду с возведением  зданий культурно-бытового назначения осуществляется озеленение, прокладываются пешеходные дорожки, автомобильные проезды, устраиваются игровые и спортивные площадки.

С увеличением  интенсивности городского движения возрастают масштабы работ по благоустройству  улиц, улучшению покрытий и поперечного  профиля городских дорог, сооружению подземных переходов для пешеходов, освещению улиц, площадей, набережных, садов, парков, скверов на территории всего населённого места.

Существенную  роль в качественном изменении уровня благоустройства, разработке и реализации градостроительной документации сыграл Всероссийский конкурс на звание «Самый благоустроенный город России» инициированный Президентом РФ [15, с.100]. Проведение данного конкурса позволил наиболее эффективно повысить уровень благоустройства городов и населенных пунктов.

С 2003 г. ведется  постоянный мониторинг осуществления  деятельности по благоустройству. Ежеквартально  проводится сбор и анализ информации, предоставляемой министерствами и  ведомствами, для подготовки отчета в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды – ответственный орган за реализацию мероприятий по благоустройству. В дальнейшем материалы отчетов используются для выработки предложений по обеспечению эффективности проводимых работ, рекомендаций по совершенствованию деятельности местных органов управления [18, c. 79].

За период с 2003 по 2006 г. прошли стажировку в Германии и Нидерландах 135 русских специалистов, работающих в сфере благоустройства, ландшафтного проектирования и т.п. Изучение зарубежного опыта, безусловно, вносит разнообразие и дает толчок рождению новых идей и инициатив по формированию благоприятной архитектурно-пространственной среды, улучшению художественноэстетических качеств русских городов, сел, природного ландшафта [10, с. 123].

Для зарубежной градостроительной практики характерна крайне неравномерная степень благоустройства отдельных городов и населённых мест. В США, например, имеется много достижений в благоустройстве городских дорог, стоянок автотранспорта, национальных парков, мест отдыха и пр.; вместе с тем в некоторых крупных городах (Нью-Йорк и др.) остаются нерешенными проблемы оздоровления воздушного бассейна, необходимого освещения и др. Во многих городах капиталистических стран наряду с хорошо благоустроенными районами нередко встречаются целые кварталы трущоб, лишённые элементарного благоустройства, — свидетельство глубоких противоречий капиталистических городов, источником которых является частная собственность на землю и средства производства.

В Нью-Йорке  на каждом шагу стоят огромные железные корзины размером с холодильник с пластиковыми пакетами. В Париже моют переходы шампунем с запахом лаванды. Все, связанное с отходами и их уборкой, там зеленое – урны, контейнеры, машины.

Норма зеленых  насаждений в различных странах  разная. В Париже, например, она колеблется от 12–14 до 0,3 на 1 жителя. В Нью-Йорке район центра Мантхеттен имеет 3 зеленых насаждений на 1 человека, район Бронке – 20 , а район трущоб их совсем не имеет. Чикаго сравнительно хорошо обеспечен зеленью: имеет 140 парков, 5 бульваров, на 1 жителя приходится 12 зеленых насаждений. Однако хотя озеленение и пересчитывается на всех жителей города, западная его часть их полностью лишена (там расположены трущобы бедняков). В Лондоне нормы озеленения также различны: на 28-м округе – 23 , в 23-м – 0,4 зеленых насаждений на 1 жителя [18, c. 12].

Серьезное внимание за последнее десятилетие в России и за рубежом уделяется озеленению исторически сложившихся центров  путем реконструкции и разуплотнения плотно застроенных районов. В первую очередь сносится малоценный жилой фонд. Образовавшиеся пространства, дворы, разрозненные озелененные участки объединяются в бульвары. Другой вариант создания бульвара – это использование под озеленение жилой улицы с маленьким движением. Она превращается в пешеходную трассу – бульвар с местными проездами. Этот способ использовал известный американский архитектор Л. Хальприн при реконструкции улицы Николлет-Молл в Миннеаполисе. По всей длине улицы проложен извилистый узкий проезд (7,2 м вместо 18 м) для общественного транспорта и такси. Это позволило избежать монотонности уличного пейзажа. Остальное пространство улицы максимально озеленено и предоставлено пешеходам [10, c. 315].

В практике озеленения городов с успехом применяются  сады и скверы на платформах подземных  гаражей. За рубежом разработано  несколько систем садов на крышах, которые обеспечивают наиболее оптимальные  условия для развития растений. Самый  большой сад на крыше в США создан в Окленде над четырехэтажным подземным гаражом площадью 1,4 га.

Заслуживает внимание опыт японских архитекторов Т. Като и  Ц. Накамура, создавших многоярусный сквер для «созерцательного»  отдыха в городе Каратсу. Интересные скверы такого типа имеются и в нашей стране [10, c. 11].

Прогрессивный метод увеличения озеленения городской территории –  это создание садов на плоских  крышах жилых и общественных зданий. Они имеют преимущество с точки  зрения инсоляции и загрязненности воздуха, так как на уровне крыш воздух значительно чище. Во многих городах мира озеленение кровель рассматривается как один из путей решения проблемы оздоровления окружающей среды, а стало быть, улучшения качества жизни горожан.

Пытаясь в какой-то мере компенсировать недостаток зелени в городах, архитекторы создают «зеленые оазисы» высоко над землей – в лоджиях, на балконах и террасах. Такие приемы озеленения помогают архитектуре перекликаться с окружающей средой и в то же время озеленение фасадов помогает четче выявить архитектурные акценты. Примером такого озеленения могут служить гостиницы в Ибусуки в Японии и в г. Таормине в Сицилии [11, c. 79].

В современной  практике озеленения городов применяются  некоторые специфические приемы формирования микроландшафтов. Это  применение вертикального озеленения вьющимися растениями, устройство переносных садов, подвесного озеленения, зеленых островов в покрытии тротуаров, применение приемов геопластики. Переносные сады представляют собой композиции из декоративных ваз. Их особенность состоит в том, что место размещения и композиция могут быть легко изменены в зависимости от назначения. Переносные сады с меняющейся композицией вносят разнообразие в те места, где нет постоянного озеленения [14, c. 215].

В Лондоне к  проблеме озеленения относятся очень серьезно, это один самых зеленых городов Европы. Озеленением в Лондоне занимаются в основном не городские власти, а сами жители и частные компании. Подавляющая часть населения Лондона живет не в квартирах, а в собственных двух- и трехэтажных домах, похожих на загородные коттеджи. Обязательный атрибут таких домов – миниатюрный сад или хотя бы палисадник перед фасадом. Обязательный вовсе не потому, что на этот счет есть некое высочайшее предписание, а потому, что стоимость дома без зелени падает вдвое. В каждом из 32 районов большого Лондона действуют районные муниципальные советы, отвечающие за вопросы озеленения на своих территориях [10, с. 345]. Деньги на благоустройство идут из районных бюджетов, куда они поступают за счет постоянно растущего местного налога.

Проблема свалок и бывших промзон стоит не только в Москве. В Германии в Бонне  после войны возникла огромная проблема свалок на берегу реки Рейна. Для решения  этой проблемы был объявлен конкурс, победителем которого стал проект, предусматривающий разбивку парка на этом месте. Сейчас это один из лучших парков Германии – Райнау. В парки отдыха превращены многие бывшие свалки в Рурской области.

Ухудшение экологической  ситуации в регионах Западной Европы привело к тому, что уже в 60-70-х  гг. XX в. во многих странах начались поиски новых концепций природопользования, путей совершенствования экологической политики. Деятельность государств выражалась прежде всего в принятии новых природоохранных законов, как общих законов об охране природы, так и относящихся к охране вод, воздуха, земельных, лесных и других ресурсов. Основополагающий принцип этих законов: «Платит тот, кто загрязняет». Были увеличены также государственные расходы на НИОКР в области охраны окружающей среды. Постепенно стали расти и расходы частного капитала – прежде всего на создание очистных сооружений.

Информация о работе Понятие благоустройства и озеленения городов