Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 18:39, контрольная работа
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - это проводимый в рамках экологического права процесс, способствующий принятию экологически ориентированных управленческих решений о реализации намечаемой деятельности посредством определения возможного негативного воздействия, оценки экологических последствий, разработки мер по предотвращению или уменьшению неблагоприятных воздействий с учетом общественного мнения.
Понятие об оценке воздействия на окружающую среду.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - это проводимый в рамках экологического права процесс, способствующий принятию экологически ориентированных управленческих решений о реализации намечаемой деятельности посредством определения возможного негативного воздействия, оценки экологических последствий, разработки мер по предотвращению или уменьшению неблагоприятных воздействий с учетом общественного мнения.
Оценка воздействия является сегодня одним из передовых механизмов осуществления правовой охраны природы, являющихся наиболее эффективными и мощными управленческими рычагами охраны окружающей среды и рационального природопользования.
VI глава ФЗ России "Об
охране окружающей среды" посвящена
экологической экспертизе и
Цели оценки воздействия на окружающую среду.
Основная цель оценки воздействия на окружающую среду — предотвращение или смягчение негативного воздействия намечаемой хозяйственной или любой другой деятельности на окружающую среду, а также связанных с ней экономических, социальных или иных последствий.
Оценка воздействия на природную среду проводится в целях определения экологических последствий любых вариантов принимаемых хозяйственных и управленческих решений, а также разработки рекомендаций по улучшению состояния окружающей среды, предотвращению деградации, уничтожения или истощения естественной экологической системы.
Оценка воздействия производится на стадии разработки обосновывающей документации, часто до начала процесса проектирования. Оценка воздействия выполняется заказчиком.
Перечень основных задач, решаемых в процессе проведения ОВОС.
В процессе проведения оценки воздействия решаются следующие основные задачи:
Принципы проведения ОВОС.
Принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду базируются на концептуальных посылках охраны окружающей среды и регулирования природопользования.
Этапы проведения оценки воздействия.
Проведение ОВОС осуществляется в несколько основных этапов:
Содержание исследования ОВОС должно включать определение характеристики намечаемой хозяйственной или любой другой деятельности и всех возможных альтернатив, включая их варианты, анализ антропогенной нагрузки на окружающую среду, определение мероприятий, предотвращающих или уменьшающих негативные воздействия, оценка эффективности этих мероприятий и возможности их реализации, подготовку предварительного варианта материалов оценки воздействия планируемой деятельности.
Участники проведения оценки воздействия.
В проведении ОВОС участвуют исполнители операций и процедур оценки воздействия на окружающую среду, обязанные им строго следовать и участники оценки воздействия, которые не обязаны их придерживаться, если какой-либо порядок не закреплен законодательно.
К исполнителям оценки воздействия на окружающую среду относятся заказчик, изыскатели, разработчики решений по объекту и подрядчики работ. К участникам - представители инициатора ОВОС, органов власти и общественности.
Основные функции исполнителей оценки воздействия.
Основные функции, которые осуществляются в рамках ОВОС заказчиком - это организация, осуществление и финансирование соответствующих работ. Сюда также входят:
В рамках оценки воздействия на окружающую природную среду возможно выполнение заказчиком также других функций, обеспечивающих учет в принимаемых решениях экологических условий и требований.
Результаты проведения ОВОС.
Результатами проведения оценки воздействия являются информация о масштабах и характере воздействия на окружающую природную среду намечаемой деятельности, альтернативных возможностях ее реализации, оценке экологических, экономических, социальных и иных последствий данного воздействия; о возможности смягчения воздействия; выявление и учет общественного мнения при принятии решений намечаемой хозяйственной деятельности; решений по определению возможных альтернативных вариантов реализации.
Результаты ОВОС должны документироваться в материалах по оценке воздействия, являющимися частью документации по представляемой на экологическую экспертизу деятельности и используемой также в процессе принятия относящихся к этой деятельности управленческих решений.
По всей видимости, мало сделать качественный научный прогноз возможных изменений окружающей среды в результате реализации того или иного хозяйственного решения. Важно, чтобы выводы такого прогноза вошли в содержание решения до момента его принятия и осуществления и обеспечивали его экологическую безопасность для общества. Выработку таких решений, по мнению авторов, может обеспечить процесс оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Почему именно ОВОС претендует на роль столь важного механизма в системе принятия решений, в чем суть осуществляемых при этом действий, каким образом оформить полученные результаты и сделать их достоянием широкой общественности, почему открытость в выработке решений на самом деле выгодней, чем закрытость ее от посторонних глаз? Эти и другие вопросы требуют ответа в том числе и потому, что развитие методологии ОВОС и ее практическое применение в течение последних 25 лет во всем мире показало наличие, особенно среди представителей науки, проектирования, органов государственного управления и других общественных групп, множественности мифов вокруг этой деятельности. К наиболее устойчивым из них можно отнести следующие.
Миф первый: ОВОС - это "антиразвитие". "Экологическая бюрократия" в лице государственных органов управления в области охраны окружающей среды при поддержке демагогически настроенной части населения воздвигла этот барьер на пути хозяйственного развития с целью, с одной стороны, обоснования собственной значимости и амбиций в рамках системы подготовки и принятия решений, а с другой - создания дополнительного дорогостоящего "ритуала" экологических поборов. И то и другое создает препятствия устойчивому поступательному экономическому развитию, являясь тормозом при обосновании хозяйственных проектов. Платежи, которые осуществляет в настоящее время хозяйствующий субъект, по мнению инициаторов деятельности, вполне достаточны для компенсации всего экологического ущерба.
Миф, безусловно, имеет
под собой некоторые основания. Мнение
общественности играет немаловажную роль
при выборе приоритетов развития, а отсутствие
правового регулирования учета этого
мнения и, как следствие, невозможность
организовать конструктивный диалог между
инициатором намечаемой деятельности
и общественностью существенно тормозят
темпы подготовки и принятия решений.
Для того, чтобы развеять этот миф, необходимо
определить, в чем заключается цель и состоят
задачи проведения ОВОС. При этом следует
иметь в виду, что инициатор намечаемой
деятельности объективно заинтересован
в повышении качества вырабатываемого
им хозяйственного решения. И в этой связи
учет экологических условий и требований
в подготавливаемом решении имеет существенное
значение. Нам еще предстоит выяснить,
почему проведение ОВОС в соответствии
с нормами и правилами есть полная гарантия
того, что подготовленное решение абсолютно
отвечает целям развития данной территории
и уж никак не ведет к ее деградации.
Особое место занимает вопрос взаимодействия инициатора намечаемой деятельности с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России), которые при рассмотрении проектной документации на государственной экологической экспертизе имеют право выдвигать требования по учету бесконечного множества экологических факторов. И это происходит тогда, когда разработка проектных решений по объекту фактически закончена и финансовые ресурсы на проектирование практически исчерпаны.
Миф второй. ОВОС стоит очень дорого. Исследования, которые необходимо проделать в рамках ОВОС настолько необъятны, а имеющихся данных, используемых при подготовке большинства хозяйственных решений настолько мало, что для их проведения требуются огромные финансовые и временные ресурсы, соизмеримые, а порой (для крупных проектов) и превосходящие затраты на собственно проектные разработки.
Подобная точка зрения
весьма распространена. Причина здесь,
по-видимому, одна - увеличение объема
работ в интересах подрядчика, исполнителя
работ по ОВОС. Действительность, к сожалению,
такова, что ОВОС часто проводят либо те,
кто раньше занимался подготовкой традиционного
раздела "Охрана окружающей природной
среды" в технико-экономическом обосновании
(ТЭО) или проекте строительства, либо
научные коллективы, не имевшие в своей
практике дела с проектированием. И те
и другие заинтересованы в проведении
широкомасштабных долгосрочных исследований
за счет инициатора намечаемой деятельности,
ее заказчика.
Миф третий: ОВОС - это бесполезное занятие, поскольку
даже после проведения оценки проект реализуется
по первоначальному замыслу.
Информация о работе Понятие об оценке воздействия на окружающую среду